Образовательная программа «Мягкая игрушка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 01:15, практическая работа

Краткое описание

Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.

Файлы: 1 файл

myagkaya.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский  центр г. Петрозаводска. 
 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ДЮЦ_____________

С.Э.Воздвиженский 
 

Образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Для детей 7-12 лет 
 

Срок  реализации программы-3 года

Учебная нагрузка:

1 год  обучения – 144

2 год  обучения – 144

3 год  обучения – 216

Педагог дополнительного образования: Лери О.С.

        

Утверждена на методическом совете________2009     

 

Пояснительная записка

     Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.

В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к  себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.

     Моя  задача как педагога, помочь детям  найти ключик для собственного  развития, помочь в реализации  их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли  находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.

     Сегодня  общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.

Программа «  Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.

     Человек,  создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

     В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

- радость общения

-удовлетворение  результатами своего труда

-исключение  боязни неудачи (любой результат положителен)

- создание обстановки  взаимопомощи. 

Воспитательная  система социальной ориентации

           В основе системы – следующий  комплекс приоритетных ценностей:  справедливость, общество, коллектив,  семья,  совместный труд. В данной  воспитательной системе воспитание  рассматривается как процесс  целенаправленной социализации  подрастающих поколений.

            Вид воспитательной системы:

  1. Воспитательная система – коллектив
  2. Воспитательная система уюта и комфорта
  3. Воспитательная система социального творчества

Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей  весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;

 

           Педагогические технологии:

             -коллективные творческие дела

             - общественно полезные акции

             - экскурсии

Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

  Компоненты  воспитательной системы:

- система обучения  социальным навыкам

- работа с  родителями – включение родителей  в учебно-воспитательный процесс,  совместные дела учащихся, педагогов, родителей.

- участие в  различных социальных акциях.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной системы являются:

- сплоченность  коллектива

- творческие  работы учащихся

- достижение  учащихся в различных социальных сферах 

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

- набор достижений  воспитанника

- тестирование  уровня социальной адаптации  и сформированности   ценностных  ориентации.

- оценка со  стороны представителей ближайшего социального окружения 

Программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя следующие разделы (курсы по годам обучения)

  1. Курс « Умелые руки» 1 год обучения.

    « Учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»:

    Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания.

  1. Курс « Первые шаги мастерства» 2 год обучения.

    « Учусь наблюдать, размышлять и действовать»

    Обучение детей  основам декоративно-художественного  отражения мира.

  1. Курс «Секреты мастерства» 3 год обучения

    Изучение мира вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве.

                       

    При организации  образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не регламентированный обязательствами и стандартами. Кроме того: возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту). 

    Принципы работы в объединении « Мягкая игрушка»

    - Добровольность

    - Индивидуальный  подход к каждой личности ребенка.

    - Осуществление  работы поэтапно, в соответствии  с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»

    - Право на  свободный творческий поиск. 

    Одна из применяемых  форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)

         Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.

     

Цели  и задачи программы.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию увлечений  и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»

Задачи:

  1. Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
  2. Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы   в « Мягкой игрушке»
  3. Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.
  4. Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей
 
 

    Формы и методы проведения занятий. 

    Формы:

    1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
    2. Беседы
    3. Экскурсии
    4. Творческая мастерская
    5. Игровые программы
    6. Праздники
    7. Занятия-исследования
    8. Викторины
    9. Выставки
    10. Общественно-полезные акции

Способы усвоения содержания:

- занимательный способ

 - репродуктивный способ (« делай как я»)

- креативный способ (поисково-исследовательский)

Методы:

    1 Словесные  методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

    2 Наглядные  методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

    3 Практические  методы: практические занятия. Занятие-исследование.

    4 Методы  контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ. 
      Содержание программы

Курс  « Умелые руки»

( 1 год  обучения)

Возраст детей от 7 до 9 лет

Цель  курса:

    Дать представление многообразие форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

     В  эту группу входят дети, у которых  недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов.

     Поэтому  для данной группы ставятся следующие задачи:

  1. Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой)
  2. Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций.
  3. Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.
  4. Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.
  5. Научить работать с книгой.
  6. Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим.
  7. Познакомить с различными видами тканей.

    Темы  курса:

  1. Вводное занятие. История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами.
  2. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Виды аппликаций из бумаги: предметная, декоративная, сюжетная. Работа с книгой.

    Цветовая гамма. Различные виды бумаги и приемы изготовления аппликаций.

  1. Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды тканей (гладкий и набивной ситец,  трикотаж, драп, шелк) и другие используемые материалы (меховой лоскут; синтетический, натуральный)
  2. Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и елочные украшения.   Основные виды швов «вперед иголку», «через край»
  3. Комбинированные работы с использованием бумаги и ткани. Плоские игрушки.
  4. Бытовая игрушка (первые шаги в «мягкой игрушке»). Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке, по выкройке (шаблону) Игольницы, прихватки, сумочки, кошельки. Украшение для мамы. Футляр для очков. Салфетки.
  5. Музейное пространство: экскурсии- Дом кукол, Краеведческий музей, Выставочный зал, Центр карельских мастеров. Знакомство с различными видами прикладного творчества. Проведение русских народных праздников, знакомящих с историей и традициями России.
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Информация о работе Образовательная программа «Мягкая игрушка»