Классификация слабоумия начала XX века русского психиатра Г.Я. Трошина

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:12, реферат

Краткое описание

Григорий Яковлевич Трошин родился 21 сентября 1874 г. в г.Мушаке Елабужского уезда Вятской губернии.

В своих взглядах на слабоумие Г.Я. Трошин исходил из того, что законы развития нормального и ненормального развития ребенка одни и те же. Г.Я.Трошин считал, что в то время, как нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития, эволюция ненормальных детей идет крайне медленно и при том они проходят не все стадии филогенетического развития, а лишь некоторые, только низшие, не доходя до высших; смотря по стадии, на которой остановилось развитие, можно различать три главнейшие степени патологического недоразвития: идиотизм, имбецильность (слабоумие) и отсталость.

Файлы: 1 файл

Олигофренопедагогика по алексеевой.docx

— 72.95 Кб (Скачать)

Классификация слабоумия  начала XX века 

русского  психиатра  Г.Я. Трошина  
(21 сентября 1874 г. - 13 марта 1938 г.)

Григорий  Яковлевич Трошин родился 21 сентября 1874 г. в г.Мушаке Елабужского уезда Вятской губернии. 
 
В своих взглядах на слабоумие Г.Я. Трошин исходил из того, что законы развития нормального и ненормального развития ребенка одни и те же. Г.Я.Трошин считал, что в то время, как нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития, эволюция ненормальных детей идет крайне медленно и при том они проходят не все стадии  филогенетического развития, а лишь некоторые, только низшие, не доходя до высших; смотря по стадии, на которой остановилось развитие, можно различать три главнейшие степени патологического недоразвития: идиотизм, имбецильность (слабоумие) и отсталость. 
 
Г.Я Трошин признает психологию отсталых лишенной динамики. Она представляется ему чрезвычайно статичной, однообразной, застывшей. 
 
Г.Я Трошин  анализирует ранее предложенные классификации слабоумия и рекомендует свою классификацию ненормальных. Эта классификация, по его мнению, должна преследовать практические цели, помогать диагностировать детскую ненормальность и дифференцировать помощь этим детям. 
 
Г.Я Трошин разделяет ненормальных детей на три группы:

  1. группа психического недоразвития;
  2. группа детских неврозов и психозов;
  3. группа симптоматической ненормальности.

Все формы слабоумия Г.Я. Трошин, как и Крепелин, по-существу относит к 1-й группе – группе психического недоразвития. Сюда он включает следующие формы психического недоразвития:

  • анэнцефалы – безголовые уроды, нежизненноспосбные;
  • абсолютный идиотизм;
  • идиотизм типичный;
  • переходные степени от идиотизма к слабоумию;
  • слабоумие, или имбецильность;
  • отсталость.

Классификация Г.Я Трошина отграничивает формы психического недоразвития от детских неврозов и психозов и от форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания. Ведь смешение всех этих форм и состояний было бы основным и типичным пороком в учении о слабоумии ряда психиатров XX века. 
 
Четкое же отграничение Трошиным слабоумия от других состояний способствовало углубленному изучению своеобразия интеллектуального и эмоционального развития слабоумных. Сам  Трошин показал лучший образец подобных исследований.

Существенный вклад  в учение о слабоумии внес русский  психиатр Г.Я.Трошин (1874-1938). Он четко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и психозов. Французский педагог Ж.Филипп и врач П.Бонкур разви-ваютпсихолого-педагогическое направление, выделяя тот кон-тингент учащихся, которые не смогут справиться с общеобра-зовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с достаточно сильными формами умственной отсталости.

 
Введение

Изучение интеллектуального  недоразвития имеет длительную историю, в которой мы выделим 3 периода. Первый период характеризовался попытками  классификации интеллектуальной недостаточности. Второй период в основном был описательным с развитием подходов к определению  количественной оценки степени задержки развития психики. Третий период это  период интенсивного развития исследований по изучению причин умственной отсталости. В этот период были уточнены многие биологические, главным образом  генетические, факторы, приводящие к  умственной отсталости, что позволило  достичь и определенных успехов  в ее профилактике. Достижением последних  десятилетий является и изучение неспецифических форм психического недоразвития, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов внешней  среды, в том числе психологических (дефицит мотивации, дефицит внимания и др.). В развитии представлений  об умственной отсталости определенное значение имели и изменения взглядов на психическое недоразвитие в целом  от признания ведущей роли конституционально-наследственной предопределенности, через период увлечения  ролью «чистого» влияния окружающей среды и до признания воздействия  биологических и социальных факторов.

В зарубежной литературе существует несколько подходов к  определению умственной отсталости, основанных главным образом на данных психометрического исследования.

В отечественной специальной  литературе вплоть до 60-х годов наряду с термином «умственная отсталость» широко использовался и используется в настоящее время термин «слабоумие». Согласно современным научным представлениям, понятие "умственная отсталость" имеет значение, объединяющее различные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. Это формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Любая вредность, действующая  на еще не до конца сформированный организм, приводит к общей или  частичной задержке его развития. Длительное патологическое воздействие  на незрелый мозг может привести к  отклонениям в его дифференцировании, а, следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность и формы умственной отсталости зависят от времени влияния  повреждающих биологических и неблагоприятных  социальных факторов, локализации и  распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности.

Умственная отсталость характеризуется общими клиническими признаками. Основной признак - общее  недоразвитие всех сложных форм психической  деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет - страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного  мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия  является то, что умственная отсталость представляет собой не снижение функций  психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия  болезненное расстройство психической  деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время  обследования удается выявить остатки  прежних навыков и знаний. У  лиц с приобретенным слабоумием речь более развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкое несоответствие между интересами и  устремлениями больного до развития слабоумия и после этого.

При умственной отсталости страдают те функции психики, которые  обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению головного  мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные факторы, действующие  на зародыш и плод в периоде  внутриутробного развития, во время  родов или в послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания  матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного  развития и родов - все это может  быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.

Умственная отсталость широко распространена среди населения  всего мира, в зависимости от различных  причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей. Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что  объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей  глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может  быть затруднена.

1.1 Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века

Еще с древнейших времен в обществе существовали аномальные люди. Вплоть до 6 в.до н.э. еще не было научного объяснения психической деятельности. Отношение к таким людям на протяжении веков тоже было разным.

Существуют данные о первобытном обществе, где слабые и не участвующие в процессе добывания пищи люди, погибали, либо их убивали.

В Древней Греции (особенно в Спарте), где много столетий создавался культ здорового тела, люди, и в первую очередь дети, имеющие ярко выраженные физические отклонения от нормы, просто уничтожались.

В Древнем Риме тоже происходило детоубийство детей - уродов, причем это считалось нормально. Римский философ Сенека высказывал по этому поводу, что убивая детей, которые появились на свет хилыми и безобразными, мы таким образом отделяем негодное от здорового. Такое же отношение к аномальным детям было и в Индии до 19века. Детей - уродов оставляли в джунглях на произвол судьбы. Однако общество еще и находило выгоду от существования слабоумных. «Дураков» держали на богатых дворах для потехи гостей и хозяев. Либо слабоумных при монастырях обучали просить милостыню, что шло на пользу церкви.

Начиная с 6в.до н.э. появляются первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям. Это период формирования древней греко - римской медицины. Это Пифагор (6в.до н.э.), Гиппократ(5-4в.до н.э.), Герофил (4в. До н.э.). Они создали и в дальнейшем развивали «мозговую теорию». С деятельностью мозга они связывали не только рассудок, эмоции, но и считали мозг главным органом нервной системы. Также они считали возможным определять степень развития ума и способностей по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.

В период раннего и позднего средневековья (5 - 14в.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология, подавлявшая свободную мысль и преследовавшая научные знания. Уничтожается и древнее естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Появляются и различные религиозные воззрения на слабоумных людей. Одни религии считают слабоумных «детьми бога», а другие (в основном католическая религия) - «детьми дьявола».Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом. Начинается период расправ над ведьмами. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом». По всей Европе пылали костры, в которые бросали стариков, детей и женщин, чье поведение было ненормальным из-за душевных болезней. Также уничтожались и врачи.

А вот в славянских государствах на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей», окружая их ореолом святости. Православная церковь оправдывала существование  детей - идиотов и калек божьей волей, побуждая людей творить милостыню  во имя бога, якобы эта милость  нужна аномальным детям. Но на самом  деле эти пожертвования не доходили до аномальных лиц.

Несмотря на все  сложности того времени происходило  развитие тенденций, которые все  более укреплялись во взглядах врачей и ученых. Наука боролась с церковью, что дало развитие научных знаний. Поднимая архивы древних греков и  римлян теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств. Ученые стали посещать монастыри  и тюрьмы, где находились душевнобольные и наблюдать за ними. Врачи стремились понять душевный мир психически больных  и слабоумных.

Профессор медицины Б.Ф.Платтер (16 - 17в.) наблюдая за аномальными людьми, был одним из первых психиатров, кто дал первую классификацию душевнобольных. В основу своей классификации он положил признаки, характеризующие различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния человека. Все симптомы Б.Ф.Платтер связал с анатомо-физиологической этиологией - это травмы головы, наследственность, отравления наркотиками, старость и другие факторы. Он также был первым психиатром, выделившим среди душевных заболеваний форму, характеризующуюся стойким нарушением интеллекта. В дальнейшем эта форма стала называться слабоумием.

1.2 Влияние французской революции на развитие учения о слабоумии

18век  - французская революция дала начало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие во всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженных нарушений умственного развития (психиатры -Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл). Основной задачей было определить связь интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценить глубину этих нарушений.

Первые попытки  гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к  этим заболеваниям были предприняты  французским врачом-психиатром Филиппом Пинелем (1745-1826). Он впервые снял цепи с душевнобольных в психиатрических лечебницах. Новый принцип «долой притеснения» установил между врачами и больными более доверительные отношения. Это создало условия для более глубокого изучения душевнобольных. Пинель дал свою классификацию душевных болезней, где тупоумие и идиотию он рассмотрел как две особые формы психозов. Пинель - первый психиатр, рассмотревший идиотию как психическое заболевание с остановкой в развитии интеллектуальных и аффективных способностей. Он различил две клинические формы слабоумия - врожденную и приобретенную. Пинель расширил понятие «идиотия», выделив 4 вида идиотии:

Информация о работе Классификация слабоумия начала XX века русского психиатра Г.Я. Трошина