Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:12, реферат
Григорий Яковлевич Трошин родился 21 сентября 1874 г. в г.Мушаке Елабужского уезда Вятской губернии.
В своих взглядах на слабоумие Г.Я. Трошин исходил из того, что законы развития нормального и ненормального развития ребенка одни и те же. Г.Я.Трошин считал, что в то время, как нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития, эволюция ненормальных детей идет крайне медленно и при том они проходят не все стадии филогенетического развития, а лишь некоторые, только низшие, не доходя до высших; смотря по стадии, на которой остановилось развитие, можно различать три главнейшие степени патологического недоразвития: идиотизм, имбецильность (слабоумие) и отсталость.
1. состояние, близкое
к животному (дикость,
2. состояние, при
котором есть некоторые
3. глупость - состояние, если имеются разум и речь,
4. имбецилизм - состояние,
при котором у субъекта
Проблемой идиотии
как особого состояния, при котором
умственные способности никогда
не проявлялись или же не развивались
в течение жизни продолжал
заниматься ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик
Эскироль (1772-1840). До него врачи считали
идиотию болезнью, такой же как безумие.
Но Эскироль впервые указывал, что идиотия
- это не болезнь, а состояние, характеризующееся
тем, что при нем умственные способности
никогда не проявлялись или же не развились
в течении жизни. Эскироль впервые разграничил
врожденное и приобретенное слабоумие.
Он ввел понятия«аменция» и «деменция»
1.3 Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век
Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития. Это означает, что если раньше (нач.19века) главными были глубокие формы умственной отсталости, с видными симптомами, то сейчас выявляются лица с легкими формами отсталости. Отставание у детей выявляется в процессе обучения, а у взрослых - в условиях работы на производстве. Внимание к легким формам умственной отсталости побудило пересмотреть раннее определение слабоумия, критерии этого состояния, классификации форм, степеней и видов слабоумия.
Фундаментальные открытия
в области естественных наук в
середине XIX в. оказали большое влияние
на педагогику и психологию: на сменунаблюдения и
умозрительным выводам приходит экспериментальный
метод исследования. Это обусловило два
направления в понимании
характера и сущности
слабоумия. Первое направление - анатомо-
Наибольший вклад
в анатомо-физиологическое
Крепелин придерживался традиционной классификации олигофрении по степени дефекта: идиотия, имбецильность и дебильность. Его учение дало толчок для дальнейших исследований слабоумия как формы врожденной задержки психического развития.
Бельгийский психиатр Ж.Демор (1867-1941)
По этиологическому принципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В.Айрленд (1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений.
В последующем многие исследователи подразделяли умственную отсталость на "первичную" (наследственную) и "вторичную" (экзогенную). Внутри каждой группы проводится дальнейшая дифференциация по клиническим проявлениям и степени интеллектуального недоразвития.
К числу наиболее детально
разработанных этиологических классификаций
относится группировка
Существенный вклад
в учение о слабоумии внес русский
психиатр Г.Я.Трошин (1874-
Второе направление - психолого
Французский педагог Ж.Филипп и врач П.Бонкур развивают это психолого-педагогическое направление, выделяя тот контингент учащихся, которые не смогут справиться с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с достаточно сильными формами умственной отсталости.
Бельгийский врач и педагог О.Декроли пытается объединить эти два направления и создает свою (достаточно сложную) систему классификации умственной отсталости. Эта классификация была основана на физиологических, биологических данных, а также социальных данных, педагогических и психологических. Но эта классификация не призналась его коллегами из-за сложности и непонятности.
Эти направления шли
по одной линии, сотрудничая друг
с другом. Клиницисты в своих исследованиях
использовали данные и методы психологии,
а психологические и
Накопленный к началу XX в. опыт врачей и психологов, разнообразные подходы к проблеме, различная терминология потребовали определенной унификации на основе выделения одного ведущего признака умственного развития ребенка. В том случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным был бы показатель интеллектуального развития ребенка, определенный достаточно объективными инструментальными методами и фиксируемый в единицах, поддающихся измерению. Эти мысли привели французского психолога Альфреда Бинэ(1857-1911) и врача Тома Симона к разработке метода тестов и игр. В основу тестов Бинэ и Симона было положено состояние коммуникативной функции речи. Ученые разработали определенный набор игр, которые предъявлялись ребенку вербально, и требовали от него выполнения определенных действий и вербального же ответа.
Результаты выполнения
этих игр были распределены в соответствии
с возрастом нормально
В результате огромного
количества проведенных экспериментальных
исследований был определен диапазон «нормы»
Приведем другой пример.
Физиологический возраст
Таким образом, Бинэ и
Симона можно справедливо считать основоположниками псих
В отечественной науке
рассмотрение различных проявлений
умственной отсталости, началось несколько
позже -- в начале XX
в. Это стало предметом широкого изучения
не только в медицине (И.П.Кащенко,
Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии,
возникшей в 20-е гг. XX
в.,усилиями Л.С.Выготского, об
Выготский положил начало динамическому подходу к сущности умственной отсталости, считая что дефект умственной отсталости очень сложен и не может быть констатирован путем простого перечисления симптомов. Симптом - не признак умственной отсталости, а результат развития умственно отсталого. Он раскритиковал интеллектуалистическое направление, где на первый план выдвигалась интеллектуальная недостаточность и отрицалось ее значимость и где недостатки выводятся из расстройств аффекта и воли. Выготский считает, что интеллект и аффект едины. Он по своему понимал умственную отсталость, выделяя при этом и разграничая первичную и вторичную природу дефекта. Первичный - материальная основа умственной отсталости (органические нарушения ЦНС), а вторичная - место умственно отсталого в социальной среде.
При разработке проблемы
слабоумия отечественные
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.
Информация о работе Классификация слабоумия начала XX века русского психиатра Г.Я. Трошина