Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 03:57, реферат
Цель написания реферата: изучение методов организации и осуществления педагогического процесса.
Задачи:
Рассмотреть методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников.
Изучить сущность методов осуществления педагогического процесса.
Проанализировать классификацию методов осуществления педагогического процесса.
Рассмотреть взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора.
Введение 3
Основная часть. Методы организации и осуществления педагогического процесса. 4
Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. 4
Сущность методов осуществления педагогического процесса. 6
Классификация методов осуществления педагогического процесса. 8
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора. 10
Заключение 11
Список литературы 12
Система общих методов осуществления педагогического процесса имеет следующий вид:
В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, "уединенных" средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.[5]
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации. [7]
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.[6]
Заключение
Темой реферата было: «Методы организации и осуществления педагогического процесса». В результате работы были сделаны следующие выводы.
1. Рассмотрены методы воспитания, как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Методы воспитания - это конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. На уроках учитель использует методы обучения, а в ходе внеклассной воспитательной работы - методы воспитания. Они могут быть одинаковыми по названиям, но отличаться содержанием и характером деятельности, или иметь различные названия, но схожую по сути своей деятельность.
2. Изучена сущность методов осуществления педагогического процесса. Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы включают в себя ряд приемов, но сами они не являются их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
3. Проанализирована классификация методов осуществления педагогического процесса. Существует три основные группы методов обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии и др.); методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
4. Рассмотрена взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора. Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Выбор методов педагогической деятельности подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, например таких, как: цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также особенности личности самого педагога.
Таким образом, цель написания реферата достигнута.
Список литературы
Информация о работе Методы организации и осуществления педагогического процесса