Экспериментальная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить основные направления коррекционной работы на уроках рисования с натуры с учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с объектом, предметом и целью мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Определить уровень развития представлений о предметах на уроках рисования с натуры с нормально развитым и нарушенным интеллектом.

Оглавление

Введение
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9
Влияние изобразительной деятельности на психофизическое
развитие ребенка
Формирование представлений о форме предметов на уроках
рисования с натуры у детей с нормально развитым интеллектом
Особенности формирования представлений о форме
предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников с нарушенным интеллектом
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о предметах у детей младшего школьного возраста
2.2. Использование контраста, как средства коррекционного обучения
2.3. Результаты коррекционной работы по формированию представлений о форме предметов младших школьников с нарушением интеллекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

1курсовая.docx

— 87.08 Кб (Скачать)

Таким образом, нами была проведена коррекционная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников с нарушенным интеллектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Результаты коррекционной работы по формированию представлений о форме предметов младших школьников с нарушением интеллекта

 

Для проверки результативности коррекционной работы, нами был проведен контрольный эксперимент. Исследование проводилось на базе того же учреждения по технологии аналогичной констатирующему эксперименту.

Цель: выявить сформированность умений находить различия в форме наблюдаемых предметов и их отображение в рисунках после коррекционно-развивающей работы.

Задача: проверить эффективность выбранных нами методов и направлений в работе. 

Анализ результатов диагностического исследования выявил положительную динамику в  формировании представлений о форме предметов при рисовании с натуры у детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом.     

Результаты исследования занесены в таблицы 3–4.                                                                                                                                                           

Таблица № 3

Анализ обследования представлений о форме предметов

в экспериментальной группе

№ п/п

Экспериментальная группа

Задания

 

Общий балл

Процент успешности

Уровень успешности

1

2

3

1

 

3

3

4

10

83,3

III

2

 

4

3

4

11

91,6

III

3

 

3

3

4

10

83,3

III

4

 

3

2

3

8

66,6

II

5

 

3

2

3

8

66,6

II


 

 

 

 

 

Таблица № 4

Анализ обследования представлений о форме предметов

в контрольной группе

№ п/п

Контрольная группа

Задания

 

Общий балл

Процент успешности

Уровень успешности

1

2

3

1

 

4

4

4

12

100

III

2

 

3

3

4

10

83,3

III

3

 

3

2

3

8

66,6

II

4

 

4

4

4

12

100

III

5

 

4

3

4

11

91,6

III


 

       Результаты контрольного эксперимента  показали эффективность проделанной  коррекционной работы и представлены  в гистограмме 2.

                                                                                             Гистограмма 2

Обследование показало, что в экспериментальной группе после коррекционной работы не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем. 2 ребенка показали средний уровень, а 3 учащихся высокий уровень развития. Контрольная группа тоже показала положительную динамику, но не такую высокую как в экспериментальной группе.

Изучив результаты исследования, можно сделать следующий вывод, что применение методики, организующей зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие объектов с контрастом в форме, способствовало образованию у детей более полноценных представлений о предметах, помогло усовершенствовать исполнительские умения в рисовании с натуры, в декоративном и тематическом рисовании, повысило выразительность изображений. Использование контраста помогло создать у школьников установку на познание изображаемых объектов посредством сравнительных умственных действий, способствовало выделению свойств и признаков предметов, позволило детям увидеть их строение, понять связь между частями и своеобразие каждой из них. Применение контраста активизировало мыслительную операцию сравнения у школьников, направило их познавательные усилия на сопоставление между собой характерных особенностей натурной композиции, повышая, таким образом, успешность формирования зрительных, двигательных, осязательных, речевых функций детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Занятия рисованием с умственно отсталыми детьми служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии.

Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках рисования.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигагельно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним

из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».

Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для учащихся специальной школы черты.

В ходе эксперимента мы выяснили, что в целом рисунки умственно отсталых школьников по мере развития и обучения совершенствуются.

Учащиеся с нарушением интеллекта отличаются от нормальных сильно выраженной несамостоятельностью в овладении графической деятельностью.

Они чаще склонны к пассивному воспроизведению готовых образцов, чем к рисованию с натуры. Мы считаем, что это обстоятельство необходимо учитывать при обучении, стараясь делать процесс изображения более осознанным. Необходимо систематически и настойчиво учить умственно отсталых детей целенаправленному анализу, сравнению, сопоставлению изображаемых предметов.

Умственно отсталые дети в развитии изобразительной деятельности больше зависят от учителя рисования, чем нормальные [7].

В данном эксперименте контраст как развивающее дидактическое средство помог детям с нарушенным интеллектом приобрести графические умения и навыки, способствовал развитию познания изображаемых предметов, целенаправленной, речевой и мыслительной деятельности, повысил эмоциональный интерес к рисованию.

Таким образом, организация контрастных отношений в предметах, изображаемых учащимися, совершенствует компоненты графического образа их рисунков, усиливая тем самым развивающее действие педагогического процесса. Проведенные нами психолого-педагогические исследования показали, что эта методика может успешно применяться в школе для детей, имеющих умственные нарушения [21].

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. При определенных условиях в процессе этих занятий удается достаточно эффективно воздействовать на познавательную деятельность умственно отсталого ребенка. Во время занятий осуществляется:

• формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, положение в пространстве;

• воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;

• качественное улучшение зрительных представлений;

• развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование);

• коррекция пространственных представлений;

• развитие речи как регулятора деятельности и средства общения;

• воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;

• формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Итак, можно  сделать вывод, что рисование  с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной  деятельности. При обучении рисованию  мы должны иметь в виду, что целью  изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев, О. Л. Отражение контраста формы  объектов младшими школьниками  с нарушенным интеллектом в  изобразительной, предметно-практической  деятельности и речи [Текст]  / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова  // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 13-20.

2. Баранов, A. A. Здоровье детей – пути профилактики [Текст] : Материалы I Российского форума «Мать и дитя» / A. A. Баранов. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г. 

3. Википедия – свободная  энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа к журн. : http://ru.wikipedia.org 

4. Виноградова, Г. Г. Уроки  рисования с натуры в общеобразовательной  школе [Текст]: Пособие для учителя / Г. Г. Виноградова.  – М. : Просвещение, 1980. – 144 с.

5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983 г.

6. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа к журн. : imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/glossary. html.

7. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина.  – М : Просвещение, 1974.

8. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. А. Грошенков.  – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

9. Грошенков, И. А. Основные принципы работы  по развитию познавательной деятельности  у умственно отсталых школьников  в процессе рисования [Текст] / И. А. Грошенков // Дефектология. – 1980. – № 1. – С. 18-24.

10. Даринская, В. М. Влияние личностных  оценок и эмоционального состояния  ребенка на раскрытие его творческого  потенциала и развитие способностей [Текст] : Семейная психология и семейная терапия / В. М. Даринская.  – 2007. – № 1.

11. Доскин, В.  А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации в современных условиях [Текст] : проблемы младенчества: нейропсихолого–педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практ. конференции / В. А. Доскин. – М., 1999 г.

12. Екжанова, Е. А. Изобразительная  деятельность в системе воспитания  и обучения дошкольников с  умственной недостаточностью: Умственно  отсталые дети и дети с задержкой  психического развития [Текст] : автореф. дис. доктора пед. наук / Е. А. Екжанова. – М., 2003 г.

13. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика  [Текст] / И. Г. Еременко. –   Киев : Головное издательство Издательского объединения Вища школа, 1985 г.

14. Запорожец,  А. В. Избранные  психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М., 1981 г.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников