Мое открытие "серебряного века" русской поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 18:37, сочинение

Краткое описание

Красивое название "серебряный век" заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя.

Файлы: 1 файл

Мое открытие серебряного века русской поэзии.docx

— 17.01 Кб (Скачать)

Мое открытие "серебряного  века" русской  поэзии

Сочинение

К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова

Красивое название "серебряный век" заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир "серебряного века", стал К. Бальмонт. За удивительную музыкальность  стиха его называли "Паганини русского стиха". Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как  на нотах, можно ставить музыкальные  знаки.

Я мечтою ловил  уходящие тени, Уходящие тени погасавшего  дня, Я на башню всходил, и дрожали  ступени, И дрожали ступени под  ногой у меня. Мечта, тени, угасавший  день, попытка поймать то, что  ушло, остановить время — эти  образы помогают поэту выразить мысль  о том, что бытие — это лишь тень, а значит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего. По-моему, читая Бальмонта, убеждаешься  в верности старой истины о том, что  человек — это целый мир, который  интересен сам по себе. В стихотворениях этого замечательного поэта все  внимание сосредоточено на его собственной  душе, которая не ищет контакта с  окружающим. В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний, настроений лирического  героя.

Я ненавижу человечество, 
Я от него бегу, спеша. 
Мое единое отечество - 
Моя пустынная душа.

По-моему, вызов  и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнего одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о  себе самом. Его часто упрекали в  эгоцентризме, в восторженном отношении  к самому себе, к своей неповторимости, избранности. "Не для меня законы, раз я гений", — писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие  одиночки — только поза, роль, которую  выбрал сам поэт и которую играл  не всегда блестяще и убедительно. Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся  над толпой, никогда не смог бы написать таких глубоко человечных, выстраданных строк:

Я насмерть поражен  своим сознаньем, 
Я ранен в сердце разумом моим. 
Я неразрывен с этим мирозданьем, 
Я создал мир со всем его страданьем, 
Струя огонь, я гибну сам, как дым.

Поэзия Бальмонта  по-прежнему жива. Она волнует своей  эмоциональностью, одухотворенностью, радостью бытия.

Романтизм мировосприятия характерен для другого замечательного поэта "серебряного века" —  Н. Гумилева. В отличие от Бальмонта  Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за "маской конквистадора". Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска, смелости. Его "Капитаны" — гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям.

Быстрокрылых  ведут капитаны - 
Открыватели новых земель, 
Для кого не страшны ураганы, 
Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью  затерянных хартий - 
Солью моря пропитана грудь, 
Кто иглой на разорванной карте 
Отмечает свой дерзостный путь.

Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется  грустными элегическими строками:

Еще один ненужный день, 
Великолепный и ненужный! 
Приди, ласкающая тень, 
И душу смутную одень 
Своею ризою жемчужной.

Стихотворение "Вечер" проникнуто настроением  спокойной печали, сожалением о том, что только во сне является поэту "обетованная страна — давно  оплаканное счастье". Но когда я  думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всего таинственное озеро Чад, на котором "изысканный бродит жираф". Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в  которое нужно верить.

Я знаю веселые  сказки таинственных стран 
Про черную деву, про страсть молодого вождя, 
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, 
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, 
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... 
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад 
Изысканный бродит жираф.

По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие  той серой, однообразной, скудной  чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобы ощутить  всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками  и, главное, поверить в его реальность. Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить  красоту.

К миру прекрасного  нас приобщает и поэзия А. Ахматовой, хотя в ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля. Несмотря на открытую обыденность и  предельную простоту языка, ее стихи поражают внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций. При мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово "любовь". Встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и тихая грусть — все эти разнообразные оттенки любовного чувства я встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, трагедию. Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут о любви.

Настоящую нежность не спутаешь 
Ни с чем, и она тиха. 
Ты напрасно бережно кутаешь 
Мои плечи и грудь в меха.

И напрасно слова  покорные 
Говоришь о первой любви. 
Как я знаю эти упорные 
Несытые взгляды твои!

Жгучая мечта  о любви истинно высокой, ничем  не искаженной, обостренное чувство  фальши, разочарование в любимом  человеке нашли свое выражение в  этом небольшом стихотворении. Любовная лирика Ахматовой воспринимается как  огромный роман, в котором переплетаются  человеческие судьбы, отражаются все  многообразные нюансы интимных отношений. Но чаще всего это рассказы о "таинственных невстречах", "несказанных речах", о ком-то "непришедшем", о чем-то невоплощенном. В стихотворении "Рыбак" развивается тема предчувствия, ожидания любви. Первое, еще детское чувство  властно завладевает девочкой, "что  ходит в город продавать камсу".

Щеки бледны, руки слабы, 
Истомленный взор глубок, 
Ноги ей щекочут крабы, 
Выползая на песок.

Но она уже  не ловит 
Их протянутой рукой. 
Все сильней биенье крови 
В теле, раненном тоской.

Лирика Ахматовой  раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.

Поэзия "серебряного  века" открыла мне неповторимый мир красоты, добра, гармонии. Она  научила видеть прекрасное в обыденном  и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря  знакомству с ней моя жизнь  стала богаче и одухотвореннее. Я  почувствовала себя первооткрывателем  земли, где царит "союз волшебных  звуков, чувств и дум".

Информация о работе Мое открытие "серебряного века" русской поэзии