Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления коррекционной работы на уроках рисования с натуры с учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с объектом, предметом и целью мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Определить уровень развития представлений о предметах на уроках рисования с натуры с нормально развитым и нарушенным интеллектом.
Введение
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9
Влияние изобразительной деятельности на психофизическое
развитие ребенка
Формирование представлений о форме предметов на уроках
рисования с натуры у детей с нормально развитым интеллектом
Особенности формирования представлений о форме
предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников с нарушенным интеллектом
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о форме предметов на уроках рисования с натуры у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о предметах у детей младшего школьного возраста
2.2. Использование контраста, как средства коррекционного обучения
2.3. Результаты коррекционной работы по формированию представлений о форме предметов младших школьников с нарушением интеллекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Однако на ранних этапах формирования специальной педагогики рисование не считалось средством разностороннего исправления дефектов развития умственно отсталого ребенка. Оно рассматривалось как средство плодотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями в развитии и, в частности, на их эмоциональную и двигательно-моторную сферу [8, с. 4].
Для того чтобы попытаться понять значение изобразительной деятельности на психофизическое развитие детей, рассмотрим понятие «изобразительная деятельность» и понятие «психофизическое развитие ребенка». В свою очередь, термин «психофизическое развитие» можно, для большей точности, разделить на два термина «психическое развитие» и «физическое развитие» ребенка.
Итак, физическое развитие – комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определенным комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности [18]. Физическое и психическое развитие тесно связаны между собой. Одно невозможно без другого.
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [20]. Развитие психики ребенка – сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов – наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, которое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой. В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека [11].
С психологической точки зрения, представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.
Все представления классифицируются по ведущим анализаторам (по модальностям), по степени обобщенности, по степени волевых усилий и по происхождению. Представления возникают на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения [3].
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии [26]. Иными словами, для того чтобы ребенок смог мысленно представить образ предмета, ему сначала нужно сформировать его путем восприятия.
Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску [17.].
В процессе обучения учащиеся постигают действительность посредством восприятий, являющихся исходным моментом, началом их познавательной деятельности. Восприятия тесно связаны с представлениями, сформировавшимися в результате предшествовавших восприятий, и мышлением [11]. Ф. Энгельс писал, что «к нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления» [28].
В результате восприятия складывается образ – субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Изобразительная деятельность – это продуктивный вид деятельности, который имеет свои особенности, требует владения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка [13].
Изобразительная деятельность имеет синтетический характер и выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти». Процесс освоения детьми изобразительной деятельности, степень успешности его, безусловно, оказывают влияние на положение ребенка в детском сообществе. Поэтому педагог может оказать большое влияние на процесс, динамику, характер вхождения ребенка в детское сообщество и интеграцию в нем. Наличие зримого продукта изобразительной деятельности, текущего и итогового, отношение к нему со стороны взрослых и детей в большей степени влияют на этот процесс, а, следовательно, и на личностное развитие. То есть, в процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, восприятие, воображение и художественный вкус.
Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают пространственное мышление, приучают пальцы рук к точным, целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно-двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей различного рода позитивных навыков в формировании эстетической грамотности и основы культуры [22]. Творчески поставленная работа по изобразительному искусству способствует не только познанию объективно существующего мира, но и развитию абстрактно-чувственного воображения у детей, что крайне важно для любой творческой деятельности. Процесс этот наиболее сложный и требует, в свою очередь, грамотности педагога на всех этапах обучения. В коррекционной работе с учащимися специальных учреждений особое значение уделяется тем видам деятельности, которые, вызывая положительное отношение у детей, способствуют развитию психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Рисование – один из видов такой деятельности [7].
По мнению исследователей, задача предмета изобразительной деятельности не только научить ребенка правильно рисовать, но и развивать его творческую фантазию, воображение, мысль, научить понимать искусство.
В процессе рисования ребенок испытывает различные эмоции, здесь происходит коррекция его эмоциональной сферы. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятными или неприятными (например, в ходе рассматривания, обследования предмета).
Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Эмоции связаны с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально или не имеет большого значения [10].
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит этот процесс. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не хочется рисовать», – можно услышать от ребенка. Волевые процессы также тесно связаны с эмоциями. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно непросто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов. Нельзя не отметить и то терапевтическое воздействие, которое оказывают занятия изобразительной деятельностью на состояние детей. Цель урока творчества часто может быть целью приобретения радости. Радости от импровизированного общения с материалом: краской, кистью, бумагой, радости от творческого результата. Радости от ощущения собственной значимости, от преодоления собственного недуга. Радости самоутверждения. В ходе уроков изобразительной деятельностью у ребят формируется чувство прекрасного, чувство доброты, эмоциональной отзывчивости, формируются нравственные чувства. Творческий потенциал, приобретаемый на уроках рисования, несомненно, способствует более успешному обучению и подготовке к трудовой занятости в сферах творческой деятельности [7].
Также рисование является деятельностью, которая способствует практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Овладевая действиями игры и изобразительной деятельности, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения [18].
Н.М. Рыбников отмечал, что изобразительная деятельность ребенка отличается от изобразительной деятельности взрослого человека.
Деятельность взрослого художника направлена на результат, тогда как для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением, но как только завершают рисунок, часто выбрасывают его [24].
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Рисунки – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт – рисунок [14].
Психофизиологи
полагают, что детские рисунки – четкое
отражение этапов развития зрительно-пространственно-
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Недаром выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский назвал детское рисование «графической речью» [5].
1.2. Формирование
представлений о форме
В 1 класс приходят дети, получившие разное воспитание и разную подготовку к школе: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду.
Исследование развития изобразительной деятельности у учащихся 1 и 2 классов имеет особо важное значение. Здесь впервые закладываются у учащихся основы знаний и умений реалистического изображения.
На первой стадии развития изобразительной деятельности в школьном возрасте учащиеся еще не исправляют ошибок своих рисунков или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших кусков изображения. Самым обычным способом исправления рисунков в младшем школьном возрасте является выполнение этого изображения на новом листе бумаги.
Первый период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения. Рисунок для ребенка является перечислением описываемых деталей. Это явление объясняется тем, что учащийся старается наиболее полно рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображает каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями, был виден на рисунке [19].
Характерной особенностью изобразительной деятельности этого периода является то, что дети еще «не знают» трудностей изображения. Они охотно изображают любой предмет – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, не идут далее простого узнавания изображаемого. Детей интересует главным образом, «что», а не «как» изображено. В выборе предмета изображения ребенок исходит из интереса к самому предмету, а не из легкости изображения.
При систематическом обучении детей рисованию с натуры у них сравнительно быстро изменяется отношение к ней. О.И. Галкина экспериментально показала, что дети 3 класса уже очень хорошо справляются с задачей сопоставления своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего рисунка [4].
Наибольшей трудностью в обучении младших школьников рисованию с натуры является отсутствие общепринятой системы обучения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как ее изображать. Можно без преувеличения сказать, что 99% всех неправильностей изображения у младших школьников определяется отсутствием построения рисунка. Ученик рисует, как выйдет, а не строит по определенным расчетам. Уже в 1 классе для ребенка доступны такие простейшие расчеты – высота предмета равна десяти делениям линейки, а ширина – четырем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – два и т.п.
Небольшие задания дети выполняют под контролем руководителя очень хорошо, но они еще не могут самостоятельно переходить от одной задачи к другой, а тем более не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения.
Дети на этом уровне формирования изобразительной деятельности всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и постоянно забывают о цели, которой необходимо подчинить эту текущую деятельность.
Изобразительная деятельность первоклассников и даже второклассников мало отличается от рисунков старших дошкольников. В свободных и тематических рисунках младших школьников преобладают моменты повествования. Они, так же как и дошкольники, совершенствуют свои изображения путем присоединения все новых и новых деталей. Однако изображение предметов у них все более и более соответствует оригиналу. В этом преимущество рисунков школьников, хотя и ученики 1–2 классов, подобно дошкольникам, обычно начинают свой рисунок с нанесения линии контура изображаемого предмета и в дальнейшем к нему не возвращаются.