Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 03:57, реферат
Цель написания реферата: изучение методов организации и осуществления педагогического процесса.
Задачи:
Рассмотреть методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников.
Изучить сущность методов осуществления педагогического процесса.
Проанализировать классификацию методов осуществления педагогического процесса.
Рассмотреть взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора.
Введение 3
Основная часть. Методы организации и осуществления педагогического процесса. 4
Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. 4
Сущность методов осуществления педагогического процесса. 6
Классификация методов осуществления педагогического процесса. 8
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора. 10
Заключение 11
Список литературы 12
Нижегородский Институт Менеджмента и бизнеса
Кафедра социальной психологии и педагогики
Реферат
по психологии и педагогике
тема: «Методы организации и осуществления педагогического процесса»
Выполнила: студентка 1 курса, 2 гр., ФММ
Вячкелева Анна Алексеевна
Проверила: к.п.н., доцент
Чехова Светлана Эдуардовна
Нижний Новгород
2012
Содержание
Введение
Основная часть. Методы организации и осуществления педагогического процесса. 4
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы: рассматривая педагогический процесс, как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, обеспечивающее формирование личности в соответствии с общественным идеалом, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах организации и осуществления педагогического процесса.
Данную проблему изучают такие ученые, как Харламов Иван Фёдорович, Cластёнин Виталий Александрович, Исаев Илья Федорович, Селиванов Владимир Иванович.
Методы педагогического процесса теоретически разработаны и широко применяются на практике.
Цель написания реферата: изучение методов организации и осуществления педагогического процесса.
Задачи:
Методы: анализ - анализировала классификацию методов осуществления педагогического процесса; абстрагирование – при рассмотрении методов воспитания; сравнение – при рассмотрении взаимосвязи методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора; дедукция – при изучении сущности методов осуществления педагогического процесса.
Основные рабочие понятия:
Метод – это способ достижения поставленной цели, предполагающий совокупность приемов и средств.
Педагогический
процесс – это специально организованное взаимодействие
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, в которой 4 раздела, заключения и списка литературы, в которой представлено 7 источников.
Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников
Педагогический процесс, будучи целостностным, непрерывным, в то же время решает в каждый отдельный момент своего протекания вполне реальную конкретную задачу, обусловленную воспитательной ситуацией и общей целью (содержанием) воспитания. Характер этой задачи определяет содержание, структуру, направленность действий воспитателей и воспитанников. Динамика содержания объекта, условно разделяемая на части - задачи, характеризует сущность методов педагогического процесса как способов (путей) изменения этого содержания. Конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательной задачи, получили название методов воспитания.
Поскольку педагогика (и само воспитание) развивалась вначале как наука о формировании личности благодаря извне направленным на индивида воздействиям, постольку и методы воспитания рассматривались как методы воздействия воспитателя на воспитанника. В названиях, а нередко и в самой сути используемых в педагогическом процессе методов это представление о них сохранилось до настоящего времени. Например, такие широко используемые в обучении и воспитании методы, как рассказ, объяснение, поручение, поощрение и наказание и некоторые другие, самими своими названиями акцентируют внимание на деятельности воспитателей (учителей): рассказывание, определение заданий, стимулирование деятельности.
С другой стороны, существовавшее долгое время убеждение в том, что воспитание - это подготовка детей к взрослой жизни (к труду, к общественной деятельности), т.е. организация их учения, способствовало разработке лишь методов решения учебных задач, методов обучения. Игра рассматривалась как забава, отдых от серьезных занятий, а труд - как серьезная деятельность, к которой и должно обучение подготовить ребенка, подростка, юношу. Поэтому методы педагогического процесса рассматривались исключительно как методы обучения, причем с внешней их стороны - как способы деятельности учителей: изложение учебного материала ученикам, демонстрация наглядных пособий, определение заданий для закрепления и выполнения упражнений, спрашивание учеников и оценивание их знаний и т.п. Подразумевалось, что деятельность учеников является естественным ответом на побуждающее влияние деятельности учителя.
Развитие подобных представлений привело к выделению словесных, наглядных и практических методов обучения - в зависимости от источника, из которого ученики получали новое знание: при использовании словесных методов источником новых знаний является слово учителя или книги (методы - рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой), при использовании наглядных методов ученики получают знания непосредственно из изучаемого объекта или его изображения (наблюдение, демонстрация, иллюстрация), в случае применения практических методов источником нового являются практические действия учеников, которые организует учитель (упражнения, лабораторные, графические и практические работы). Методы обучения могут использоваться при организации усвоения нового материала, при закреплении и повторении, а также и при проверке знаний и умений учащихся. Поэтому их можно разделить и на методы изучения и усвоения нового, методы закрепления, методы контроля. [2]
Указанные выше методы стали «нормативными», традиционно освещаемыми в учебных пособиях. На уроках учитель использует методы обучения, а в ходе внеклассной воспитательной работы - методы воспитания. Они могут быть одинаковыми по названиям, но отличаться содержанием и характером деятельности, или иметь различные названия, но схожую по сути своей деятельность. [3]
Сущность методов осуществления педагогического процесса
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.[1]
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.[4]
Классификация методов осуществления педагогического процесса
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.
Методы реализации педагогического процесса, применяемые в процессе обучения, предполагают предъявление требований, поощрение и порицание, создание общественного мнения и др. В то же время в воспитании нельзя обойтись без обучения воспитанников нормам общественного поведения, без разъяснения требований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.
Информация о работе Методы организации и осуществления педагогического процесса