Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30
№4. Про что можно сказать «мой», «моя», «мое» (логопед называет слова: нос, рука, солнце, свет, панама, платье, велосипед, игрушка, небо)).
№5. «Прятки» Употребление предлогов.
Оборудование: Две книжки и плоскостная фигурка (например кошки)
Вопрос: Где котёнок прячется? (между книгами); Откуда выглядывает котёнок?(из-за книги); Откуда вылезает котёнок? И т.д.
№ 6. «Назови лишнее слово». (1. Собака, кошка, ромашка, волк, лиса; 2. Диван, стул, кровать, хлеб, шкаф; 3. Солнце, яблоко, банан, вишня, апельсин; Белый, красный, лестница, зеленый, желтый.)
Ответы испытуемых заносились в индивидуальную таблицу.
Из 10 заданных вопросов:
№ | Ф.и. | Образование существительных множественного числа | Образование существительных множественного числа родительного падежа | Согласование существительных с числительны | Употребление предлогов | Образование относительных прилагательных | Род существительных |
1 | Даша С. | 7 (-) | 6 (-) | 5 (-) | 7 (-) | 8 (-) | 6 (-) |
2 | Ира И | 4 (-) | 6 (-) | 6 (-) | 7 (-) | 8 (-) | 7 (-) |
3 | Глеб К | 6 (-) | 6 (-) | 9 (-) | 8 (-) | 8 (-) | 8 (-) |
4 | Максим Ч | 7 (-) | 6 (-) | 7 (-) | 9 (-) | 8 (-) | 8 (-) |
5 | Серёжа П. | 5 (-) | 6 (-) | 6 (-) | 6 (-) | 8 (-) | 5 (-) |
По
окончании констатирующего
С этими детьми проводились занятия ежедневно в течение 4 месяцев.
Установленные
особенности грамматического
Таблица
1 Особенности грамматического
Виды ошибок | % |
– в словообразовании 1 | 40% |
– в употреблении падежей существительных 2 | 60% |
– в употреблении числа существительных 3 | 50% |
– в употреблении предлогов 4 | 90% |
- в
употреблении рода |
80% |
- в
употреблении относительных |
80% |
При преобразовании существительных единственного числа в множественное все дети допускают ошибки (ребёнок – ребёнки, человек – человеки, стул – стулы, дерево - деревы).
В ходе обследования выявились следующие трудности в употреблении падежей существительных: наиболее часто допускаются ошибки в родительном, винительном и творительном падежах. Так дошкольники либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его.
В согласовании различных частей речи дети испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными. Например: Глеб К. на вопрос «Сколько Глебов в домике живёт?» – 1 Глеб, 2 Глеб, 3 Глеб, 5 Глеба; Даша С. – расселяла в цифровом домике игрушечных обезьянок – 1 обезьяна, два обезьяна, 3 обезьянов.
У всех детей наблюдаются трудности при употреблении предлогов. При этом Максим и Глеб совсем не употребляют предлогов, Ира, Даша, Серёжа – опускают или заменяют предлоги: Ира И. – «упал из стола», Глеб К. – «встал за стулу», вместо «встал со стула». В активном запасе у всех в основном 4–5 предлогов, редко встречаются: под, над, около.
Нарушена связь в словах, выраженных наречием меры и степени много в сочетании с существительным в форме родительного падежа множественного числа: Максим Ч. - «много стулов», Даша С. - «много окнов, карандашов», Серёжа П. - «мало картинких».
Дети не смогли справиться с пересказом коротенького рассказа, опуская существенные для изложения детали, нарушая последовательность событий и допуская паузы и повторы, затруднялись подобрать нужное слово.
В
спонтанной речи дошкольники использовали
в основном простые предложения.
В их речи заметно выступала
Сравним в диаграмме особенности грамматического
строя детей с ОНР и детей без речевых
нарушений
Детям этой группы свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность и замедленность всех психических процессов. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения заданий качество их деятельности ухудшается. Быстро наступает нервное истощение, рассеивание внимания.
Детям с ОНР 3 уровня доступны логические операции сравнения, проанализировав задание «Назови лишнее слово» можно прийти к выводу, что 70% дошкольников с ОНР дали правильные ответы, в то же время, как и дети с нормальной речью – 100%.
Таким
образом, исходя из количественных данных
обследования вышеизложенных грамматических
умений, можно сделать следующие выводы:
у детей с ОНР 3 уровня, по сравнению с детьми
без речевых нарушений наблюдается тенденция
подъема количества грамматических ошибок,
меняется количественный показатель в
определённых видах ошибок. На основании
этого мы разработали систему коррекционно-развивающей
работы с данными детьми.
2.2.
Система коррекционной-
Цель: Научить детей ОНР 3 уровня связанно и последовательно, логично излагать свои мысли, события из окружающей жизни и личного опыта.
Основными задачами
1) расширение и активизация
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной
В
системе коррекционно-развивающей работы
над овладением грамматическим строем
речи применялся индивидуально-
На всех этапах работы главное внимание было направлено на ликвидацию пробелов в речевом развитии дошкольников с ОНР 3 уровня, таких как ограниченность словаря, неумение практически пользоваться средствами грамматического оформления предложений.
Работа включала: словарную работу; обучение детей составлению самостоятельных рассказов, описаний предметов; обучение заучиванию стихотворений; обучение пересказыванию художественных текстов с использованием игрового и наглядного материала соответствующего возрасту и уровню развития ребёнка
Основная цель словарной работы: активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей с ОНР 3 уровня новыми словами. Учить детей вводить их в свой активный запас и уметь пользоваться в своей речи. Развитие речевой активности.
Для этого использовались такие приёмы:
1.
Показ и называние нового
2.
Объяснение происхождения
3.
Употребление расширенного
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требование самостоятельных ответов. При этом используются точные, краткие и доступные по содержанию вопросы.
5.
Подбор названий предметов к
действиям; наречий к
6.
Распространение предложений
7.
Составление предложений по
С первых занятий мы помогали детям осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:
- Почему осенью люди теплей одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?
Эти и подобные вопросы задавали детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.
Например, задавали вопросы:
-
Чем различаются кукла и
кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?
- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля?)
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки.
С радостью и интересом дети отвечали на такие вопросы:
Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР