Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Введение 2
Глава I . Методика выявления нарушения речи
у дошкольников с ФФН 5
Глава II. Содержание и структура обследования фонетического
восприятия у дошкольников с ФФН 13
Глава III. Анализ результатов исследования особенностей
фонематического восприятия 15
Глава IV. Методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у дошкольников 27
Заключение. 33
Литература. 35
3 направление - Выделение звука на фоне слова.
Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.
Предлагаем примерные
Определение наличия заданного звука в слове.
«Чудо-дерево».
Украсить
дерево игрушками, картинками, в названии
которых имеется
Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
«Мяч передавай, слово называй».
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
«Живые звуки».
Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
Определение места звука по отношению к другим звукам.
При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.
При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.
После отработки отдельного звука проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими.
В качестве примера приведем последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.
Дифференциация звуков С и Ш в слогах.
«Скажи наоборот».
Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.
Дифференциация звуков С и Ш в словах.
«Кто внимательнее?».
Логопед произносит ряд слов со звуками С и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д.
Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
В настоящее
время, когда наблюдается повышение
требований к начальному обучению,
актуализируется целый ряд
Нарушение
произношения звуков при ФФН находится
в тесной взаимосвязи с недоразвитием
у детей фонематического
Признаком
фонематического недоразвития у
детей данной категории является
незаконченность процесса формирования
звуков, отличающихся тонкими акустическими
или артикуляторными
Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на преодоление ФФН, в свое время занимались Р.Е Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др.
Анализ литературных источников показал, что:
При этой
форме дети с трудом различают
звуки из-за недостаточной дифференциальной
способности коркового
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Педагогика
Информация о работе Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН