Образовательная программа «Мягкая игрушка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 01:15, практическая работа

Краткое описание

Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.

Файлы: 1 файл

myagkaya.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 
 

    В результате освоения курса дети должны знать:

    1. Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.
    2. Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край», « петельный»).
    3. Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке

                        - по эскизу и выкройке

                        - по выкройке

                   4. Знать виды и особенности  прикладного искусства.

                   5. Знать правила безопасного   труда на занятиях « мягкая игрушка «.

                   6. Участвовать в выставке «  Моя первая игрушка». 
 

Курс  «Первые шаги мастерства » (2 год обучения)

Возраст детей от 8 до 10 лет. 

Цель курса: Дать основы декоративно-художественного  отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать). 

Задачи: 1. Ознакомить с более сложными приемами изготовления изделий.

              2. Развивать фантазию и воображение  через конструирование игрушек

      3. Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную

                  игрушку.

Дети в этой группе хорошо владеют различными приемами пошива плоских и объемных игрушек  из ткани и мехового лоскута. Самостоятельно создают и перерабатывают готовые  образцы. Творчески работают с методической литературой. 

Темы курса:

  1. Вводное занятие. Содержание работы в мастерской мягкой игрушки в учебном году. Правила безопасности. Дежурство и порядок работы в помещении.
  2. Бытовая игрушка. Демонстрация образцов игрушек. Особенности бытовой игрушки, ее назначении. Эскиз. Выполнение эскизов и выкроек по ним. Настенное панно (для кухни и прихожей). Карандашница настенная и настольная. Игольницы.
  3. Объемная аппликация. Особенности изготовления. Используемые материалы: бумага, ткань, мех. Правила раскроя из меха. Сюжетная аппликация (индивидуальная работа).
  4. Новогодние сувениры. Декоративные швы («тамбурный», «гладь») в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы.
  5. «Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. Тапочки для гостей. Грелки на чайник. Коврики. Прихватки-рукавицы.
  6. Кукла. Рукоделие в духе народных традиций.  Тряпичная кукла в народном быту. Особенности художественного оформления национальной одежды (русской и карельской). Ручной женский труд в народных традициях. Кукла - эталон мастерства юной рукодельницы.
  7. Музейное пространство: экскурсии - Дом кукол, Центр ремесел, выставочный зал. Экскурсии в природу. Игровые программы, праздники. Знакомство с русскими и карельскими играми. Особенности народных праздников.

  8.    Заключительное занятие. Подведение  итогов года. Планы на следующий  год.

  

  К концу  второго года обучения дети  должны:

1. Уметь изготавливать  сложные изделия по образцу.

2. Уметь делать  самостоятельные эскизы и выкройки по ним.

3. Эстетически  оформить изделие в творческом  решении.

4. Самостоятельно  работать с методической литературой.

5. Знать особенности  художественного оформления национальной  одежды.

6. Выполнять  декоративные швы («тамбурный», «гладь»).

7. Участвовать  в формировании сувенирного фонда.

8. Подготовить  коллекцию изделий к итоговой  выставке. 
 

Курс  « Секреты мастерства»

(3 год  обучения)

Возраст (9-11 лет)

Цель курса: Мир  вещей как источник историко-культурной информации, традиции и их роль в жизни искусстве.

Задачи: 1. Совершенствовать навыки обработки различных материалов.

                2.Развивать фантазию через конструирование  игрушек.

                3. Научить передавать свои знания  и умения младшим.

                4. Развивать интерес к народному  творчеству.

Это смешанная  возрастная группа. В данной группе также занимаются девочки, закончившие  работу по программе, но продолжающие заниматься в объединение в качестве   инструкторов. Работа проходит по подгруппам, занятия носят индивидуальный характер. Качественно новый и более подробный уровень раскрытия ранее изученных тем.

Темы курса:

  1. Вводное занятие. План работы в учебном году. Правила техники безопасности.
  2. Бытовая игрушка. Обучение приемам переработки готовых образцов, подготовка к конструированию игрушек. Объемные картины, особенности их изготовления. Настенное панно для кухни, украшение для спальни, украшение для прихожей.
  3. Русские народные игрушки Персонажи русских народных сказок.
  4. Новогодний сувенир. Игрушки « Знака зодиака» Елочные украшения.
  5. Вышивка. Техника выполнения декоративных швов, используемых в « мягкой игрушке»
  6. Аппликация из ткани: плоскостная, рельефная. Сюжетная аппликация (выбор сюжета по индивидуальным эскизам). Лоскутная техника.
  7. Работа с методической литературой по изготовлению игрушек.
  8. Разработка новых видов сувениров. Коллективная работа.
  9. Русские народные праздники. Игровые программы, знакомящие с русскими и карельскими играми. История и традиция праздников.
  10. Я и природа. Культурно-экологическое поведение в естественной природе. Походы. Экскурсии в природу (времена года) Работа в интернет классе («Заповедники Карелии», «Профилактика здорового образа жизни»)
  11. «Умелые руки – не знают скуки» Коллективная творческая деятельность:

    - реставрация  старых работ

    - выполнение  работ на заказ

    - изготовление наглядных пособий

    - организация  досуга младшим школьникам

    - общественно-полезные  акции

12. Музейное пространство: экскурсии. Знакомство с различными видами прикладного .    творчества. Дом кукол. Центр ремесел. Краеведческий музей. Выставочный зал. Центр карельских мастеров.

13. Заключительное  занятие. Выпускной. 

К концу 3 года обучения дети должны знать:

    1. Вести поиск необходимой информации по изготовлению игрушек и работать творчески с литературой.
    2. Уменьшать и увеличивать выкройки. Уметь перерабатывать образцы и новые элементы.
    3. Создать одну или несколько творческих работ.
    4. Уметь работать с младшими группами.
    5. Помогать педагогу в проведении занятий и праздников.
    6. Выполнять работу по индивидуальному заказу.
 

Ожидаемые результаты.

В результате освоения образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники:

    1. Научаться самостоятельно,  выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.
    2. Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.
    3. Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
    4. Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
    5. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.

Система отслеживание результатов.

( апробированные  способы)

  1. Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.
  2. Контрольный срез в начале и в конце учебного года
  3. Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).
  4. Беседы с детьми и их родителями
  5. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
  6. Коллективные творческие дела, ролевые игры.
 

    Условия реализации программы.

    1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
    2. Наличие  материалов и инструментов для изготовления игрушек.
    3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.
 

 

Учебно-тематический план

Курс  « Умелые руки» (1 год обучения)

144 часа  (4 часа в неделю) 

Тема Общее количество часов Теоретические Практические
      1. Вводное занятие
2 1 1
    1. Аппликация
22 3 19
    1. Аппликация из ткани
20 3 18
    1. Зимнее рукоделие
26 3 23
5. Комбинированные работы 18 2 16
           6. Бытовая игрушка
20 3 17
                      7. Музейное пространство 34 - 34
8. Заключительное занятие 2 1 1
Итого 144 15 129

 

Курс  «Первые шаги мастерства»

2 год  обучения 144 часа (4 часа в неделю)

Тема Общее кол-во часов Теоретические Практические
  1. Вводное занятие
2 1 1
  1. Бытовая игрушка
22 4 18
  1. Объемная аппликация
16 2 14
  1. Новогодние сувениры
32 6 26
  1. Все для дома, все для семьи.
24 4 20
  1. Кукла
12 2 10
  1. Музейное пространство
34 - 34
  1. Заключительное занятие
2 1 1
Итого 144 20 124
 
 

Курс  « Секреты мастерства»

3 год  обучения 216 ч. 6 ч. В неделю.

Тема Общее количество часов теоретические практические
  1. Вводное занятие
2 1 1
  1. Бытовая игрушка
26 6 20
  1. Русские народные игрушки
28 4 24
  1. Новогодний сувенир
24 4 20
  1. Вышивка
6 1 5
  1. Аппликация из ткани
20 2 18
  1. Работа с методической литературой
24 2 22
  1. Разработка новых видов сувениров
12 2 10
  1. Русские народные праздники
20 4 16
  1. Я и природа
16 4 12
  1. Умелые руки – не знают скуки
16 4 12
  1. Музейное пространство
20 2 18
  1. Заключительное занятие. Подведение итогов
           2               1                    1
    итого
216 37 179

Информация о работе Образовательная программа «Мягкая игрушка»