Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, реферат
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования шестилетних детей. Рецензент, кандидат пед. наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования Нижневартовского гуманитарного университета Н.С. Малетина.
Инструкция: “Назови,
какой первый звук слышишь в слове
…?”
Вторая группа
состоит из 10 проб.
Инструкция: “Назови,
какой последний звук слышишь
в слове …?”
Третья группа
состоит из трех проб, выявляющих, способность
ребенка определить место заданного
звука в слове по отношению
к другим звукам.
Инструкция: “
Где ты слышишь “С” в слове
сад в начале или в конце?”
Далее предлагается
определить звук в конце слова, а потом
в середине: нос, оса.
Четвертая группа
состоит из двух проб, направленных
на умение выделять звук из слова.
Инструкция: “Назови
звуки по порядку, друг за другом как
ты их слышишь”.
Пятая группа состоит
из четырех проб, расположенных в порядке
усложнения.
Инструкция: “Послушай
внимательно слово и скажи, сколько
в нем звуков”.
Шестая группа
состоит из четырех проб, расположенных
в порядке усложнения.
Инструкция: “Послушай
звуки и скажи, какое слово
получилось”.
Седьмая группа
состоит из трех проб, расположенных в
порядке усложнения.
Инструкция: “Посчитай,
сколько слогов в слове”.
Восьмая группа
состоит из четырех проб.
Инструкция: “Послушай
внимательно и скажи, сколько
слов в предложении”
При выполнении
всех этих групп заданий ребенку
предлагается три попытки с оказанием
стимулирующей помощи: “Подумай еще”.
Оценка: 1 балл –
правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со
второй попытки; 0,25 балла – правильный
ответ с третьей попытки; 0 баллов
– неверный ответ с третьей попытки.
Максимальное
число баллов за каждое задание соответствует
количеству предъявляемых проб.
Максимальное
число баллов за всю II серию – 40 баллов.
Серия III – Исследование
словаря и навыков
Первая группа
заданий включает 50 проб на проверку
активного предметного словаря;
показ и называние частей предмета;
называние обобщающих понятий: игрушки,
посуда, одежда, обувь, животные, птицы,
мебель, овощи, фрукты, транспорт; названий
детенышей, названий профессий (8, 14, 10,
8, 10 соответственно).
Вторая группа
заданий включает 60 проб на проверку
знания цветов спектра и предусматривающих
образование качественных, относительных,
притяжательных прилагательных; подбор
антонимов (12; 15; 15; 10; 8 соответственно)
Третья группа
заданий включает 45 проб на проверку
глагольного словаря (называние
действий по картинкам; называние действий
людей (по профессиям); “Кто как передвигается?”;
“Кто как кричит?”; “Кто как голос
подает?”) – 10, 10, 5, 10, 10 соответственно.
Предметный словарь:
(первая группа заданий)
Инструкция: “Ответь
на вопрос” применяется для 1-й, 5-й
групп проб.
“Покажи и назови
части. Что это?” применяется
для 2-й группы проб.
“Как все
эти предметы можно назвать одним словом”-
для 3-й группы проб.
“Назови детенышей
у …” - для 4-й группы проб.
Словарь признаков:
(вторая группа заданий)
качественные
прилагательные
Инструкция: “Назови,
какого цвета краски” - для 1-й группы
слов.
“Назови, какой
предмет по форме” - для 2-й группы слов.
“Ответь на вопрос,
какой по вкусу … сахар, лимон?”
- для 3-й группы.
“Ответь на вопрос,
как называют лису, зайца, медведя
за …” - для 4-й группы слов
“Если днем жара,
то день жаркий, а если … солнце,
дождь, холод, ветер, мороз … какой день?”
- для 5-й группы слов.
относительные
прилагательные
Инструкция: “Мяч
из резины – он резиновый, а… какой?
какая? какое?”
притяжательные
прилагательные
Инструкция: “У
собаки лапа собачья, а у …”
Инструкция: “Скажи
наоборот” - для 3-й группы слов - антонимов
Глагольный словарь:
Инструкция: “Назови,
что делает?”- для 1-й, 2-й группы проб.
“Ответь, как
передвигается …?” - для 3-й группы
проб.
“Ответь, как
кричит …?” - для 4-й группы проб.
“ Ответь, как
подает голос …?” - для 5-й группы проб.
Оценка: 1 балл –
правильный ответ; 0,5 балла – правильный
ответ после стимулирующей
Максимальное
количество баллов за выполнение первой
группы заданий – 50 баллов, второй –
60 балла, третьей группы – 45 баллов.
Максимальное
количество баллов III серию – 155 баллов
Серия IV – Исследование
грамматического строя –
Первая группа
нацелена на исследование состояния
словоизменения: в ней 55 проб, предусматривающих
образование формы именительного падежа,
родительного падежа множественного числа;
формы дательного падежа единственного
и множественного числа; формы винительного
падежа единственного и множественного
числа; формы творительного падежа единственного
числа имени существительного; образование
уменьшительно-ласкательной формы имени
существительного; образование приставочных
глаголов; образование глаголов совершенного
вида (10; 10; 4; 4; 4; 4; 4; 5; 7; 3 соответственно).
Инструкция: “Я
буду говорить про один предмет, а ты
про много. Один – стол, а если их много
это – столы…” - для 1-й группы проб.
