Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Оглавление

Введение 2
Глава I . Методика выявления нарушения речи
у дошкольников с ФФН 5
Глава II. Содержание и структура обследования фонетического
восприятия у дошкольников с ФФН 13
Глава III. Анализ результатов исследования особенностей
фонематического восприятия 15
Глава IV. Методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у дошкольников 27

Заключение. 33
Литература. 35

Файлы: 1 файл

курсовая №2 готовая к распечатке.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

3 направление  - Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются  слова со сходными акустически и  смешиваемыми в произношении звуками.

Предлагаем примерные упражнения и игры.

Определение наличия заданного звука в  слове.

«Чудо-дерево».

Украсить  дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий  звук.

Вычленение  первого и последнего звука в  слове, нахождение местоположения заданного  звука.

«Мяч передавай, слово называй».

Ребенок называет слово на заданный звук и  передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы  передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает  слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Определение последовательности и количества звуков в слове.

«Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Определение места звука по отношению  к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При подборе  дидактического и речевого материала  учитывается, что согласные звуки  легче распознаются, если они находятся  в прямом слоге в начале или  в середине слова, в обратном слоге  в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге  в середине слова, а также в  стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением  звукового ряда.

После отработки  отдельного звука проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера приведем последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.

Дифференциация  звуков С и Ш в слогах.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной  структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.

Дифференциация  звуков С и Ш в словах.

«Кто внимательнее?».

Логопед произносит ряд слов со звуками С  и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д.

Таким образом, к моменту поступления в школу  дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной  школы. Они умеют различать и  дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно  контролировать звучание собственной  и чужой речи, последовательно  выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его  элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

 

 

                                       Заключение

 

В настоящее  время, когда наблюдается повышение  требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой  детей к школе. Успехи ребёнка  в школе во многом определяются его  готовностью к ней. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение  этих вопросов имеет особое значение.

Нарушение произношения звуков при ФФН находится  в тесной взаимосвязи с недоразвитием  у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового  анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Признаком фонематического недоразвития у  детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими  или артикуляторными признаками.

Разработкой наиболее эффективных методов и  приемов работы, направленных на преодоление  ФФН, в свое время занимались Р.Е  Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др.

Анализ  литературных источников показал, что:

При этой форме дети с трудом различают  звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания  слухового анализатора. Ребенок  не распознает звуковые оттенки, которые  образуются физиологически по одинаковому  принципу.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Без специального коррекционного воздействия ребенок  не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению  стойких ошибок при овладении  письменной речью.

Система коррекционного обучения детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием  в условиях дошкольного логопедического  пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно  произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков  анализа и синтеза звукового  состава слов.

 

                                      Литература

 

  1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.
  2. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2.
  3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: “Каро”, 2002.
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993.
  6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  8. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  11. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
  12. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.
  15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
  16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
  17. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
  18. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
  19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  20. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992.
  21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  22. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1986.
  23. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
  24. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
  25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
  26. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  27. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
  28. Чистович Л.А. Восприятие речи человеком. Спб: Питер 1995.
  29. Швачкин Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 4.
  30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1998.

Педагогика

 


Информация о работе Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН