Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:37, реферат
В работе автор пытается раскрыть все особенности разговорного русского языка и устной публичной речи.
Введение…………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Основные особенности современного разговорного языка …………. ………5-10
1.1. «Плохой» русский язык…………………………..6-8
1.2.Формирование тенденций речевой практики…………8-10
Глава 2. Особенности устной публичной речи…………………… 11 -16
2.1. Социально-политическое красноречие ……….11-12
2.2. Академическое красноречие ………12
2.3. Судебное красноречие ………………………12-13
2.4. Оратор и его аудитория …………………………13-14
2.5. Аргументирование в ораторском искусстве ………….14-16
Заключение……………………………………………………………………..17 - 18
Библиографический список ………………………………………………….19 – 20
Поднимая культуру языка, мы возвышаем общую культуру поведения, а значит, и свой жизненный уровень. Опуская культуру языка, мы втаптываем в грязь общечеловеческие нормы общения и тем самым снижаем свой жизненный уровень. Неудивительно, что падает престиж нашей страны на международной арене. С чего бы ему подниматься, если даже интеллигенция у нас часто говорит, как заурядная кухарка?
1.2.Формирование тенденций речевой практики.
После 1991 г. в речевой практике общества сформировались некоторые положительные тенденции:
-расширение словарного
-приближение языка средств
-сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике;
-деидеологизация некоторых
-выход из употребления многих газетных штампов советского времени;
-возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.
Положительное влияние на развитие
языка оказывает изменение
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:
-закрепление грамматических
-неточное употребление
-стилистические нарушения речи.
Грамматическими недостатками современной речи являются:
-замена личных форм глаголов
отглагольными
-утрата словами определенного значения (подвижки, панацея, импульс, стабилизация, эксклюзивный);
-нагромождения падежных форм (во
время проведения операции по
задержанию вооруженного
-замена падежного управления предложным (конференция показала о том, что…);
-замена косвенного падежа
-неправильный выбор падежа (на
основании каких-то материалах)
Лексическими недостатками речи являются:
-распространение слов с узким
(ситуативным) значением (
-употребление заимствований,
-употребление аббревиатур (
-идеологизация
некоторых пластов лексики,
Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:
-превращение
метафор в новые шаблоны (
-употребление категоричных слов (например, знаменитое однозначно);
-употребление
слов, скрывающих суть явлений
(социальная незащищенность [нищета],
привлечение фирм к
-проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь;
-злоупотребление эмоционально
окрашенной лексикой в
-влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);
-доверие
народа к печатному слову (
-снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;
-снижение качества корректорской работы;
-запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;
-разрыв
между усложненными
-снижение
интереса школьников к
-проблемы в пополнении фонда библиотек;
-превращение
"Правил орфографии и
-неуважение к гуманитарной науке;
-неуважение к адресатам речи;
-пренебрежение к родному языку.
Глава 2. Особенности устной публичной речи.
Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.
Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах.
Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике:
политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др.
2.1. Социально-политическое красноречие.
Этот род ораторского
а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы,
б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде),
в) политическая речь, Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-
г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение,
е) военно-патриотическая речь,
ж) митинговая речь,
з) агитаторская речь.
Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.
Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.
Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.
Политическое обозрение
Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн;
Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.
Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески поощряет их работу.
2.2. Академическое красноречие.
Этот род ораторского
а) лекция вузовская,
б) научный доклад,
в) научный обзор,
г) научное сообщение пли
Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.
Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.
Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.
2.3. Судебное красноречие.
Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:
а) прокурорская, или обвинительная, речь;
б) общественно-обвинительная
в) адвокатская, или защитительная, речь;
г) общественно-защитительная речь
д) самозащитительная речь обвиняемого.
Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопорядок.
Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.
Общественно-обвинительные и
Самозащитительная речь предоставляется обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его. Классическим образцом такого вида судебного красноречия являются страстные, убедительные, исключительно аргументированные выступления выдающегося болгарского коммуниста Георгия Димитрова на Лейпцигском судебном процессе, устроенном в 1933 г. пришедшими к власти гитлеровцами.
Судебное красноречие в нашем социалистическом обществе утрачивает большое общественное значение ввиду отсутствия преступлений серьезного социального или политического содержания.
2.4. Оратор и его аудитория.
Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
Все вышесказанное позволяет
Информация о работе Разговорный русский язык и устная публичная речь