Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня……………………………………………….5
1.2. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………..9
2.Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………13
2.1. Обследование грамматического строя речи дошкольников с ОНР….13
2.2. Система работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня………………………………………………17
2.3. Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………… ..28
Приложение…………………………………………………………………..30
- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
- Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
-
Можно сказать, что Мышка
В
целях дальнейшего развития понимания
речи детей учили различать значение
приставок в страдательных
Эту же работу с
детьми рекомендовали проводить
родителям и воспитателям
в группах.
2.3.
Динамика развития
грамматического строя
речи у дошкольников
с ОНР 3 уровня
В процессе коррекционной работы с детьми ОНР 3 уровня материалом для обогащения речи детей служила окружающая действительность, изучение которой происходило на основе тематического цикла. Уточнялись и накапливались конкретные понятия, формировалась предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т.д.
Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволила нарастить и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
В процессе работы дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрации действий к картинкам, объединять предложения в маленький рассказ.
Успешная коррекция речевого недоразвития осуществлялась в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществлялась логопедом на занятиях.
Результаты работы по развитию понимания речи: дети вслушиваются в обращенную речь, выделяют названия предметов, действий, признаков, понимают обобщенное значение слова, умеют выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает – рвет, мажет – клеит, прыгает – скачет).
Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они научились их группировать в практической деятельности. Определяют значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Особое внимание обращалось на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в косвенных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу), притяжательные прилагательные (дай Даше карандаш – дай Ирин карандаш).
Одновременно с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи опиралась на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закреплялась в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.
Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, дети научились связно рассказывать об увиденном, составлять простые рассказы по следам выполненной серии действий.
На протяжении всего коррекционного обучения работа сочеталась с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости.
В результате уменьшилось количество ошибок
Из 10 заданных вопросов:
№ | Ф.и. | Образование существительных множественного числа | Образование существительных множественного числа родительного падежа | Согласование существительных с числительны | Употребление предлогов | Образование относительных прилагательных | Род существительных |
1 | Даша С. | 3 (-) | 3 (-) | 2 (-) | 2 (-) | 3 (-) | 2 (-) |
2 | Ира И | 2 (-) | 3 (-) | 2 (-) | 1 (-) | 3 (-) | 3 (-) |
3 | Глеб К | 4 (-) | 4 (-) | 3 (-) | 3 (-) | 4 (-) | 4 (-) |
4 | Максим Ч | 4 (-) | 3 (-) | 2 (-) | 4 (-) | 3 (-) | 3 (-) |
5 | Серёжа П. | 2 (-) | 3 (-) | 3 (-) | 1 (-) | 5 (-) | 2 (-) |
Ошибки дошкольников ОНР 3 уровня до начала коррекционной работы в%
Виды ошибок | % |
– в словообразовании | 40% |
– в употреблении падежей существительных | 60% |
– в употреблении числа существительных | 50% |
– в употреблении предлогов | 90% |
- в
употреблении рода |
80% |
- в
употреблении относительных |
80% |
После проведения
коррекционной работы
Виды ошибок | % |
– в словообразовании | 20% |
– в употреблении падежей существительных | 30% |
– в употреблении числа существительных | 20% |
– в употреблении предлогов | 30% |
- в
употреблении рода |
30% |
- в
употреблении относительных |
30% |
В итоге логопедической работы дети научились:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• пользоваться в
• владеть элементарными
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты:
«навыками чтения и печатания
некоторых букв, слогов, слов и
коротких предложений в
Таким образом, динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня в ходе констатирующего эксперимента изменился следующим образом: расширился словарный запас дошкольников, дети усвоили значения новых предметов, различают окончания падежных форм, меньше ошибок допускают в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Но
до определенного момента детская речь
изобилует неточностями, которые свидетельствуют
об оригинальном, неимитивированном использовании
такого строительного материала языка,
как морфологические элементы. Постепенно
смешиваемые элементы слов разграничиваются
по типам склонения, спряжения и другим
грамматическим категориям и единичные,
редко встречающиеся формы начинают использоваться
постоянно. Постепенно свободное использование
морфологических элементов слов идет
на убыль и употребление форм слов становиться
устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
Заключение
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Результаты
проведенных исследований подтверждают
гипотезу констатирующего эксперимента
о том, что овладение грамматическим
строем речи дошкольников с нарушением
речи будет эффективным, если в системе
коррекционного обучения применять индивидуально-
Процесс формирования словосочетаний у детей при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе и требует к себе специального логопедического подхода. Так как в речи детей наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, родительного падежа и существительного множественного числа.
Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
В дальнейшем следует осуществлять совершенствование всех компонентов языковой системы.
На
следующем этапе мы подберем комплекс
методов для наиболее успешного
развития грамматического строя
речи у детей с ОНР 3 уровня. Все полученные
данные будут подвергнуты количественному
и качественному анализу и далее они будут
учтены при организации формирующего
этапа эксперимента. Важно заинтересовать
ребенка так, чтобы ему самому захотелось
участвовать в процессе коррекции речи.
Информация о работе Коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР