Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30
Список используемой
литературы
34 Яшина В.И. Теория
и методика развития речи у детей: пособие
для Развитие лексико-грамматических
средств языка
ПЛАН РАБОТЫ:
I этап: ноябрь-декабрь
1.
Отработка падежных окончаний
имён существительных
2.
Преобразование
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
4.
Согласование существительных
5.
Согласование существительных
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты», «Посуда» и т. п.
7.
Согласование числительных два
и пять с существительными.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».
2.
«Фрукты», «Птицы и насекомые
осенью», «Дикие животные
3.
«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь»,
«Семья», «Игрушки».
Связная речь
1.
Составление простых
2.
Обучение умению задавать
3.
Обучение составлению
4.
Работа над диалогической
5.
Обучение пересказу небольших
рассказов и сказок (дословный
и свободный пересказ).
II этап: декабрь, январь
1.
Закрепление употребления
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3.
Согласование существительных
4. Образование названий детёнышей животных.
5.
Образование притяжательных
6.
Образование возвратных
7.
Уточнение значения простых
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».
2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».
3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».
Связная речь
1.
Закрепить умение
2.
Обучать детей пересказу и
составлению рассказа по
3.
Учить правильно строить и
использовать в речи
3 этап: январь, февраль
Грамматический строй речи
1.
Уточнить значение простых и
сложных предлогов (из-за, из-под),
закрепить правильное
2.
Отработать правильное
3.
Учить образовывать наречия от
прилагательных (быстрый – быстро),
формы степени сравнения
4.
Обучать подбору родственных
слов, синонимов, составлению
5.
Закреплять способы
Лексические темы: « День защитника Отечества», «Весна», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», «Животные и насекомые весной».
Связная речь
1.
Совершенствовать навыки
2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
Глагол
Задание
1. Уточнить и отработать название отдельных
действий, связанных с животными, птицами,
насекомыми.
Кошка – мяукает
Корова – мычит
Собака – лает
Конь – ржёт
Бабочка – порхает
Курица – кудахчет
Птичка – поёт, клюёт, летает
Гусь – гогочет
Петух – кричит, кукарекает
Утка – крякает
Голубь – воркует
Кукушка – кукует
Ворона – каркает
Кузнечик – стрекочет
Воробей – чирикает
Комар – пищит
Пчела
- жужжит
Игровой
приём: Дети встают в круг. Логопед
бросает мяч по очереди предлагая
ответить: «Воркует кто?», «Жужжит кто?»,
«Кукует кто?» и т.д.
Задание
2. Научить детей правильно
Лексический материал:
Дети каждый день ходят в детский сад. Ира входит в кабинет. Глеб переходит дорогу на зелёный свет светофора. Мама уходит на работу утром.
Серёжа подходит к столу. Серёжа отходит от стола. Поезд приходит на стацию.
Рисовать – нарисовать, дорисовать, подрисовать, зарисовать, перерисовать, срисовать.
Писать – записать, написать, подписать, описать, списать
Шёл – вышел, ушёл, пришёл, зашёл, дошёл, обошёл, подошёл, перешёл.
Летать
– прилетать, залетать, влетать, вылетать,
улетать.
Фрагмент занятия
Логопед вызывает ребёнка и предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант кукле, расстегнуть или застегнуть пуговицу, одеть или снять платье с куклы и т.д.) Дети наблюдают за ним и говорят, что он делает, составляя предложения по демонстрируемому действию.
Затем проводится игра «Как сказать правильно?» Логопед называет предложение используя неправильный глагол. Дети должны найти ошибку.
Девочка
подбежала из дома. – Девочка выбежала
из дома.
Задание 3. Научить различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Лексический материал:
Даша помогает маме (помогла).
Бабушка вяжет носки. (связала)
Максим наливает воду в стакан. (налил)
Ира поливает цветы. (полила)
Серёжа строит дом из кубиков. (построил)
Осенью
листья облетают с деревьев. (облетели)
Фрагмент занятия
Логопед предлагает двум дошкольникам выполнить одно и то же действие (например одеть куклу). Когда один из них закончит работу, логопед задаёт вопрос: Про кого из ребят я скажу «Он одел куклу»?, «А что делает Ира?» (одевает куклу)
Затем логопед используя картинки с законченными и не законченными действиями предлагает назвать детям, что нарисовано на картинках.
Имя существительное
Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР