Разговорный русский язык и устная публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

В работе автор пытается раскрыть все особенности разговорного русского языка и устной публичной речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Основные особенности современного разговорного языка …………. ………5-10
1.1. «Плохой» русский язык…………………………..6-8
1.2.Формирование тенденций речевой практики…………8-10
Глава 2. Особенности устной публичной речи…………………… 11 -16
2.1. Социально-политическое красноречие ……….11-12
2.2. Академическое красноречие ………12
2.3. Судебное красноречие ………………………12-13
2.4. Оратор и его аудитория …………………………13-14
2.5. Аргументирование в ораторском искусстве ………….14-16
Заключение……………………………………………………………………..17 - 18
Библиографический список ………………………………………………….19 – 20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Поднимая культуру языка, мы возвышаем  общую культуру поведения, а значит, и свой жизненный уровень. Опуская  культуру языка, мы втаптываем в грязь  общечеловеческие нормы общения  и тем самым снижаем свой жизненный  уровень. Неудивительно, что падает престиж нашей страны на международной арене. С чего бы ему подниматься, если даже интеллигенция у нас часто говорит, как заурядная кухарка?

 

1.2.Формирование  тенденций речевой практики.

 

После 1991 г. в речевой практике общества сформировались некоторые положительные тенденции:

-расширение словарного состава  языка в области экономической,  политической и юридической лексики; 

-приближение языка средств массовой  информации к потребностям достоверного  освещения реальности;

-сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике;

-деидеологизация некоторых пластов  лексики; 

-выход из употребления многих  газетных штампов советского  времени; 

 

-возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий  публичного общения: отмена цензуры, возможность  высказать личное мнение, возможность  для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

 

Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:

-закрепление грамматических ошибок  в качестве образцов построения  предложений; 

-неточное употребление лексики,  искажение значений слов;

-стилистические нарушения речи.

Грамматическими недостатками современной  речи являются:

-замена личных форм глаголов  отглагольными существительными  с суффиксами -ация, -ение, -ание (регионализация, фермеризация, криминализация, спонсирование,  лоббирование, инвестирование);

-утрата словами определенного  значения (подвижки, панацея, импульс,  стабилизация, эксклюзивный);

-нагромождения падежных форм (во  время проведения операции по  задержанию вооруженного преступника,  корректировка курса будет проводиться  в сторону ужесточения реформ, о плане мероприятий, проводимых в связи с празднованием…);

-замена падежного управления  предложным (конференция показала  о том, что…);

-замена косвенного падежа сочетанием  с словом как (иногда это  является как уступка, он назван  как лучший игрок);

-неправильный выбор падежа (на  основании каких-то материалах).

Лексическими недостатками речи являются:

-распространение слов с узким  (ситуативным) значением (бюджетник,  контрактник, льготник, отраслевик, силовик);

-употребление заимствований, непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг);

-употребление аббревиатур (УИН,  ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО  и ЧС);

-идеологизация  некоторых пластов лексики, изобретение  новых ярлыков (групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).

 

 

Стилистика  речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется  такими отрицательными чертами:

-превращение  метафор в новые шаблоны (вертикаль  власти, оздоровление экономики), иногда  бессмысленные (предвзятые барьеры,  Россия больна сегодня здоровьем  людей, Россия занимает здесь  главное лицо, местные власти  борются с нехваткой средств [здесь хочется добавить: нехватка пока побеждает в этой неравной борьбе]);

-употребление  категоричных слов (например, знаменитое  однозначно);

-употребление  слов, скрывающих суть явлений  (социальная незащищенность [нищета], привлечение фирм к благотворительной деятельности [незаконные поборы с предпринимателей]);

-проникновение  жаргона в публицистическую и  устную официальную речь;

-злоупотребление эмоционально  окрашенной лексикой в официальной  публичной речи 

-влияние  неграмотной речи лиц, имеющих  авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);

-доверие  народа к печатному слову (привычка  рассматривать все напечатанное  и сказанное по телевидению  как образец нормы);

-снижение  редакторской требовательности  к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;

-снижение  качества корректорской работы;

-запутанность  и нечеткость мысли авторов  публицистических статей, политических  заявлений и законов, и, как  следствие, неясность языка их  произведений;

-разрыв  между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы;

-снижение  интереса школьников к классической  литературе;

-проблемы  в пополнении фонда библиотек; 

-превращение  "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;

-неуважение  к гуманитарной науке; 

-неуважение  к адресатам речи;

-пренебрежение  к родному языку. 

 

 

Глава 2. Особенности устной публичной речи.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории  филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах.

Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким  он представляется и в развитии русской  филологической науки, и в современной  теории и практике:

политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др.

2.1. Социально-политическое красноречие.

 Этот род ораторского искусства  включает в себя следующие  виды:

а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы,

б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде),

в) политическая речь, Теоретики ораторского  искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-

г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение,

е) военно-патриотическая речь,

ж) митинговая речь,

з) агитаторская речь.

Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.

Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.

Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных  и внутригосударственных политических событий; в монологической речи политического обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Политическое обозрение мозаично по композиции, но объединено одной общей идеей.

Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн;

Митинговая речь по содержанию может  быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим  охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески поощряет их работу.

2.2. Академическое красноречие.

Этот род ораторского искусства  характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

а) лекция вузовская,

б) научный доклад,

в) научный обзор,

г) научное сообщение пли информация.

Наиболее распространенным видом  академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой  изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

2.3. Судебное красноречие.

Судебное красноречие, как и  социально-политическое, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас  дошло множество судебных речей  древних ораторов. Немалый вклад  в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:

а) прокурорская, или обвинительная, речь;

б) общественно-обвинительная речь;

в) адвокатская, или защитительная, речь;

г) общественно-защитительная речь

д) самозащитительная речь обвиняемого.

Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания  виновного, нарушившего нормы и  законы нашего государства, установленный в обществе правопорядок.

Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям  с просьбой подойти к виновному  объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.

Общественно-обвинительные и общественно-защитительные  речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов  учреждений и предприятий, так или  иначе заинтересованных в исходе судебного разбирательства; обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они используют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана.

Самозащитительная речь предоставляется  обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его. Классическим образцом такого вида судебного красноречия являются страстные, убедительные, исключительно аргументированные выступления выдающегося болгарского коммуниста Георгия Димитрова на Лейпцигском судебном процессе, устроенном в 1933 г. пришедшими к власти гитлеровцами.

Судебное красноречие в нашем  социалистическом обществе утрачивает большое общественное значение ввиду  отсутствия преступлений серьезного социального  или политического содержания.

2.4. Оратор и его аудитория.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в  процессе публичного выступления взаимодействуют  друг с другом.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание  мысли и чувства, рационального  и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

Информация о работе Разговорный русский язык и устная публичная речь