Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

2010 курсовая.doc

— 487.00 Кб (Скачать)
">- Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

-         Почему семеро козлят открыли  дверь Волку?

-         Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

-         Можно сказать, что Мышка вытянула  репку? А кто вытянул?

     В целях дальнейшего развития понимания  речи детей учили различать значение приставок в страдательных причастиях; по окончанию глагола прошедшего времени определять лицо, к которому принадлежит совершаемое действие; определять взаимоотношения действующих лиц по синтаксической конструкции (например, предъявляются парные картинки, на одной из которых изображена «нестандартная» ситуация: «заяц убегает от девочки», «девочка убегает от зайца»); понимать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами; объединять предметы по их общему назначению (отбери все, что тебе нужно для шитья); различать падежные окончания (покажи книжку карандаш-ом, карандаш, ручкой), существительные в уменьшительно-ласкательной форме (себе возьми гриб, дай мне грибок)  

Эту же работу с  детьми рекомендовали проводить  родителям и воспитателям  

в группах. 

2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 

     В процессе коррекционной работы с  детьми ОНР 3 уровня материалом для обогащения речи детей служила окружающая действительность, изучение которой происходило на основе тематического цикла. Уточнялись и накапливались конкретные понятия, формировалась предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т.д.

     Систематическая работа по расширению пассивного и  активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволила нарастить и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

     В процессе работы дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрации действий к картинкам, объединять предложения в маленький рассказ.

     Успешная  коррекция речевого недоразвития осуществлялась в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

     Основная  работа по коррекции речевого недоразвития осуществлялась логопедом на занятиях.

     Результаты  работы по развитию понимания речи: дети вслушиваются в обращенную речь, выделяют названия предметов, действий, признаков, понимают обобщенное значение слова, умеют выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает рвет, мажет клеит, прыгает скачет).

     Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они научились их группировать в практической деятельности. Определяют значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

     Особое  внимание обращалось на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в косвенных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу), притяжательные прилагательные (дай Даше карандаш – дай Ирин карандаш).

     Одновременно  с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи  опиралась на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закреплялась в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

     Составляя предложения по описанию различных  действий, по содержанию картин, дети научились связно рассказывать об увиденном, составлять простые рассказы по следам выполненной серии действий.

     На  протяжении всего коррекционного обучения  работа сочеталась с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости.

     В результате уменьшилось количество ошибок

     Из 10 заданных вопросов:

Ф.и. Образование существительных  множественного числа Образование существительных  множественного числа  родительного падежа Согласование  существительных  с числительны Употребление  предлогов Образование относительных прилагательных Род существительных
1 Даша С. 3 (-) 3 (-) 2 (-) 2 (-) 3 (-) 2 (-)
2 Ира И 2 (-) 3 (-) 2 (-) 1 (-) 3 (-) 3 (-)
3 Глеб К 4 (-) 4 (-) 3 (-) 3 (-) 4 (-) 4 (-)
4 Максим Ч 4 (-) 3 (-) 2 (-) 4 (-) 3 (-) 3 (-)
5 Серёжа П. 2 (-) 3 (-) 3 (-) 1 (-) 5 (-) 2 (-)
 

Ошибки  дошкольников ОНР 3 уровня до  начала коррекционной работы в%

Виды  ошибок %
– в словообразовании 40%
– в употреблении падежей существительных 60%
– в употреблении числа существительных 50%
– в употреблении предлогов 90%
- в  употреблении рода существительных 80%
- в  употреблении относительных прилагательных 80%
 

После проведения коррекционной работы 

Виды  ошибок %
– в словообразовании 20%
– в употреблении падежей существительных 30%
– в употреблении числа существительных 20%
– в употреблении предлогов 30%
- в  употреблении рода существительных 30%
- в  употреблении относительных прилагательных 30%
 

           В итоге логопедической работы дети научились:

           • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

           • пользоваться в самостоятельной  речи простыми распространенными  и сложными предложениями, владеть  навыками объединения их в  рассказ;

           • владеть элементарными навыками  пересказа;

           • владеть навыками диалогической речи;

           • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных  от глаголов, прилагательных от  существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных  и увеличительных форм существительных  и проч.;

           • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

           • использовать в спонтанном  общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

           • владеть элементами грамоты:  «навыками чтения и печатания  некоторых букв, слогов, слов и  коротких предложений в пределах программы.

              Таким образом, динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня в ходе констатирующего эксперимента изменился следующим образом: расширился словарный запас дошкольников, дети усвоили значения новых предметов, различают окончания падежных форм, меньше ошибок допускают в согласовании прилагательных и числительных с существительными.

     Но до определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

     Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

     Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

       Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.

     Если  у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно такой  ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается  отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

     Результаты  проведенных исследований подтверждают гипотезу констатирующего эксперимента о том, что овладение грамматическим строем речи дошкольников с нарушением речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения применять индивидуально-дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности речи дошкольников.

     Процесс формирования словосочетаний у детей  при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает  в замедленном темпе и требует  к себе специального логопедического  подхода. Так как в речи детей  наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, родительного падежа и существительного множественного числа.

     Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

     Дети  с ОНР не могут спонтанно стать  на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется  длительное специальное коррекционное  воздействие.

        В дальнейшем следует осуществлять совершенствование всех компонентов языковой системы. 

     На  следующем этапе мы подберем комплекс методов для наиболее успешного  развития грамматического строя  речи у детей с ОНР 3 уровня. Все полученные данные будут подвергнуты количественному и качественному анализу и далее они будут учтены при организации формирующего этапа эксперимента. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР