Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

2010 курсовая.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

     1.Повторение: Игра «Найди парную картинку»-  каждому ребенку раздать  по 2 картинки. Нужно самостоятельно  выбрать пары для этих картинок и назвать слова- антонимы. 

     2.Игра  «Закончи предложение»

        Логопед читает начало предложения,  а ребенок его заканчивает  словом- антонимом:

      - Сахар сладкий, а перец….

      -Дорога широкая, а тропинка…

     - Пластилин мягкий, а камень…

     - Папа говорит громко, а сынок…

     - Дедушка несет тяжелую сумку,  а бабушка…

     - Сахар сладкий, а лимон…

     - Огонь горячий, а лед…и т.д. 

     3.Игра  «Узнай на ощупь»:

           1 вариант- каждый ребенок достает  после предварительного анализа  из «Чудесного мешочка»

     один  предмет и описывает его признаки;

            2 вариант - по инструкции логопеда: «Найди…» ( например, длинный карандаш ), « А, если карандаш не длинный,  а наоборот, какой он? Найди его».

             Примерный перечень предметов:  длинный и короткий карандаш, тяжелый и легкий шарик, большой и маленький грибы, широкая и узкая лента и т.д. 

     4. Физкультминутка « Холодный - горячий» (с мячом). 

     5.Собрать  разрезную картинку:

           В зависимости от уровня развития  пространственной ориентировки  картинки разрезаны на 2-4-6 частей; каждому ребенку раздать по 2 картинки слов - антонимов (лимон и груша, высокий и низкий домик и т.д.) 

     6.Игра  «Что может быть…?» (длинным,  высоким, легким, сладким,  тяжелым  и т.д.) 

     7.Итог:

     Логопед:

     -Как  мы назовем тех, кто сегодня  хорошо трудился?

     Ответы  детей  (добиться ответа  «трудолюбивые»).

     -А  тех, кто бездельничал?

     Ответы  детей. 

     Постарайтесь  на следующих занятиях  отвечать лучше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятия с детьми

Слова- действия.

Конспект  занятия для детей дошкольного  возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр» 

Цели:

-продолжать  расширение глагольного словаря;

-образовывая  форму настоящего и будущего  времени, употребляя форму повелительного  наклонения;

-выделять  глагольный ряд, на основании   которого построен сюжет;

-развивать  зрительное внимание, пространственно-временную  ориентировку, мышление. 

Оборудование: наборы сюжетных картин. 

Ход занятия: 

1.Оргмомент:  Игра «Почтальон принес открытки».

Логопед раздает открытки, адресованные по одной для каждого ребенка. Дети отвечают на вопрос: что делает? Затем все открытки собираются, логопед их перемешивает,  и ребенок отыскивает свою открытку ( чья открытка,? где белка грызет орешки? и т.д.). 

2.Игра  « Бывает - не бывает?»

   Логопед:

-А вот  еще открытки прислал почтальон.  Никак не пойму, что тут написано? Подскажите мне, такое бывает  или нет? 

Примерные картинки «Мальчик  по воде на санках едет», «Трактор по небу летит» и т.д. 

3.Игра  « Закончи предложение» ( для «слабой»  подгруппы  предлагаются сюжетные картинки, нужно лишь выбрать правильную и закончить предложение ).

Примерные предложения: : « Оля проснулась и…», «Коля оделся и …», « Заяц испугался  и...» и т.д. 

4.Физминутка:

    Один ребенок надевает маску Буратино: «Ребята, поиграйте со мной. Сначала вы мне предложите что- нибудь сделать, а потом я вас попрошу».

 Примерные  просьбы: «Поскачи, Буратино;  попрыгай; потанцуй; помаши рукой; попрыгай  на одной ноге» и т.д. 

Каждый  ребенок предлагает одно задание. 

5.Игра  « Что делает и что будет  делать ?»

       Каждому ребенку раздать - по 2 сюжетные картинки. Нужно назвать  действие и определить последовательность  картинок, например:

1. Девочка  спит.

2. Девочка  встала и умывается. 

6.Это  задание предлагается в случае выполнения предыдущих заданий.

      Ответы на вопросы после прочтения  рассказа « Как Мишутка катался  на машине». Определить последовательность  серии сюжетных картин, устанавливая  глагольный ряд (решил покататься…сел…поехал…слышит…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал..). Серия из 4 картинок. 

7.Собрать  разрезные картинки с изображением  и назвать это действие. 

8.Итог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР