Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:27, реферат
Любая организация, в том числе и школьное объединение, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою
Введение 3
1 Социализация в коллективе 6
1.1 Понятие социализация 6
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Девятова И.Е.
Автор:
студентка группы ЮУЗ-01-10
Браун Н.В.
Челябинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Социализация в коллективе
1.1 Понятие социализация
1.2 Коллектив как социальная группа
2 Межличностные отношения в коллективе
2.1 Межличностные отношения детей и подростков
2.2 Создание условий для эффективной социализации
в коллективе 27
Заключение
Литература
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация, в том числе и школьное
объединение, может нормально функционировать
и развиваться благодаря складывающейся
в ней системе межличностных отношений.
Неформальный коллектив, стоящий за организацией
и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное
для группы, делающей общее дело, имеет
свою систему устоявшихся связей между
детьми. Именно отношения детей в группе
видны «со стороны». И именно они являются
показателем зрелости группы, способности
ее брать на себя ответственность за достижение
общей цели.
Здоровый, благоприятный психологический
климат в коллективе не складывается сам
собой, особенно если речь идет о детях,
не имеющих достаточной социальной зрелости
и жизненного опыта. Поэтому для построения
и функционирования просоциальной группы
необходимо постоянное руководство взрослого
человека.
Ухудшение психологического климата можно
заметить по ухудшению общения детей:
снижения количества и культуры общения.
И, главное, нормальными межличностными
отношениями в группе нельзя назвать «пустые»
отношения, когда дети не заняты совместным,
интересным и полезным делом. При разных
отношениях индивиды проявляют себя с
различной, положительной или отрицательной,
стороны, поэтому для обеспечения преимущественно
положительного влияния группы на личность
важно добиться того, чтобы межличностные
отношения в ней были благоприятными [11,
с. 56].
Межличностное общение не только необходимый
компонент деятельности, осуществление
которой предполагает взаимодействие
людей, но одновременно обязательное условие
нормального функционирования общности
людей.
Процессы развития личности и коллектива
неразрывно связаны друг с другом. Развитие
личности зависит от развития коллектива,
его уровня развития, структуры сложившихся
в нем деловых и межличностных отношений.
С другой стороны, активность воспитанников,
уровень их физического и умственного
развития, их возможности и способности
обусловливают воспитательную силу и
воздействие коллектива. В конечном итоге
коллективное отношение выражено тем
ярче, чем более активны члены коллектива,
чем полнее они используют свои индивидуальные
возможности в жизни коллектива [13, с. 286].
Изучением значимости атмосферы взаимопонимания
в коллективе занимались В.Б. Ольшанский
[24], Н.П. Аникеева [4] и В.П. Андреева [3]. Я.Л.
Коломинский, А.Н. Лутошкин и Б.С. Волков
занимались изучением проблемы статусно-ролевых
отношений.
Множество литературы написано о проблемах
социализации в коллективе, но она уже
во многом устарела, современной же литературы
по данной проблеме не достаточно. Поэтому
данная тема является актуальной.
Тема исследования – коллектив как фактор
социализации подростков
Цель исследования – рассмотреть процесс
социализации личности подростка в коллективе.
Объект исследования – подростковый коллектив
Предмет исследования – особенности социализации
в подростковом коллективе.
Задачи исследования:
1. Изучить в педагогической литературе
проблему социализации подростков в коллективе
2. Выявить особенности социализации в
коллективе
3. Охарактеризовать проблему межличностных
отношений в коллективе
4. определить условия для эффективной
социализации в коллективе
5. Обобщить и сформулировать выводы по
теме
Методы исследования:
а) анализ литературы по данной теме
б) обобщение и систематизация материалов
в) абстрагирование
Теоретическая значимость данного исследования
заключается в том, что были обобщены знания
по вопросам социализации подростка в
коллективе, была предложена программа
коррекционно-развивающих занятий для
формирования сплоченного коллектива.
1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие социализация
Во многих источниках понятие «социализация»
трактуют по-разному, «…процесс усвоения
и дальнейшего развития индивидом социально-культурного
опыта», «… процесс усвоения индивидом
на протяжении его жизни социальных норм
и культурных ценностей того общества,
к которому он принадлежит», «…процесс
становления личности, обучения и усвоения
индивидом ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих данному
обществу, социальной общности, группе»
и т.д.
В своей работе мы опираемся на определение
А.В. Мудрика, социализация – это развитие
и самоизменение человека в процессе усвоения
и воспроизводства культуры, что происходит
во взаимодействии человека со стихийными,
относительно направляемыми и целенаправленно
создаваемыми условиями жизни на всех
возрастных этапах [22, с. 9].
Социализация протекает во взаимодействии
индивида с огромным количеством разнообразных
условий, более или менее активно влияющих
на их развитие, так называемых факторов.
Все факторы социализации условно объединены
на четыре группы.
Первая – мегафакторы – космос, планета,
мир, которые в той или иной мере через
другие группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы – страна, этнос,
общество, государство, которые влияют
на социализацию всех, живущих в определенных
странах.
Третья – мезофакторы – условия социализации
больших групп людей, выделяемых: по местности
и типу поселения, в которых они живут;
по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Четвертая – микрофакторы – факторы,
непосредственно влияющие на конкретных
людей. Которые с ними взаимодействуют,
- семья, группы сверстников, воспитательные
организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные
и контрсоциальные организации, микросоциум
[22, с. 10-11].
Организационно социальное воспитание
осуществляется в воспитательной организации
через коллективы.
В наиболее общем виде коллектив можно
определить как формальную контактную
группу людей, функционирующую в рамках
той или иной организации.
Коллектив – высокоразвитая группа, которая
создается ради какой-либо деятельности.
В коллективе межличностные отношения
основаны на взаимном доверии людей, открытости,
честности, порядочности, взаимном уважении.
Для того чтобы назвать группу коллективом,
она должна соответствовать ряду признаков:
успешно справляться с возложенными на
нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие
человеческие отношения, создавать для
каждого своего члена возможность развития
как личности, быть способной к творчеству.
В воспитательной организации создаются
первичные коллективы (классы, кружки,
секции, клубы и т.п.), совокупность которых
образует вторичный коллектив, охватывающий
всех членов организации.
Коллектив функционирует в определённой
среде в ряду и во взаимодействии с другими
объединениями, в которые входят его члены,
что определяет его открытость по отношению
к окружающей действительности.
В то же время коллектив, будучи организационно
оформленной общностью людей, в определённой
мере функционирует независимо от окружающей
среды, что делает его относительно автономным.
Коллектив как автономная система обладает
комплексом тех или иных норм и ценностей.
По источникам, учитывая, что коллектив
в то же время является открытой системой,
они разделяются на три слоя. Первый –
нормы и ценности, одобряемые и культивируемые
обществом, которые целенаправленно вносятся
в коллектив его руководителями. Второй
– нормы и ценности, специфические для
общества, социальных, профессиональных,
возрастных групп, не совпадающие с первыми.
Третий – нормы и ценности, носителями
которых являются дети, подростки, юноши, входящие
в коллектив.
В процессе функционирования коллектива
все три слоя норм и ценностей превращаются
в своеобразный сплав, характеризующий
поле его интеллектуально-морального
напряжения. Это поле, специфическое для
конкретного коллектива, определяет его
автономность и влияние на своих членов.
Поле интеллектуально-морального напряжения
коллектива не однородный сплав. Оно распадается
как минимум на два сектора. Один – ценности
и нормы для всех членов коллектива, которые
регламентируют коллективно значимое
поведение личности. Другой – те нормы
и ценности, которые, в принципе не противореча
первым, предоставляют отдельным группам
и членам коллектива возможности для некоторой
самобытности в поведении. Характер норм
и ценностей определяет направленность
влияния коллектива на те или иные аспекты
развития и духовно-ценностной ориентации
личности.
В любом коллективе складываются две структуры
отношений – формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива
создается его руководителями для того,
чтобы организационно оформить коллектив
и сделать его способным решать стоящие
перед ним задачи. Формализованная структура
отражает деловые отношения всех членов
коллектива и отношения управления, которые
складываются между руководителями, функционерами
органов самоуправления и остальными
членами коллектива.
Неформализованная структура коллектива
отражает неофициальные отношения его
членов и имеет два слоя: межличностные
отношения всех членов коллектива и сетку
избирательных отношений приятельства
и дружбы [15, с. 32-33].
Характер отношений в коллективе определяется
полем интеллектуально-морального напряжения
и в чистом виде может быть гуманистическим,
просоциальным, асоциальным, а на практике
обычно представляет собой различные
их сочетания в разных соотношениях. Отношения,
складывающиеся в коллективе, существенно
влияют на возможности развития и духовно-ценностной
ориентации его членов.
Социализация также делает возможным
существование общества и передачу его
культуры от поколения к поколению. Социализация
охватывает все процессы приобщения к
культуре, с помощью которых человек обретает
социальную природу ("очеловечивается")
и способность участвовать в социальной
жизни [25, с. 134].
Согласно самому общему определению, социализация
- "процесс, в ходе которого человеческое
существо с определенными биологическими
задатками приобретает качества, необходимые
ему для жизнедеятельности в обществе". Анализ
различных концепций социализации показывает,
что она имеет две составляющие, отражает
два параллельных процесса:
а) процесс приспособления (адаптации)
человека как биологического существа
к жизни в обществе (усвоения социальных
норм и культурных ценностей того общества,
к которому он принадлежит, включения
в социальную практику); это происходит
преимущественно в ранний период жизни
человека - в детстве, отрочестве, юности
б) процесс формирования личности - развитие
и самоизменение человека в процессе освоения
и воспроизводства культуры, которое происходит
на всех возрастных этапах
Определения понятия социализации, кроме
процесса обретения социальной природы,
социального опыта, отражают широкий спектр
других процессов и явлений: это и адаптация,
и инкультурация, и освоение норм и ценностей,
и обучение, и освоение ролей, и становление
личности, приобретение ею особых качеств.
Широта подхода в данном случае неизбежна
- концепции выстраиваются на категориях
предельной абстракции - "личность"
и "общество". Это значит, что все
процессы, происходящие между ними, чрезвычайно
разнообразны. Мы осознаем масштабность
и полифункциональность процесса социализации,
а значит и фундаментальность понятия
со всем многообразием его смыслов. Однако
любая категория, понятие или термин должны
иметь свои границы [17, с. 28].
1.2 Коллектив как социальная группа
Коллектив является одним из видов социальной
малой группы. Малые группы могут быть
разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами,
по индивидуальному составу, особенностям
ценностей, норм и правил взаимоотношений,
разделяемых участниками, межличностным
отношениям, целям и содержанию деятельности.
Количественный состав группы называется
ее размером, индивидуальный – композицией.
Структуру межличностного общения, или
обмена деловой и личностной информацией,
именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный
тон межличностных отношений – психологическим
климатом группы. Общие правила поведения,
которых придерживаются члены группы,
называют групповыми нормами. Все перечисленные
характеристики представляют собой основные
параметры, по которым выделяют, разделяют
и изучают малые группы [23, с. 113-114].
Социальная группа — это тип социальной
общности людей, объединенных в процессе
совместной деятельности. Эта общность
обладает рядом существенных признаков:
а) внутренней организацией, которая состоит
из органов управления, социального контроля
и санкций
б) групповыми ценностями, на основе которых
развивается социальное чувство общности,
выражаемое словом «мы», а также формируется
общественное мнение группы
в) собственным принципом обособления,
отличающим ее от других, «чужих» групп
г) групповым давлением, т. е. воздействием
на поведение членов группы
д) общими целями и задачами деятельности
е) стремлением к устойчивости благодаря
механизмам отношений, возникающим между
людьми в ходе решения групповых задач
ж) закреплением традиций, символики (знаки,
одежда, флаги и т. д.)
Немногочисленная группа людей, которые
каждодневно осуществляет вместе деятельность,
составляет настоящую социальную группу
(коллектив). Члены ее называют друг друга
обычно по имени. Они лучше узнают друг
друга в результате тесных личных контактов.
Они общаются между собой не как частные
личности, а как полноценные личности
со своими надеждами и опасениями, честолюбием
и притязаниями, склонностями и неприятиями,
семейными и социальными проблемами и
т. д. Между членами этих небольших, построенных
на межличностных отношениях, социальных
групп часто складываются прочные узы
дружбы, которые простираются на всю их
социальную жизнь далеко за пределы организации.
Отдельные члены группы обычно отождествляют
себя со своей группой, так что они исповедуют
ценности, принятые в группе, как свои
собственные. Группа становится неким
продолжением самого индивидуума. В группе
складывается представление о том, что
есть правильное поведение ее членов [3,
с. 11].
Каждая социальная группа имеет свою социальную
структуру, которая основывается на трех
«китах»: статусно-ролевые отношения,
профессионально-
Мы часто не можем понять, откуда исходят
отрицательные эмоции, конфликтные ситуации
в группе. Оказывается, их источники можно
найти, если рассмотреть схему ролевого
поведения человека, предложенную американским
психологом Олпортом. Все начинается с
необходимости выполнения социальной
роли. Например, человека хотят назначить
на должность капитана, старосты и т.д.
Критерии ожидания могут быть разными
в разных группах: одни ждут демократического
или даже либерального руководителя, другие
— более строгого и авторитарного. Далее
роль передается человеку, и очень важным
становится фактор его личности и индивидуальности.
Человек должен как бы понять, чего от
него хотят, и какие требования к нему
предъявляют. Без понимания своей роли
и основных функций очень трудно справиться
со своей ролью. Часто на это не обращают
внимания, а при возникновении конфликта
оказывается, что человек даже не понял,
чего от него ждут. Некоторые люди сознательно
принимают на себя ту или иную роль, заранее
понимая, что они не будут делать того,
чего от них ждут, но надеются, что «авось
пронесет».