“Чего не стало?”
- для 2-й группы проб.
“Скажи, кому ты
даешь корм?” - для 3-й, 4-й групп
проб.
“Кого ты видишь
на картинке?” - для 5-й, 6-й групп проб.
“Чем ты будишь
рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?”
- для 7-й группы проб.
“Назови ласково
предметы, которые я буду показывать.
Большая – рука, а маленькая
– это ручка” - для 8-й группы слов.
“Посмотри на картинку
и скажи, что делает мальчик?” - для
9-й группы проб.
“Посмотри на картинку
и скажи, что делает мальчик? Что
сделал мальчик?” - для 10-й группы проб.
Вторая группа
включает 3 пробы на согласование существительного
и прилагательного мужского и
женского рода единственного числа.
Инструкция: “Назови,
какой предмет по цвету”.
Третья группа
включает 8 проб на согласование существительного
с числительным.
Инструкция: “Давай
посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять…”.
Оценка 1, 2, 3, группы
заданий: 1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или
правильный ответ после стимулирующей
помощи “Не верно, подумай еще”; 0,25 балла
– неверно образованная форма; 0 баллов
– невыполнение.
Четвертая группа
включает 10 проб на употребление предложно-падежных
конструкций и связана с
Инструкция: “Сейчас
я назову предложение, в котором
пропущено слово, постарайся найти
его и вставить”.
В связи с
трудностью этого задания, используются
два вида помощи:
1 – стимулирующая
помощь (“Неверно, подумай еще”) и 2
– в виде вопроса к пропущенному предлогу
(“Наливает чай куда?”).
Оценка: 1 балл –
правильный ответ; 0,5 балла – правильный
ответ после стимулирующей
Пятая группа заданий
предусматривает повторение предложений
различной грамматической сложности.
По мнению психолингвистов, способность
к такому повторению есть показатель
общего уровня языковой компетенции. Дети
в состоянии воспроизвести предложения
того уровня грамматической сложности,
которым они овладели в собственной речи.
На успешность выполнения этих заданий
влияет также объем вербального материала
и качество слухоречевой памяти ребенка.
Предложение повторяется
до первого его воспроизведения его (1-2
раза).
Инструкция: “Послушай
предложение и постарайся повторить
его как можно точнее”.
Оценка: 1 балл –
правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла – пропуск отдельных
слов без искажения смысла и структуры
предложения; 0,25 балла – пропуск частей
предложения, искажение смысла и структуры
предложения, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
Всего в задании
11 проб.
В шестой группе
заданий испытуемому
Инструкция: “Я
буду называть предложения, и если в
них будут ошибки, постарайся их
исправить”.
Оценка: 1 балл –
выявление и исправление
Всего в задании
10 проб.
Седьмая группа
проб предусматривает составление
предложений из слов , данных в начальной
форме. Выполнение таких заданий требует
от ребенка построения внутренней программы
высказывания, а также его правильного
грамматического оформления, что вызывает
большие трудности у детей с системной
речевой патологией.
Инструкция: “Я
буду называть слова, а ты постарайся составить
из них предложение”.
Слова предъявляются
до первого ответа.
Оценка: 1 балл –
предложение составлено верно; 0,5 балла
– нарушен порядок слов; 0,25 балла
– наблюдаются пропуски привнесения
или замены слов, аграмматизмы, незначительные
смысловые неточности. (Например, предложение
“Петя купил красный шар маме” построено
без грубых нарушений грамматических
правил, но не вполне адекватно по смыслу
и с нехарактерным для русского языка
порядком слов. Это объясняется трудностями
внутреннего программирования высказывания:
предложенный порядок слов выступает
в качестве программы, заданной из вне,
к тому же в русском языке обычно действует
правило препозиции субъекта, поэтому
названный первым Петя и воспринимается
как субъект действия); 0 баллов – смысловая
неадекватность или отказ от выполнения
задания.
Всего в задании
10 проб.
Максимальный
балл за каждую группу заданий совпадает
с количеством в ней проб, а
за всю IV серию равен 107 баллам.
Серия V - Исследование
сложных логико-грамматических отношений
направлена на проверку понимания обращенной
речи. Понимание сложных логико-грамматических
конструкций требует сложной аналитико-синтетической
деятельности, способности одновременно
схватывать информацию, включать кратковременную
и долговременную память, сохраняя пространственное
восприятие. Всего используется 7 проб,
включающие обратимые и флективные инвертированные
словосочетания, конструкции, отражающие
временные и пространственные отношения,
сравнительные конструкции.
Оценка: 1 балл –
правильное выполнение; 0,5 балла –
самокоррекция; 0 баллов – неверный
ответ.
Максимальный
балл за V серию равен 7 баллам.
Серия VI – Исследование
сформированности связной речи.
Детям предлагаются
два задания: составление рассказа
по серии сюжетных картинок и пересказ.
Для того, чтобы
учесть как смысловую сторону, так
и качество лексико-грамматического
оформления связного высказывания, выполнение
заданий оценивается по трем критериям,
предложенным Р.И. Лалаевой, которые
несколько модифицированы.
1. Составление
рассказа по серии сюжетных
картинок (четыре картинки).
“Заяц и морковка”
Информация о работе Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой