Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

2010 курсовая.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

Список используемой литературы 

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – 400 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004г.
  3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М., 2005. – 296 с.
  4. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002. – 64 с.
  5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. – 2004. №1, с. 34 – 40
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Эксмо, 1999. – 356 с.
  9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
  10. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. – 1981. – №2
  11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., 2004. – 320 с.
  12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. М.: Академия, 2007. – 200 с.
  13. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982. – 130 с.
  14. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – МПГУ, 2005. с. 43–47
  15. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед 2004. №1 с. 27–34.
  16. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 2003. – 160 с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
  18. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1997 – 151 с.
  19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  20. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
  21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. – 384 с.
  22. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951. – 616 с.
  23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287 с.
  24. Российская Е.Н., Чиркина Г.В. Произношение: Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида: 1 класс. – Самара, 2003. – 64 с.
  25. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста // Проблемы детской речи. – СПб, 1996. – с. 177–178
  26. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 -4 классы). – М., 2003. – 163 с.
  27. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И. – М., 2007. – 656 с.
  28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк.воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  29. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: Методическое пособие для школьных педагогов, психологов, дефектологов и др. Изд. 1-е/2-е. М.: Айрис-Пресс, 2007. – 96 с.
  30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1994. – 103 с.
  31. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.:Академия, 2007. – 144 с.
  32. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – с. 256
  33. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

34 Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: пособие для Развитие лексико-грамматических средств языка  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПЛАН  РАБОТЫ:

     I этап: ноябрь-декабрь  

     1. Отработка падежных окончаний  имён существительных единственного  числа.

     2. Преобразование существительных  в именительном падеже единственного  числа в множественное число.

     3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

     4. Согласование существительных с  прилагательными в роде, числе,  падеже.

     5. Согласование существительных с  притяжательными местоимениями:  мой, моя, моё, мои.

     6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты», «Посуда»  и т. п.

     7. Согласование числительных два  и пять с существительными.  

     Лексика 

     Расширение  и уточнение словаря по темам:

     1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень»  (грибы, ягоды), «Овощи».

     2. «Фрукты», «Птицы и насекомые  осенью», «Дикие животные осенью»,  «Поздняя осень».

     3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».  

     Связная речь 

     1. Составление простых распространённых  предложений.

     2. Обучение умению задавать вопросы  и отвечать на вопросы полным ответом.

     3. Обучение составлению описательных  рассказов.

     4. Работа над диалогической речью  (с использованием литературных  произведений).

     5. Обучение пересказу небольших  рассказов и сказок (дословный  и свободный пересказ). 

     II этап: декабрь, январь  

     1. Закрепление употребления падежных  окончаний существительных в  единственном и множественном  числе.

     2. Согласование прилагательных с  существительными в роде, числе  и падеже.

     3. Согласование существительных с  числительными.

     4. Образование названий детёнышей животных.

     5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных  от существительных (по лексическим  темам II периода).

     6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного  и несовершенного вида.

     7. Уточнение значения простых предлогов  места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять  предложения с предлогами с  использованием символов предлогов.

     Лексика 

     Расширение  и уточнение словаря по темам:

     1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима.  Новый год».

          2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

     3. «Животные жарких стран», «Животный  мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

     Связная речь 

     1. Закрепить умение самостоятельно  составлять описательные рассказы.

     2. Обучать детей пересказу и  составлению рассказа по картине  и серии картин с использованием  коллективно составленного плана.

     3. Учить правильно строить и  использовать в речи сложноподчинённые  предложения.

     3 этап: январь, февраль 

     Грамматический  строй речи 

     1. Уточнить значение простых и  сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление  предлогов.

     2. Отработать правильное употребление  в речи различных типов сложноподчиненных  предложений с союзами и союзными  словами.

     3. Учить образовывать наречия от  прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

     4. Обучать подбору родственных  слов, синонимов, составлению предложений  с данными словами.

     5. Закреплять способы образования  новых слов с помощью приставок  и суффиксов, путём сложения (пароход,  самолёт, кашевар).

     Лексические темы: « День защитника Отечества», «Весна», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», «Животные и насекомые весной».

     Связная речь 

     1. Совершенствовать навыки полного  и краткого пересказа, описательного  рассказа, рассказа по сюжетной  картине, по серии сюжетных  картин, из опыта.

     2. Составление различных типов  сложноподчинённых предложений  с союзами и союзными словами.

         
 
 
 
 
 

     Глагол

     Задание 1. Уточнить и отработать название отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми. 

       Кошка – мяукает

     Корова  – мычит

     Собака  – лает

     Конь  – ржёт

     Бабочка – порхает

     Курица  – кудахчет

     Птичка  – поёт, клюёт, летает

     Гусь  – гогочет

     Петух – кричит, кукарекает

     Утка  – крякает

     Голубь  – воркует

     Кукушка – кукует

     Ворона  – каркает

     Кузнечик  – стрекочет

     Воробей – чирикает

     Комар – пищит

     Пчела - жужжит 
 

     Игровой приём: Дети встают в круг. Логопед  бросает мяч по очереди предлагая  ответить: «Воркует кто?», «Жужжит кто?», «Кукует кто?» и т.д. 

     Задание 2. Научить детей правильно употреблять  глаголы с разными приставками. Составлять с ними предложение: по демонстрационному  материалу; по картинкам.

     Лексический материал:

     Дети  каждый день ходят в детский сад. Ира входит в кабинет. Глеб переходит дорогу на зелёный свет светофора. Мама уходит на работу утром.

     Серёжа  подходит к столу. Серёжа отходит  от стола. Поезд приходит на стацию.

     Рисовать  – нарисовать, дорисовать, подрисовать, зарисовать, перерисовать, срисовать.

     Писать – записать, написать, подписать, описать, списать

     Шёл – вышел, ушёл, пришёл, зашёл, дошёл, обошёл, подошёл, перешёл.

     Летать  – прилетать, залетать, влетать, вылетать, улетать. 

     Фрагмент  занятия

     Логопед вызывает ребёнка и предлагает ему  выполнить ряд действий (завязать бант кукле, расстегнуть или застегнуть пуговицу, одеть или снять платье с куклы и т.д.) Дети наблюдают за ним и говорят, что он делает, составляя предложения по демонстрируемому действию.

     Затем проводится игра «Как сказать правильно?»  Логопед называет предложение используя неправильный глагол. Дети должны найти ошибку.

     Девочка подбежала из дома. – Девочка выбежала из дома. 

     Задание 3. Научить различать и подбирать  глаголы совершенного и несовершенного вида.

     Лексический материал:

     Даша  помогает маме (помогла).

     Бабушка вяжет носки. (связала)

     Максим  наливает воду в стакан. (налил)

     Ира поливает цветы. (полила)

     Серёжа  строит дом из кубиков. (построил)

     Осенью  листья облетают с деревьев. (облетели) 

     Фрагмент  занятия

     Логопед предлагает двум дошкольникам выполнить одно и то же действие (например одеть куклу). Когда один из них закончит работу, логопед задаёт вопрос: Про кого из ребят я скажу «Он одел куклу»?, «А что делает Ира?» (одевает куклу)

     Затем логопед используя картинки с  законченными и не законченными действиями предлагает назвать детям, что нарисовано на картинках.

     Имя существительное

Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР