Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

2010 курсовая.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

     Задание 1. Научить образовывать множественное  число существительных и правильно  употреблять их в предложениях.

     Лексический материал: 

     Стул  – стулья

     Дерево  – деревья

     Лист  – листья

     Крыло – крылья

     Перо  – перья

     Карандаш  – карандаши 

     Пень  – пни

     Книга – книги

     Игрушка – игрушки

     Машина = машины

     Лев – львы

     Ребёнок - дети 
 

     Предлагается  прослушать предложение и закончить  следующее.

     Ира достала из пачки карандаш. –  Максим собрал в пачку (карандаши).

     Даша  села на стул. – Дети расставили (стулья).  т.д. 

     Задание 2. Научить детей образовывать существительные  в родительном падеже множественного числа и составлять с ними предложения. 

     Лексический материал:

     Лев – львы – львов

     Пень – пни – пней

     Белка – белки – белок

     Мальчик – мальчики – мальчиков

     Утка  – утки – уток 

     Детям предлагают составить с этими  словами предложения. Или ответить на вопросы: Если ты забыл карандаши, как ты об этом скажешь воспитателю? (У меня нет карандашей) 

     Задание 3. Научить детей правильно употреблять и правильно произносить все предлоги. Составить предложения, включая в них предлоги. Заучить стихотворения. 

     С предлогом из 
 

     Грач  вылетел из гнезда.

     Дети  вышли из дома.

     Люди  вышли из автобуса.

     Мама  шьёт платье из ткани 

     С предлогом за (предложить выполнить действия с помощью игрового материала или самим) 

     Лисичка спряталась за дерево.

     Ира села за стол.

     Максим  спрятал мяч за спину

     Машенька  пошла за ягодами.

     Глеб  следил за порядком на столе. 

     С предлогом над(использую иллюстрации) 

     Глеб  поднял мяч над головой. Птицы  летали над озером. Самолёт летит  над лесом. 

     С предлогами после, около, из-под, из-за, через 

     Даша  села около Глеба. Все дети встали около  меня. После занятия  мы порисуем. Максим, достань мяч из-за шкафа. Ира встала из-за стола. 
 
 

     Из-под  старого валежника,

     У сухого пня,

     Голубой глазок подснежника

     Смотрит на меня. 

     Через мост перейти

       надо нам, ребята

     В дальний лес мы пойдём,

     Там грибы маслята. 
 
 

           Это чей, это чей

     Дом из красных кирпичей? 
 
 
 
 
 
 
 

     Уменьшительно- ласкательные существительные.

     Конспект  занятия для детей дошкольного  возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического  строя речи с использованием дидактических  игр»

     Цели:

     -закреплять  умение образовывать уменьшительно- ласкательные слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки;

     -совершенствовать  зрительное внимание и память, слуховое и тактильно- двигательное  восприятие, наглядно- образное мышление. 

     Оборудование:

     -большие  и маленькие изображения животных, игрушек, предметов одежды, мебели, овощей и фруктов в натуральном виде и в виде предметных картинок;

     -флажки  большие и маленькие; 

     -игра  «Чудесный мешочек».

                                                               Ход:

     1.Оргмомент:

          Логопед:

     -Дети, мне кажется, вы сегодня хорошо подготовились к занятию, внимательно меня слушайте. Поэтому я хочу вас похвалить и назвать ваши имена ласково. Помогите мне назвать Антона ласково ( поочередно называют все имена детей). А как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку?

      

     2.Игра  « Назови ласково»:

             Показ логопедом предметов натуральной  величины из-за ширмы. Называние  детьми их уменьшительно-ласкательной  формы;. Показ логопедом этих же  предметов, только маленьких (яблоко, морковь, лимон, апельсин, картошка, шапка, валенки, мяч, кукла, машина).

              «Чем отличается шапка и шапочка?  Покажите ручками большую и  маленькую шапочку (и еще сравнить  аналогично несколько предметов). 

     3.Игра  «Чего не стало?»:

               На фланеллеграфе поочередно  несколько детей выставляют 3 пары предметов (например, заяц- зайчик, стул-стульчик, скамейка- скамеечка), проговаривая «Я выставляю…»

     Затем один ребенок убирает 1 картинку, остальные  отвечают, что пропало? 

     4. Игра « Будь внимателен».

               Логопед называет ряд слов, дети должны поднять большой флажок, если речь идет о большом предмете и маленький, если речь о маленьком.

               Примерный перечень слов: скамейка, стул, кроваточка, скамеечка, стульчик, стол, столик, волк, медведь, волчонок, медвежонок, курточка, кофта., куртка, лиса, лисонька, белка, мышь, белочка и т.д. 

     5.Пальчиковая  гимнастика « Белка».

     Проговаривание  слов логопедом и детьми, загибая  поочередно пальцы правой руки.

     Логопед:

     -Встречались  ли вам ласковые слова? Назовите  их. 

     6. Игра «Чудесный мешочек».

       Дети поочередно достают по 1 предмету  из мешочка, называя их ( предметов  8, 4 контрастные пары по форме). Затем логопед кладет предметы  обратно в мешочек, а дети  по 1 достают предметы, учитывая инструкцию  логопеда « Достань и назови  большой предмет; маленький». 

     7.Игра  «Кто быстрее разложит?

       Каждому ребенку дают по 1-2 паре  картинок, нужно разложить их  в 2 стопки. Игра проводиться   всеми детьми за 1 столом. 

     8.Итог: « Мы сегодня учились называть  ласково некоторые  слова. Назовите  их». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Занятие с детьми

     Предлоги.

     Конспект  занятия для детей дошкольного  возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического  строя речи с использованием дидактических  игр» 

     Цели:

     -закреплять  умение и правильно употреблять предлоги «на», «за», «под», «около», «в», «перед»;

     -отвечать  на вопросы «где?», «куда?»; 

     -составлять  предложения по демонстрации  действия с использованием предлогов;

     -совершенствовать  зрительное и слуховое внимание, пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику. 

     Оборудование: мягкие или резиновые игрушки, машина; фланелеграф; силуэты волка, зайчат, ёлки, горы, счётные палочки. 

                                                                     Ход: 

     1.Оргмомент:

          Дети выполняют движения по словесной инструкции, содержащей предлоги «на - за - под- перед - над» (ставят руки на пояс, хлопают под коленом и т.д.). 

     2.Игра: «Назови, что сделал Умейка».

         Один из детей, подготовленный  заранее, выполняет инструкцию  логопеда, содержащую    изучаемые предлоги (другие дети не должны слышать инструкцию).

     Дети  оречевляют действия Умейки, выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. 

     3.Игра  «Прятки»

          Игрушка Мишка «водит», а мышка  прячется. Дети закрывают глаза,  а открыв их, ищут вместе с мишкой мышонка и называют его местонахождение. Затем «водит» мышка. 

     4.Игра  «Поездка на автомобиле»:

          Дети выполняют действия с  автомобилем, оречевляют их, затем  составляют рассказ («Машина выехала  из гаража, поехала по дороге, переехала через мост, свернула под мост и возвратилась обратно в гараж»). 

     5.Физминутка: «Буратино». 

     6.Чтение  логопедом стихотворения А. Барто  «Ёлка».

          Демонстрация силуэтов, горы, ёлки, волка, зайчат на фланеллеграфе.  Ответы на вопросы после прочтения  и показ действий детьми на фланеллеграфе:

     -Ёлка  стояла где?

     -Волки  бродили где?

     -Зайчата  и зайчиха встретили волка  где?

     -Зайчата  не хотели куда?

     -Они  прыгнули куда?

     -Зайчата  висят где? 

     7.Выкладывание  ёлочки из счётных палочек  или из спичек самостоятельно. 

     8.Итог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Занятия с детьми 

     Слова - антонимы.

     Конспект  занятия для детей дошкольного  возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического  строя речи с использованием дидактических  игр»  

     Цели:

     -закреплять  умение использовать в активной речи слова- антонимы;

     -подбирать  нужное   слово, активизируя  представления о признаках предметов;

     - совершенствовать слуховое и  зрительное внимание, тактильно-  двигательное восприятие;

     -элементарное  логическое мышление;

     - развивать пространственную ориентировку;

     Оборудование: парные картинки слов- антонимов; «Чудесный мешочек», разрезные картинки. 

     Ход занятия:

Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР