Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования шестилетних детей. Рецензент, кандидат пед. наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования Нижневартовского гуманитарного университета Н.С. Малетина.

Файлы: 1 файл

Обследование устной речи шестилетних детей с балльно.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Инструкция: “Назови, какой первый звук слышишь в слове  …?” 

Вторая группа состоит из 10 проб. 

Инструкция: “Назови, какой последний звук слышишь  в слове …?” 

Третья группа состоит из трех проб, выявляющих, способность  ребенка определить место заданного  звука в слове по отношению  к другим звукам. 

Инструкция: “  Где ты слышишь “С” в слове  сад в начале или в конце?” 

Далее предлагается определить звук в конце слова, а потом в середине: нос, оса.  

Четвертая группа состоит из двух проб, направленных на умение выделять звук из слова. 

Инструкция: “Назови  звуки по порядку, друг за другом как  ты их слышишь”. 

Пятая группа состоит  из четырех проб, расположенных в порядке усложнения. 

Инструкция: “Послушай  внимательно слово и скажи, сколько  в нем звуков”. 

Шестая группа состоит из четырех проб, расположенных  в порядке усложнения. 

Инструкция: “Послушай  звуки и скажи, какое слово  получилось”. 

Седьмая группа состоит из трех проб, расположенных в порядке усложнения. 

Инструкция: “Посчитай, сколько слогов в слове”. 

Восьмая группа состоит из четырех проб. 

Инструкция: “Послушай  внимательно и скажи, сколько  слов в предложении” 

При выполнении всех этих групп заданий ребенку  предлагается три попытки с оказанием  стимулирующей помощи: “Подумай еще”. 

Оценка: 1 балл –  правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.  

Максимальное  число баллов за каждое задание соответствует  количеству предъявляемых проб. 

Максимальное  число баллов за всю II серию – 40 баллов. 

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования – состоит из трех групп заданий. 

Первая группа заданий включает 50 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные, птицы, мебель, овощи, фрукты, транспорт; названий детенышей, названий профессий (8, 14, 10, 8, 10 соответственно). 

Вторая группа заданий включает 60 проб на проверку знания цветов спектра и предусматривающих  образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных; подбор антонимов (12; 15; 15; 10; 8 соответственно) 

Третья группа заданий включает 45 проб на проверку глагольного словаря (называние  действий по картинкам; называние действий людей (по профессиям); “Кто как передвигается?”; “Кто как кричит?”; “Кто как голос подает?”) – 10, 10, 5, 10, 10 соответственно.  

Предметный словарь: (первая группа заданий) 

Инструкция: “Ответь  на вопрос” применяется для 1-й, 5-й  групп проб. 

“Покажи и назови части. Что это?” применяется  для 2-й группы проб. 

“Как все  эти предметы можно назвать одним словом”- для 3-й группы проб. 

“Назови детенышей  у …” - для 4-й группы проб. 

Словарь признаков: (вторая группа заданий) 

качественные  прилагательные 

Инструкция: “Назови, какого цвета краски” - для 1-й группы слов. 

“Назови, какой  предмет по форме” - для 2-й группы слов. 

“Ответь на вопрос, какой по вкусу … сахар, лимон?” - для 3-й группы. 

“Ответь на вопрос, как называют лису, зайца, медведя  за …” - для 4-й группы слов 

“Если днем жара, то день жаркий, а если … солнце, дождь, холод, ветер, мороз … какой день?” - для 5-й группы слов. 

относительные прилагательные 

Инструкция: “Мяч из резины – он резиновый, а… какой? какая? какое?” 

притяжательные  прилагательные 

Инструкция: “У собаки лапа собачья, а у …” 

Инструкция: “Скажи наоборот” - для 3-й группы слов - антонимов 

Глагольный словарь: 

Инструкция: “Назови, что делает?”- для 1-й, 2-й группы проб. 

“Ответь, как  передвигается …?” - для 3-й группы проб. 

“Ответь, как  кричит …?” - для 4-й группы проб. 

“ Ответь, как  подает голос …?” - для 5-й группы проб. 

Оценка: 1 балл –  правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: “Подумай еще”; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических  парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов - невыполнение. 

Максимальное  количество баллов за выполнение первой группы заданий – 50 баллов, второй – 60 балла, третьей группы – 45 баллов. 

Максимальное  количество баллов III серию – 155 баллов 

Серия IV – Исследование грамматического строя – состоит  из пяти групп заданий. 

Первая группа нацелена на исследование состояния  словоизменения: в ней 55 проб, предусматривающих  образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида (10; 10; 4; 4; 4; 4; 4; 5; 7; 3 соответственно). 

Инструкция: “Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…” - для 1-й группы проб. 

“Чего не стало?” - для 2-й группы проб. 

“Скажи, кому ты даешь корм?” - для 3-й, 4-й групп  проб. 

“Кого ты видишь на картинке?” - для 5-й, 6-й групп проб. 

“Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?” - для 7-й группы проб. 

“Назови ласково  предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая  – это ручка” - для 8-й группы слов. 

“Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?” - для 9-й группы проб. 

“Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик? Что  сделал мальчик?” - для 10-й группы проб. 

Вторая группа включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и  женского рода единственного числа. 

Инструкция: “Назови, какой предмет по цвету”. 

Третья группа включает 8 проб на согласование существительного с числительным. 

Инструкция: “Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять…”.  

Оценка 1, 2, 3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи “Не верно, подумай еще”; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение. 

Четвертая группа включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог. 

Инструкция: “Сейчас  я назову предложение, в котором  пропущено слово, постарайся найти  его и вставить”. 

В связи с  трудностью этого задания, используются два вида помощи: 

1 – стимулирующая  помощь (“Неверно, подумай еще”) и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”). 

Оценка: 1 балл –  правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после  помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное  использование помощи, как первого, так и второго вида. 

Пятая группа заданий  предусматривает повторение предложений  различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность  к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.  

Предложение повторяется до первого его воспроизведения его (1-2 раза). 

Инструкция: “Послушай  предложение и постарайся повторить  его как можно точнее”. 

Оценка: 1 балл –  правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных  слов без искажения смысла и структуры  предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.  

Всего в задании 11 проб. 

В шестой группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и сих нарушениями.  

Инструкция: “Я буду называть предложения, и если в  них будут ошибки, постарайся их исправить”. 

Оценка: 1 балл –  выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, замена, перестановка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена. 

Всего в задании 10 проб. 

Седьмая группа проб предусматривает составление  предложений из слов , данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией. 

Инструкция: “Я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение”. 

Слова предъявляются  до первого ответа. 

Оценка: 1 балл –  предложение составлено верно; 0,5 балла  – нарушен порядок слов; 0,25 балла  – наблюдаются пропуски привнесения  или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности. (Например, предложение “Петя купил красный шар маме” построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной из вне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия); 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. 

Всего в задании 10 проб. 

Максимальный  балл за каждую группу заданий совпадает  с количеством в ней проб, а  за всю IV серию равен 107 баллам. 

Серия V - Исследование сложных логико-грамматических отношений направлена на проверку понимания обращенной речи. Понимание сложных логико-грамматических конструкций требует сложной аналитико-синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 7 проб, включающие обратимые и флективные инвертированные словосочетания, конструкции, отражающие временные и пространственные отношения, сравнительные конструкции. 

Оценка: 1 балл –  правильное выполнение; 0,5 балла –  самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ. 

Максимальный  балл за V серию равен 7 баллам. 

Серия VI – Исследование сформированности связной речи. 

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.  

Для того, чтобы  учесть как смысловую сторону, так  и качество лексико-грамматического  оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые  несколько модифицированы. 

1. Составление  рассказа по серии сюжетных  картинок (четыре картинки). 

“Заяц и морковка” 

Информация о работе Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой