Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Оглавление

Введение 2
Глава I . Методика выявления нарушения речи
у дошкольников с ФФН 5
Глава II. Содержание и структура обследования фонетического
восприятия у дошкольников с ФФН 13
Глава III. Анализ результатов исследования особенностей
фонематического восприятия 15
Глава IV. Методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у дошкольников 27

Заключение. 33
Литература. 35

Файлы: 1 файл

курсовая №2 готовая к распечатке.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

Протокол  обследования

фонематического восприятия у дошкольника с ФФН                                                     (Матвей К.)

Содержание

Используемый речевой и наглядный  материал

Ответы ребенка

1.Восприятие и дифференциация  изолированных звуков:                       - подними флажок, если услышишь 
согласный звук с (ш,з,к) среди других согласных

Н, п, с,д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т,ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

ц, з – с

г - к

ш - щ, ж

2. Восприятие и дифференциация  звуков в слогах:

- повторение за логопедом  серию из двух – трех слогов

СА-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-жо, жу-шу-жу,чу-щу, ча-ща-ча

Па-бо-пы, бо-бо-по, го-ку-га, ка-га-ко

То-ду-ты, ту-да-то, фо-ву, вы-фо-ву

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ца-тя-тя, тю-цу-тя

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Испытывал затруднения при восприятии слоговых цепочек, содержащих звуки  ц и з и их заменитель с- су-цу, сы-зы-зы, са-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-цы, звуки г и к (заменитель), а также звуки ш, щ, ж которые в речевом потоке не нарушаются – жи-жи-ши, шо-шо-жо и т.д. при этом звук щ воспринимает как звук ш.

3.Дифференциация слов квазимонимов:

-найди картинку, которую  назову.

Крыша-крыса, лак-рак, лиса-лица, ужи-усы, жук-сук, нос-нож, мишка-миска, вещи-весы, лис-рис, ложки-рожки, колобок-коробок, коза-коса, кочка-кошка,  сабля-цапля, лужи-лучи, бак-мак, ком-дом, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка-почка, башня-пашня, корка-горка, тапки-тяпки, лук-люк, круг-крюк

Затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки.

Трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь  также наблюдалось большое количество ошибок. Затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты: лужи-лучи

Трудности в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие  в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки. Испытывал затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые им звуки: ужи-уши, козы-кожи, лужи-лучи, крыса –крыша, весы- вещи

4.Дифференциация и восприятие  звуков в словах:

-выбрать картинки в  которых слышится звук с (ш,ч,б)

Собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета Шапка, кошка, мышь, школа, камыш, груша Жук, ножик, пижама, абажур, пожарник        Цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера, собака, зубы, бабочка, яблоко, бублик, барабан, дом, вода, двойка, карандаш, голова, нога, и  т.д.

На звук с отобрал – собака, сосна, зуб, замок, коза, звезда, забор, цепь, палец, цапля, стул, самолет, пастух, нос, колесо; на звук к – клещи, колесо, коза, газета, курица, чулок, очки, клещи, иголка, нога; на звук ж – ящик, груша, кошка, пожарник, пижама, ножик, жук, камыш. 41% был отобран ошибочно.

5. Способность к элементарному  звуковому анализу:

-определить звук в  начале (конце) слова,  (двух-трехсложные  слова

- с искомым звуком в  середине слова

Маска, мак, машина, миска, барабан, банан,  сани, слон, вата, каша, радуга, бумага, иголка, аист, утка, ива, овощ, петух, кит, антенна, умывальник, игрушка, бант, батон, дупло, лапа и т.д.

Справился с нахождением звука  в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. С выделением звука из середины слова, испытывает незначительные затруднения.

6.Дифференциация правильного и  дефектно произнесенного звука:

- игра в «Телефон»

Лампа, мыло, стул, диван и т.д.- произносятся дефектно или заменяются звуками  имитируя: а) произношение ребенка, б)дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

Смог  отличить правильное произношение от дефектного, в том случае если логопед имитировал дефект отличный от его собственного.

Не смог распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен его собственному.


 

 

Протокол  обследования

фонематического восприятия у дошкольника с ФФН                                                     (Дима З.)

Содержание

Используемый речевой и наглядный  материал

Ответы ребенка

1.Восприятие и дифференциация  изолированных звуков:                      - подними флажок, если услышишь 
согласный звук с (ш,з,к) среди других согласных

Н, п, с,д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т,ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

с –  з, ц

г – г, к

2. Восприятие и дифференциация  звуков в слогах:

- повторение за логопедом  серию из двух – трех слогов

СА-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-жо, жу-шу-жу,чу-щу, ча-ща-ча

Па-бо-пы, бо-бо-по, го-ку-га, ка-га-ко

То-ду-ты, ту-да-то, фо-ву, вы-фо-ву

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ца-тя-тя, тю-цу-тя

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Допускал ошибки при восприятии цепочек  содержащих звуки з и ц(отсутствующие в речи) а также звук с являющийся их заменителем – су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы; звуки р и л , г и к (являющиеся заменителями) – ра-ла-ро, ла-лу-ра, ру-ла-ра, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка.

3.Дифференциация слов квазимонимов:

-найди картинку, которую  назову.

Крыша-крыса, лак-рак, лиса-лица, ужи-усы, жук-сук, нос-нож, мишка-миска, вещи-весы, лис-рис, ложки-рожки, колобок-коробок, коза-коса, кочка-кошка,  сабля-цапля, лужи-лучи, бак-мак, ком-дом, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка-почка, башня-пашня, корка-горка, тапки-тяпки, лук-люк, круг-крюк

Затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки. Затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты: лиса – лица

зуб-суп, коза-коса, вещи- весы

4.Дифференциация и восприятие  звуков в словах:

-выбрать картинки в  которых слышится звук с (ш,ч,б)

Собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета Шапка, кошка, мышь, школа, камыш, груша Жук, ножик, пижама, абажур, пожарник        Цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера, собака, зубы, бабочка, яблоко, бублик, барабан, дом, вода, двойка, карандаш, голова, нога.

Испытывает затруднения при выборе картинок не только на звуки отсутствующие  в ее речи, но и на некоторые другие дифференцируемые по звонкости. Из отобранных им картинок 50% были ошибочными.

5. Способность к элементарному  звуковому анализу:

-определить звук в  начале (конце) слова,  (двух-трехсложные  слова

- с искомым звуком в  середине слова

Маска, мак, машина, миска, барабан, банан,  сани, слон, вата, каша, радуга, бумага, иголка, аист, утка, ива, овощ, петух, кит, антенна, умывальник, игрушка, бант, батон, дупло, лапа и т.д.

С выделением звука из середины слова  не справляется и на вопрос где  находится звук отвечают либо начало, либо конец.

Не может выделить начальный  и конечный звук слова. Мальчик  выделяя первый звук слова, мак называет слово целиком, последний звук слова слон - выделяет сон.

6.Дифференциация правильного и  дефектно произнесенного звука:

- игра в «Телефон»

Лампа, мыло, стул, диван и т.д.- произносятся дефектно или заменяются звуками  имитируя: а) произношение ребенка, б)дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

Не мог распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен его собственному.


 

Протокол  обследования

фонематического восприятия у дошкольника с ФФН                                                     (Кирилл М.)

Содержание

Используемый речевой и наглядный  материал

Ответы ребенка

1.Восприятие и дифференциация  изолированных звуков:

- подними флажок, если  услышишь 
согласный звук с (ш,з,к) среди других согласных

Н, п, с,д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т,ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

с –  з,

т - ц,

л - J  ,     

ш - ч, щ

2. Восприятие и дифференциация  звуков в слогах:

- повторение за логопедом  серию из двух – трех слогов

СА-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-жо, жу-шу-жу,чу-щу, ча-ща-ча

Па-бо-пы, бо-бо-по, го-ку-га, ка-га-ко

То-ду-ты, ту-да-то, фо-ву, вы-фо-ву

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ца-тя-тя, тю-цу-тя

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Нарушено восприятие цепочек слогов содержащих звуки отсутствующие  в речи и их заменители – сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца, ла-лу-ра; а также цепочек содержащих смешиваемые  звуки- ся-щя-ся, жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу.

3.Дифференциация слов квазимонимов:

-найди картинку, которую  назову.

Крыша-крыса, лак-рак, лиса-лица, ужи-усы, жук-сук, нос-нож, мишка-миска, вещи-весы, лис-рис, ложки-рожки, колобок-коробок, коза-коса, кочка-кошка,  сабля-цапля, лужи-лучи, бак-мак, ком-дом, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка-почка, башня-пашня, корка-горка, тапки-тяпки, лук-люк, круг-крюк

Испытывает затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются  при произнесении логопедом любого из этих звуков.  Ошибки в словах:  лиса-лица, круг-крюк, коза-коса.

4.Дифференциация и восприятие  звуков в словах:

-выбрать картинки в  которых слышится звук с (ш,ч,б)

Собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета Шапка, кошка, мышь, школа, камыш, груша Жук, ножик, пижама, абажур, пожарник        Цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера, собака, зубы, бабочка, яблоко, бублик, барабан, дом, вода, двойка, карандаш, голова, нога, и  т.д.

На звук з отобрал картинки–зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; на звук ц– цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; на звук л–лимон, лапа, глаза, малина, голова; на звук ж – пожарник, ящик, клещи, карандаш, жук,ножик, пижама, абажур, камыш; на звук щ – шапка, кошка,мышь, клещи,щетка, ящик, прачечная, пещера ящерица,  груша. Из общего количества картинок отобранных на отсутствующие и смешиваемые в речи звуки 60% оказалось ошибочным.

5. Способность к элементарному  звуковому анализу:

-определить звук в  начале (конце) слова,  (двух-трехсложные слова

- с искомым звуком в  середине слова

Маска, мак, машина, миска, барабан, банан,  сани, слон, вата, каша, радуга, бумага, иголка, аист, утка, ива, овощ, петух, кит, антенна, умывальник, игрушка, бант, батон, дупло, лапа и т.д.

Справился с нахождением звука  в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. С выделением звука из середины слова, испытывает незначительные затруднения.

6.Дифференциация правильного и  дефектно произнесенного звука:

- игра в «Телефон»

Лампа, мыло, стул, диван и т.д.- произносятся дефектно или заменяются звуками  имитируя: а) произношение ребенка, б)дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

Смог  отличить правильное произношение от дефектного, в том случае если логопед имитировал дефект отличный от его собственного.

Не смог распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен его собственному.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  IV.  Методические  рекомендации по преодолению ФФН

у дошкольников

 

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции  звуковой стороны речи и фонематического  недоразвития. «Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974 г.)».[12] Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предусмотрены специальные разделы по формированию произношения и обучению грамоте.

Логопедическая  работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического  восприятия и навыков звукового  анализа и синтеза. Коррекционное  обучение предусматривает также  определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые  должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Работа  по преодолению недоразвития фонематического  восприятия строится поэтапно.

1 этап. Формирование  восприятия устной речи на  фонематическом уровне.

2 этап. Формирование  восприятия устной речи на  фонологическом уровне.

Задачами  первого этапа являются:

- развитие  распознания звуков речи, т.е.  восприятия устной речи на  сенсомоторном уровне;

- развитие  стимулирующей функции речеслухового  анализатора (формирование четкого  слухового образа звука);

- формирование  слухового контроля за качеством собственного произношения;

- создание  благоприятных условий для последующего  формирования фонематических функций.

Логопедическая  работа на данном этапе проводилась  по двум направлениям.

1 направление  - Формирование восприятия устной  речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознания  и различения на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность  исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую  догадку, играющих существенную роль при  восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей  формируется навык аудирования (направленного  восприятия звуков речи), способствующий развитию слушать и слышать речевой  материал.

Можно провести такую игру: логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например «по». Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Взрослый: По. Ребенок. По.

Взрослый: Во. Ребенок. Во.

Взрослый: Ро. Ребенок. Ро.

Взрослый: Жо. Ребенок. Жо и т.д.

Необходимо  подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что  он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для  мотивации их внимания.

2 направление  - Формирование восприятия устной  речи в процессе различения  правильно и искаженно произнесенного  звука.

1. Распознание  дефектного произношения, отличающегося  от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие  слухового контроля ведется параллельно  с формированием правильного  артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических  ощущений.

2. Распознание  дефектного произношения, аналогичного  собственному, в чужой речи.

Работа  проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед  имитирует произношение, аналогичное  дефектному произношению ребенка, или  просит детей, имеющих такой же, как  у ведущего, дефект назвать свои картинки.

В связи  с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе  языка способствуют совершенствованию  правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачи второго этапа  входит развитие функций фонематической системы.

Формирование  фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического  восприятия (дифференциации фонем) и  развитие фонематического анализа  и синтеза.

Работа  на этом этапе начинается с последовательного  уточнения произносительного и  слухового образов обрабатываемого  звука и ведется по трем направлениям.

1 направление  - Уточнение артикуляции звука  с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические  ощущения.

При уточнении  правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов  при его произнесении.

2 направление  - Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить звук. Слоги не должны включать оппозиционных  звуков.

Информация о работе Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН