Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления коррекционной работы на уроках рисования с натуры с учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с объектом, предметом и целью мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Определить уровень развития представлений о предметах на уроках рисования с натуры с нормально развитым и нарушенным интеллектом.
Введение
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9
Влияние изобразительной деятельности на психофизическое
развитие ребенка
Формирование представлений о форме предметов на уроках
рисования с натуры у детей с нормально развитым интеллектом
Особенности формирования представлений о форме
предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников с нарушенным интеллектом
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о предметах у детей младшего школьного возраста
2.2. Использование контраста, как средства коррекционного обучения
2.3. Результаты коррекционной работы по формированию представлений о форме предметов младших школьников с нарушением интеллекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, нами была проведена коррекционная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников с нарушенным интеллектом.
2. 3. Результаты коррекционной работы по формированию представлений о форме предметов младших школьников с нарушением интеллекта
Для проверки результативности коррекционной работы, нами был проведен контрольный эксперимент. Исследование проводилось на базе того же учреждения по технологии аналогичной констатирующему эксперименту.
Цель: выявить сформированность умений находить различия в форме наблюдаемых предметов и их отображение в рисунках после коррекционно-развивающей работы.
Задача: проверить эффективность выбранных нами методов и направлений в работе.
Анализ результатов диагностического исследования выявил положительную динамику в формировании представлений о форме предметов при рисовании с натуры у детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом.
Результаты
исследования занесены в таблицы 3–4.
Таблица № 3
Анализ обследования представлений о форме предметов
в экспериментальной группе
№ п/п |
Экспериментальная группа |
Задания
|
Общий балл |
Процент успешности |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 | |||||
1 |
3 |
3 |
4 |
10 |
83,3 |
III | |
2 |
4 |
3 |
4 |
11 |
91,6 |
III | |
3 |
3 |
3 |
4 |
10 |
83,3 |
III | |
4 |
3 |
2 |
3 |
8 |
66,6 |
II | |
5 |
3 |
2 |
3 |
8 |
66,6 |
II |
Таблица № 4
Анализ обследования представлений о форме предметов
в контрольной группе
№ п/п |
Контрольная группа |
Задания
|
Общий балл |
Процент успешности |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 | |||||
1 |
4 |
4 |
4 |
12 |
100 |
III | |
2 |
3 |
3 |
4 |
10 |
83,3 |
III | |
3 |
3 |
2 |
3 |
8 |
66,6 |
II | |
4 |
4 |
4 |
4 |
12 |
100 |
III | |
5 |
4 |
3 |
4 |
11 |
91,6 |
III |
Результаты контрольного
Обследование показало, что в экспериментальной группе после коррекционной работы не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем. 2 ребенка показали средний уровень, а 3 учащихся высокий уровень развития. Контрольная группа тоже показала положительную динамику, но не такую высокую как в экспериментальной группе.
Изучив результаты исследования, можно сделать следующий вывод, что применение методики, организующей зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие объектов с контрастом в форме, способствовало образованию у детей более полноценных представлений о предметах, помогло усовершенствовать исполнительские умения в рисовании с натуры, в декоративном и тематическом рисовании, повысило выразительность изображений. Использование контраста помогло создать у школьников установку на познание изображаемых объектов посредством сравнительных умственных действий, способствовало выделению свойств и признаков предметов, позволило детям увидеть их строение, понять связь между частями и своеобразие каждой из них. Применение контраста активизировало мыслительную операцию сравнения у школьников, направило их познавательные усилия на сопоставление между собой характерных особенностей натурной композиции, повышая, таким образом, успешность формирования зрительных, двигательных, осязательных, речевых функций детей.
Заключение
Занятия рисованием с умственно отсталыми детьми служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках рисования.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигагельно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним
из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».
Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для учащихся специальной школы черты.
В ходе эксперимента мы выяснили, что в целом рисунки умственно отсталых школьников по мере развития и обучения совершенствуются.
Учащиеся с нарушением интеллекта отличаются от нормальных сильно выраженной несамостоятельностью в овладении графической деятельностью.
Они чаще склонны к пассивному воспроизведению готовых образцов, чем к рисованию с натуры. Мы считаем, что это обстоятельство необходимо учитывать при обучении, стараясь делать процесс изображения более осознанным. Необходимо систематически и настойчиво учить умственно отсталых детей целенаправленному анализу, сравнению, сопоставлению изображаемых предметов.
Умственно отсталые дети в развитии изобразительной деятельности больше зависят от учителя рисования, чем нормальные [7].
В данном эксперименте контраст как развивающее дидактическое средство помог детям с нарушенным интеллектом приобрести графические умения и навыки, способствовал развитию познания изображаемых предметов, целенаправленной, речевой и мыслительной деятельности, повысил эмоциональный интерес к рисованию.
Таким образом, организация контрастных отношений в предметах, изображаемых учащимися, совершенствует компоненты графического образа их рисунков, усиливая тем самым развивающее действие педагогического процесса. Проведенные нами психолого-педагогические исследования показали, что эта методика может успешно применяться в школе для детей, имеющих умственные нарушения [21].
Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. При определенных условиях в процессе этих занятий удается достаточно эффективно воздействовать на познавательную деятельность умственно отсталого ребенка. Во время занятий осуществляется:
• формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, положение в пространстве;
• воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;
• качественное улучшение зрительных представлений;
• развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование);
• коррекция пространственных представлений;
• развитие речи как регулятора деятельности и средства общения;
• воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;
• формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.
Итак, можно сделать вывод, что рисование
с натуры является методом наглядного обучения
и дает прекрасные результаты не только
в деле обучения рисунку, но и в деле общего
развития ребенка. Рисование с натуры приучает
мыслить и целенаправленно
Список использованной литературы
1. Алексеев, О. Л. Отражение контраста формы объектов младшими школьниками с нарушенным интеллектом в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи [Текст] / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 13-20.
2. Баранов, A. A. Здоровье детей – пути профилактики [Текст] : Материалы I Российского форума «Мать и дитя» / A. A. Баранов. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г.
3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа к журн. : http://ru.wikipedia.org
4. Виноградова, Г. Г. Уроки
рисования с натуры в
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983 г.
6. Глоссарий [Электронный
ресурс]. – Режим доступа к журн. : imp.rudn.ru/psychology/
7. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М : Просвещение, 1974.
8. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. А. Грошенков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
9. Грошенков,
И. А. Основные принципы работы
по развитию познавательной
10. Даринская, В. М. Влияние личностных
оценок и эмоционального
11. Доскин, В. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации в современных условиях [Текст] : проблемы младенчества: нейропсихолого–педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практ. конференции / В. А. Доскин. – М., 1999 г.
12. Екжанова, Е. А. Изобразительная
деятельность в системе
13. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика [Текст] / И. Г. Еременко. – Киев : Головное издательство Издательского объединения Вища школа, 1985 г.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М., 1981 г.