После того как человек понял роль, он
должен ее принять или отклонить как не
соответствующую его индивидуально-психологическим
особенностям.
Следующий этап в системе ролевого поведения
— исполнение роли — имеет две стороны:
поведение человека, исполняющего роль,
и оценка окружающих. Последняя производится
как самим человеком в виде самооценки,
так и другими людьми, занимающими разное
статусное положение по отношению к оцениваемому.
Часто бывает, что самооценка и оценки
другими людьми очень расходятся, и в соответствии
с этим необходимо корректировать свое
поведение.
Второй «кит» в социальной структуре группы
— профессионально-
Третий «кит» — половозрастной состав
группы. Для преподавателя понимание особенностей
этой составляющей очень важно с психологической
точки зрения, ибо каждый возрастной период
имеет свои психологические особенности,
которые нельзя не учитывать [15, с. 81].
Особенности женской и мужской психологии
также накладывают отпечаток на характер
внутригрупповых взаимоотношений. Женские
коллективы более эмоциональны, ситуативны,
в них чаще возникают ролевые конфликты.
Мужские группы более жестки, рациональны,
но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны,
имеют тенденцию к деловым и престижным
конфликтам. Поэтому сочетание мужчин
и женщин в группе является благоприятным
фактором для развития группы и хорошего
психологического климата.
До сих пор мы говорили о социальной структуре
группы, которая формируется официально.
Но в любой группе, независимо от нашего
желания, складывается невидимая на первый
взгляд внутренняя социально-психологическая
структура.
В группе собираются люди, каждый из которых
обладает индивидуальностью, имеет присущий
ему темперамент и характер, определенный
склад ума и интеллекта, мир своих ценностей
и интересов. И вот эти индивидуальности
знакомятся друг с другом, вступают в общение,
и постепенно в группе складываются межличностные
отношения, которые строятся на восприятии
и понимании людьми друг друга [20, 198-199].
В группе складываются межличностные
отношения — субъективно переживаемые
отношения между ее членами. Они объективно
проявляются в характере и способах взаимодействия
членов группы, а также в распределении
ролей в группе.
Во-первых, выделяется лидер. Ни одной
группы, не имеющей лидера, в экспериментальных
исследованиях не выявлено. Может быть
несколько лидеров: деловой, эмоциональный,
интеллектуальный.
Другие роли — фаворит лидера, «шестерка»,
спонсор (кошелек), халявщик, тормоз, клоун,
миротворец, сострадалец и пр. В группе
может быть роль «козла отпущения». Ему
достается за все и за всех. Возникает
вопрос: почему он остается в группе? Человеку
без группы бывает туго, а потом он, как
правило, «внутригрупповой козел», другим
группам его трогать не позволяют. Ну и,
наконец, бывает, что в группе существует
роль «паршивой овцы», носителя этой роли
за человека никто не считает, и его могут
даже не защищать, он просто ходит за группой,
а его не просто терпят, но и третируют
как угодно. Однако неоднократно фиксировалось,
что когда такая «паршивая овца» вдруг
уходила из группы, последняя распадалась.
Аналогичные ситуации фиксировались и
с «козлом отпущения», потому что, как
это ни странно, но цементировали группу
именно эти «козел отпущения» и «паршивая
овца» [21, с. 84].
Характеристика состава групп сверстников
включает такие признаки: возрастной состав,
половой состав (группы младших подростков
чаще однополые, а юношей — нередко смешанные),
социальный состав (только школьники,
только учащиеся ПТУ, те и Другие плюс
кто-то еще).
Значение группы сверстников в процессе
социализации стабильно растет от раннего
детства к юности, когда это значение достигает
своего максимума, а затем с возрастом
снижается, но не исчезает даже в старости
(наоборот, в старости роль группы сверстников
может вновь стать довольно важной).
Психологи различают три типа установки
на восприятие другого человека: позитивная,
негативная и адекватная. При позитивной
установке мы переоцениваем положительные
качества и даем человеку большой аванс,
который проявляется в неосознаваемой
доверчивости. Негативная установка приводит
к тому, что воспринимаются в основном
отрицательные качества другого человека,
что выражается в недоверчивости, подозрительности.
Лучше всего, конечно, адекватная установка
на то, что у каждого человека есть как
положительные, так и отрицательные качества.
Главное, как они сбалансированы и оцениваются
самим человеком. Наличие установок рассматривается,
как неосознаваемая предрасположенность
воспринимать и оценивать качества других
людей. Эти установки лежат в основе типичных
искажений представления о другом человеке
[27, с. 63-64].
продолжение
1 2 3 4
Информация о работе Коллектив как фактор социализации подростков