Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

2010 курсовая.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

     №4. Про что можно сказать «мой», «моя», «мое» (логопед называет слова: нос, рука, солнце, свет, панама, платье, велосипед, игрушка, небо)).

     №5. «Прятки» Употребление предлогов.

     Оборудование: Две книжки и плоскостная фигурка (например кошки)

     Вопрос: Где котёнок прячется? (между книгами); Откуда выглядывает котёнок?(из-за книги); Откуда вылезает котёнок? И т.д.

     № 6. «Назови лишнее слово». (1. Собака, кошка, ромашка, волк, лиса; 2. Диван, стул, кровать, хлеб, шкаф; 3. Солнце, яблоко, банан, вишня, апельсин; Белый, красный, лестница, зеленый, желтый.)

     Ответы  испытуемых заносились в индивидуальную таблицу.

     Из 10 заданных вопросов:

Ф.и. Образование существительных  множественного числа Образование существительных  множественного числа  родительного падежа Согласование  существительных  с числительны Употребление  предлогов Образование относительных прилагательных Род существительных
1 Даша С. 7 (-) 6 (-) 5 (-) 7 (-) 8 (-) 6 (-)
2 Ира И 4 (-) 6 (-) 6 (-) 7 (-) 8 (-) 7 (-)
3 Глеб К 6 (-) 6 (-) 9 (-) 8 (-) 8 (-) 8 (-)
4 Максим Ч 7 (-) 6 (-) 7 (-) 9 (-) 8 (-) 8 (-)
5 Серёжа П. 5 (-) 6 (-) 6 (-) 6 (-) 8 (-) 5 (-)
 

     По  окончании констатирующего эксперимента составлялось заключение, в котором отражалось состояние речи, высказывалось предположение о структуре дефекта и определялся уровень речевого недоразвития испытуемого.

     С этими детьми проводились занятия  ежедневно в течение 4 месяцев.

     Установленные особенности грамматического строя речи у детей мы представили в таблице.

     Таблица 1 Особенности грамматического строя  речи у детей с ОНР, %

Виды  ошибок %
– в словообразовании 1 40%
– в употреблении падежей существительных 2 60%
– в употреблении числа существительных 3 50%
– в употреблении предлогов 4 90%
- в  употреблении рода существительных 6 80%
- в  употреблении относительных прилагательных 5 80%

     При преобразовании существительных единственного  числа в множественное все дети допускают ошибки (ребёнок – ребёнки, человек – человеки, стул – стулы, дерево - деревы).

     В ходе обследования выявились следующие  трудности в употреблении падежей  существительных: наиболее часто допускаются  ошибки в родительном, винительном  и творительном падежах. Так дошкольники либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его.

     В согласовании различных частей речи дети испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными. Например: Глеб К. на вопрос «Сколько Глебов в домике живёт?» – 1 Глеб, 2 Глеб, 3 Глеб, 5 Глеба; Даша С. – расселяла в цифровом домике игрушечных обезьянок – 1 обезьяна, два обезьяна, 3 обезьянов.

     У всех детей наблюдаются трудности при употреблении предлогов. При этом Максим и Глеб совсем не употребляют предлогов, Ира, Даша, Серёжа – опускают или заменяют предлоги: Ира И. – «упал из стола», Глеб К. – «встал за стулу», вместо «встал со стула». В активном запасе у всех в основном 4–5 предлогов, редко встречаются: под, над, около.

     Нарушена  связь в словах, выраженных наречием меры и степени много в сочетании с существительным в форме родительного падежа множественного числа: Максим Ч. - «много стулов», Даша С. - «много окнов, карандашов», Серёжа П. - «мало картинких».

     Дети не смогли справиться с пересказом коротенького рассказа, опуская существенные для изложения детали, нарушая последовательность событий и допуская паузы и повторы, затруднялись подобрать нужное слово.

     В спонтанной речи дошкольники использовали в основном простые предложения. В их речи заметно выступала ограниченность словаря. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

       Сравним в диаграмме особенности грамматического строя детей с ОНР и детей без речевых нарушений 

     

     Детям этой группы свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность и замедленность всех психических процессов. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения заданий качество их деятельности ухудшается. Быстро наступает нервное истощение, рассеивание внимания.

     Детям с ОНР 3 уровня доступны логические операции сравнения, проанализировав задание «Назови лишнее слово» можно прийти к выводу, что 70% дошкольников с ОНР дали правильные ответы, в то же время, как и дети с нормальной речью – 100%.

     Таким образом, исходя из количественных данных обследования вышеизложенных грамматических умений, можно сделать следующие выводы: у детей с ОНР 3 уровня, по сравнению с детьми без речевых нарушений наблюдается тенденция подъема количества грамматических ошибок, меняется количественный показатель в определённых видах ошибок. На основании этого мы разработали систему коррекционно-развивающей работы с данными детьми. 

2.2. Система коррекционной-развивающей  работы с детьми (3 уровень развития  речи) 

Цель: Научить детей ОНР 3 уровня связанно и последовательно, логично излагать свои мысли, события из окружающей жизни и личного опыта.

           Основными задачами коррекционной работы данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

           1) расширение и активизация речевого  запаса детей на основе углубления  представлений об окружающем;

           2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

           3) автоматизация в свободной самостоятельной  речи детей усвоенных навыков  грамматического оформления речи  в соответствии с программой  логопедических занятий.

     В системе коррекционно-развивающей работы над овладением грамматическим строем речи  применялся индивидуально-дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности речи дошкольников.

     На  всех этапах работы главное внимание было направлено на ликвидацию пробелов в речевом развитии дошкольников с ОНР 3 уровня, таких как ограниченность словаря, неумение практически пользоваться средствами грамматического оформления предложений.

       Работа включала: словарную работу; обучение детей составлению самостоятельных рассказов, описаний предметов; обучение заучиванию стихотворений; обучение пересказыванию художественных текстов с использованием игрового и наглядного материала соответствующего возрасту и уровню развития ребёнка

     Основная цель словарной работы: активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей с ОНР 3 уровня новыми словами. Учить детей вводить их в свой активный запас и уметь пользоваться в своей речи. Развитие речевой активности.

     Для этого использовались такие приёмы:

     1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, создавая у ребёнка образное  представление, а также связь  слова с реальным предметом.  Показ предмета сопровождался  пояснением с целью развития  целенаправленного внимания.

     2. Объяснение происхождения новых  слов (хлебница – посуда, в которой  хранят хлеб)

     3. Употребление расширенного значения  известных словосочетаний ( громадный  дом – очень большой дом)

     4. Постановка разных по форме  вопросов, которые сначала носят  характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требование самостоятельных ответов. При этом используются точные, краткие и доступные по содержанию вопросы.

     5. Подбор названий предметов к  действиям; наречий к названиям  различных действий; однокоренных слов.

     6. Распространение предложений путём  введения обстоятельств причины.  Следствия, условия, цели.

     7. Составление предложений по опорным  словам.

     С первых занятий мы помогали детям  осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

     -         Почему осенью люди теплей  одеваются?

     -         Почему летом нельзя кататься  на лыжах?

     -         Почему зайца трудно увидеть  на снегу?

     -         Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?

     Эти и подобные вопросы задавали детям  во время игры, прогулки, умывания и  т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач.

     Важной  операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.

     Например, задавали вопросы:

     -         Чем различаются кукла и девочка  (птица и самолёт, чайник и

     кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?

     -         Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля?)

     Неиссякаемую  пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки.

     С радостью и интересом дети отвечали на такие вопросы:

Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР