Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Введение 2
Глава I . Методика выявления нарушения речи
у дошкольников с ФФН 5
Глава II. Содержание и структура обследования фонетического
восприятия у дошкольников с ФФН 13
Глава III. Анализ результатов исследования особенностей
фонематического восприятия 15
Глава IV. Методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у дошкольников 27
Заключение. 33
Литература. 35
У 30 % детей из КГ вызывало затруднение воспроизведение цепочек слогов со звуками ч, щ, ц. У 50% детей не возникло затруднений при выполнении задания, они с ним справились. У 20% детей отмечались ошибки при воспроизведении цепочек содержащих противопоставленные по звонкости – глухости звуки.
При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) было выявлено, что 100% детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Исключение составляют Паша Ж. который заменяя звук л на мягкий ль, Влад С. который заменяя л на (J) картинки отбирают верно и Даня Ч. и Егор Е. которые верно дифференцируют звуки р и л когда они находятся в начале слова (ложки – рожки, лак –рак, лис – рис). Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок. Кроме этого дети испытывали затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты, даже если эти звуки присутствовали в их речи: Влад С.- кочка-кошка; Диана Д. (кочка-кошка, лиса – лица); Андрей К.- не нашел картинки лица, лучи, кочка; Паша Ж. – не смог найти лучи, кочка; Егор Е. не нашел – картинки к словам цапля, лица, Марина В. - лужи –лучи; Матвей К. –лужи-лучи. Кроме трудностей в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки некоторые дети испытывали затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые ими звуки; Влад С. (кочка- не мог определить наличие звука ч), Даня Ч. (том-дом, бочка-почка, тачка-дачка, трава-дрова), Паша Ж. (миска –мишка, вещи – весы, крыса-крыша), Егор Е. (зуб-суп, коза-коса, вещи- весы), Марина В (бочка-почка, кошка- кочка, сабля- цапля, лужи-лучи), Матвей К. (ужи-уши, козы-кожи, лужи-лучи, крыса –крыша, весы- вещи). Следует отметить что, в целом данное задание детям доступно т.к. с дифференциацией других слов (различных для каждого) дети справлялись без особых проблем. В процессе работы над словами, содержащими нарушенные звуки, долго думали, иногда просили повторить, но, как правило, давали неверный ответ.
У детей КГ это задание не вызвало серьезных затруднений 60% детей выполнили все задания правильно, у 30% детей были ошибки в дифференциации звуков ж – ш, у 10% вызвало затруднение задание в различении слов со звуками у - ю, дети отбирали одну и туже картинку на оба звука.
При проведении четвертого задания (отбор картинок в названии которых есть заданный звук) мы предлагали детям отобрать картинки на отсутствующий в речи звук или его заменитель, один из смешиваемых звуков и звуки произношение которых соответствует норме, но восприятие нарушено ( по результатам первых трех заданий). В ходе выполнения задания детьми были отобраны следующие картинки. Влад С. на звук з отобрал картинки – зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; на звук ц – цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; на звук л – лимон, лапа, глаза, малина, голова; на звук ж – пожарник, ящик, клещи, карандаш, жук, ножик, пижама, абажур, камыш; на звук щ – шапка, кошка, мышь, клещи, щетка, ящик, прачечная, ящерица, пещера, груша. Из общего количества картинок отобранных на отсутствующие и смешиваемые в речи звуки 40% оказалось ошибочным. При отборе картинок на другие звуки Влад ошибок не допускал. Диана Д. на звук ц отобрала картинки- пастух, курица, цепь, огурец, цапля, рукавица, топор, туфли, петух; на звук ч- цапля, чулок, очки, ключи, чучело, туфли, палатка; на звук р – забор, груша, пожарник, курица, палец, бублик, лапа, пила, баран; на звук ш – собака, сосна, колесо, пастух, шапка, кошка, школа, камыш, шмель, груша, щетка, ящик, клещи, сова, шкаф. Из отобранных девочкой картинок 40% оказались ошибочными. Андрей К. при отборе картинок на звук т выбрал- пастух, стул, самолет, цепь, курица, рукавица, очки, ключ, щетка, стол, палатка, топор, туфли; на звук ж – зуб, замок, коза, звезда, забор, жук, ножик, пожарник, пижама; на звук б- бабочка, бублик, барабан, яблоко, зуб, лапа, пила, палатка, прачечная; на звук в – дрова, ванна, кофта, фонарь, шкаф, провод, брови, воробей, вода, двойка, корова, сова. Также как Диана Д. и Влад С., Андрей К. допускает ошибки только при отборе слов отсутствующих или смешиваемых в речи и их заменителей, мальчик ошибочно отобрал 42% картинок. Даня Ч. при отборе картинок на звук с отобрал - собака, колесо, самолет, зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, стул, цепь, курица, палец, пастух, нос, сова, стол, сани; на звук л – лапа, пила, стол, палатка, бутылка, воробей, провод, лимон, малина, мухомор, баран; на звук г – колесо, коза, газета, груша, огурец, карандаш, ключ, клещи; на звук п – палатка, провод, брови, петух, воробей, пила, лапа, бублик, барабан, палец; на звук д – дом, дрова, туфли, петух, дыня, двойка, провод. Даня испытывает затруднения при выборе картинок не только на звуки отсутствующие в его речи, но и на некоторые другие дифференцируемые по звонкости. Из отобранных им картинок 50% били ошибочными. Паша Ж. при отборе картинок на звук с отобрал – собака, сосна, колеса, пастух, стул, зуб, замок, звезда, цепь, курица, палец, огурец, сани; на звук к - корова, книга, кофта, глаза, школа, карандаш, нога, коза; на звук ш – кошка, шапка, мышь, шмель, груша, ящик, ящерица, пещера. У мальчика кроме нарушения восприятия звуков ц, з, г которые он заменяет в речи нарушено восприятие ш и щ, а вот восприятие звука л который он заменяет на ль оказалось в норме. В целом он ошибочно отобрал 40 % картинок. Егор Е. при отборе картинок на звук т отобрал - самолет, стул, цепь, курица, цапля, дыня, двойка, дрова, стол, палатка, топор, туфли; на звук р – забор, огурец, рукавица, чулок, пещера, глаза, стол, рука, топор; на звук з – собака, колесо, зуб, замок, коза, звезда, газета, сова; на звук ж – жук, ножи, пижама, шмель, клещи, ящерица, пещера, пожарник, абажур. В целом при отборе картинок 44% было отобрано ошибочно. Марина В. При отборе картинок на звук л отобрала – мухомор, палатка, лапа, пила, рука, топор, глаза, иголка, воробей, школа, голова, лимон; на звук т – туфли, петух, кофта, провод, дрова, двойка, стол, топор, карандаш; на звук с - собака, сосна, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, паровоз, забор, газета, сова; на звук б – баран, петух, брови, провод, бутылка, лапа, бублик, барабан; в – ванна, шкаф, туфли, кофта, воробей, ива, сова, голова; щ – щетка, клещи, чулок, пещера, ящерица, кошка, камыш. Девочка неуверенно дифференцирует не только те звуки, которые нарушены в произношении, но и почти всю группу звонких и глухих согласных 49% картинок отобранных ей были ошибочными. Матвей К. при отборе картинок на звук с отобрал – собака, сосна, зуб, замок, коза, звезда, забор, цепь, палец, цапля, стул, самолет, пастух, нос, колесо; на звук к – клещи, колесо, коза, газета, курица, чулок, очки, клещи, иголка, нога; на звук ж – ящик, груша, кошка, пожарник, пижама, ножик, жук, камыш. При отборе картинок 41% был отобран ошибочно. Дима З. испытывает затруднения при выборе картинок не только на звуки отсутствующие в ее речи, но и на некоторые другие дифференцируемые по звонкости. Из отобранных им картинок 50% били ошибочными. Кирилл М. на звук з отобрал картинки – зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; на звук ц – цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; на звук л – лимон, лапа, глаза, малина, голова; на звук ж – пожарник, ящик, клещи, карандаш, жук, ножик, пижама, абажур, камыш; на звук щ – шапка, кошка, мышь, клещи, щетка, ящик, прачечная, ящерица, пещера, груша. Из общего количества картинок отобранных на отсутствующие и смешиваемые в речи звуки 60% оказалось ошибочным.
Дети КГ успешнее справились с заданием. Так 50% детей полностью справились с заданием, 50 % справились с заданием, допустив незначительные ошибки, т.е. кроме правильно отобранных картинок они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не дифференцируют, хотя в речи оба звука произносят верно.
В ходе проведения
пятого задания (определение способности
к элементарному
Среди детей КГ 60% дошкольников полностью справились с заданием, 20% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но при повторе выполнили его правильно. У 20% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место согласного звука, если он стоял в середине слова.
В ходе проведения шестого задания (дифференциация правильного и нарушенного произношения), нами было выяснено что, 80% случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного, в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для данного ребенка. Так Паша Ж. и Влад С. могут отличить слова в которых звук л заменялся на йот, определяют нарушенное произношение звука р, но не во всех случаях. В 50% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного, в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии. 30% детей могут распознать дефект отличный от их собственного. И 70 % детей могут отличить правильное произношение, если большинство звуков составляющих слово не нарушены в их фонематическом восприятии.
Дети КГ почти все (90%) справились с последним заданием, т.к. звукопроизношение у детей данной группы не нарушено. Лишь 10% детей сделали ошибки при дифференциации твердых и мягких звуков.
Таким образом,
проведя экспериментальное
- Нарушение
фонематического восприятия
· 30% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
· У 70% детей
кроме того имеют место нарушения
фонематического восприятия звуков
которые правильно произносятся
как в изолированном варианте,
так и в речевом потоке, но различаются
тонкими акустическими или
- Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
- В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -80% и ч - 90 % что связано как с артикуляционными, так и с акустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
· 80% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ,
· 40% детей имеют нарушение восприятия р – л,
· 70% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.
· У 30 % детей
наблюдаются трудности при
· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного, в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
· 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного, в том случае если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
- 70% детей способны выделить звук из начала и конца слова, как в прямом, так и в обратном слоге, 30% если звук находится в середине слова и 20% не владеет элементарной формой звукового анализа.
Таким образом, можно отметить, что нарушение фонематического восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю, как за собственной, так и за чужой речью. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок будет испытывать значительные затруднения в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом, поэтому дети данной группы нуждаются в логопедической работе по преодолению недоразвития фонематического восприятия.
У детей КГ встречались следующие нарушения фонематического восприятия:
- нарушение
восприятия твердости и
- затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.
- у детей
наблюдаются трудности при
Следовательно, дети контрольной группы также нуждаются в коррекционных занятиях с логопедом, либо в консультативных занятиях с логопедом.
Протокол обследования
фонематического
восприятия у дошкольника с ФФН
Содержание |
Используемый речевой и |
Ответы ребенка |
1.Восприятие и дифференциация изолированных звуков: - подними флажок, если
услышишь |
Н, п, с,д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т,ф Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш |
с – з, т - ц, л - J , ш - ш, ж, щ |
2. Восприятие и дифференциация звуков в слогах: - повторение за логопедом серию из двух – трех слогов |
са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, за-жа-зя, зо-жо-зо су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, са-ца-цу, сы-цы-сы жи-жи-ши, шо-жо, жу-шу-жу,чу-щу, ча-ща-ча па-бо-пы, бо-бо-по, го-ку-га, ка-га-ко то-ду-ты, ту-да-то, фо-ву, вы-фо-ву ра-ла-ро, ла-ло-ра, ца-тя-тя, тю-цу-тя ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха |
Нарушено восприятие цепочек слогов содержащих звуки отсутствующие в речи и их заменители – сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца, ла-лу-ра; а также цепочек содержащих смешиваемые звуки- ся-щя-ся, жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу. |
3.Дифференциация слов -найди картинку, которую назову. |
Крыша-крыса, лак-рак, лиса-лица, ужи-усы, жук-сук, нос-нож, мишка-миска, вещи-весы, лис-рис, ложки-рожки, колобок-коробок, коза-коса, кочка-кошка, сабля-цапля, лужи-лучи, бак-мак, ком-дом, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка-почка, башня-пашня, корка-горка, тапки-тяпки, лук-люк, круг-крюк |
Затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбирал, заменяя л на (J), затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты:- кочка-кошка |
4.Дифференциация и восприятие звуков в словах: -выбрать картинки в
которых слышится звук с (ш,ч, |
Собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета Шапка, кошка, мышь, школа, камыш, груша Жук, ножик, пижама, абажур, пожарник Цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера, собака, зубы, бабочка, яблоко, бублик, барабан, дом, вода, двойка, карандаш, голова, нога, и т.д. |
На звук з отобрал картинки – зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; на звук ц – цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; на звук л – лимон, лапа, глаза, малина, голова; на звук ж – пожарник, ящик, клещи, карандаш, жук, ножик, пижама, абажур, камыш; на звук щ – шапка, кошка, мышь, клещи, щетка, ящик, прачечная, ящерица, пещера, груша. Из общего количества картинок отобранных на отсутствующие и смешиваемые в речи звуки 40% оказалось ошибочным. При отборе картинок на другие звуки ошибок не допускал. |
5. Способность к элементарному звуковому анализу: -определить звук в начале (конце) слова, (двух-трехсложные слова - с искомым звуком в середине слова |
Маска, мак, машина, миска, барабан, банан, сани, слон, вата, каша, радуга, бумага, иголка, аист, утка, ива, овощ, петух, кит, антенна, умывальник, игрушка, бант, батон, дупло, лапа и т.д. |
Отлично справился с нахождением звука в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. С выделением звука из середины слова, испытывает незначительные затруднения. |
6.Дифференциация правильного - игра в «Телефон» |
Лампа, мыло, стул, диван и т.д.- произносятся дефектно или заменяются звуками имитируя: а) произношение ребенка, б)дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение. |
Смог отличить слова в которых звук л заменялся на йот, определяет нарушенное произношение звука р, но не во всех случаях. |
Протокол обследования
фонематического
восприятия у дошкольника с ФФН
Содержание |
Используемый речевой и |
Ответы ребенка |
1.Восприятие и дифференциация
изолированных звуков: |
Н, п, с,д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т,ф Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш |
т – ц, т – ч, л –р, ш – ш, с, щ |
2. Восприятие и дифференциация звуков в слогах: - повторение за логопедом серию из двух – трех слогов |
СА-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, за-жа-зя, зо-жо-зо Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, са-ца-цу, сы-цы-сы Жи-жи-ши, шо-жо, жу-шу-жу,чу-щу, ча-ща-ча Па-бо-пы, бо-бо-по, го-ку-га, ка-га-ко То-ду-ты, ту-да-то, фо-ву, вы-фо-ву Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ца-тя-тя, тю-цу-тя Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха |
Испытывала затруднения при |
3.Дифференциация слов -найди картинку, которую назову. |
Крыша-крыса, лак-рак, лиса-лица, ужи-усы, жук-сук, нос-нож, мишка-миска, вещи-весы, лис-рис, ложки-рожки, колобок-коробок, коза-коса, кочка-кошка, сабля-цапля, лужи-лучи, бак-мак, ком-дом, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка-почка, башня-пашня, корка-горка, тапки-тяпки, лук-люк, круг-крюк |
Затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами со звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбирала, испытывала затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты: кочка-кошка, лиса – лица |
4.Дифференциация и восприятие звуков в словах: -выбрать картинки в
которых слышится звук с (ш,ч, |
Собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета Шапка, кошка, мышь, школа, камыш, груша Жук, ножик, пижама, абажур, пожарник Цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера, собака, зубы, бабочка, яблоко, бублик, барабан, дом, вода, двойка, карандаш, голова, нога, и т.д. |
На звук ц отобрала картинки- пастух, курица, цепь, огурец, цапля, рукавица, топор, туфли, петух; на звук ч- цапля, чулок, очки, ключи, чучело, туфли, палатка; на звук р – забор, груша, пожарник, курица, палец, бублик, лапа, пила, баран; на звук ш – собака, сосна, колесо, пастух, шапка, кошка, школа, камыш, шмель, груша, щетка, ящик, клещи, сова, шкаф. Из отобранных картинок 40% оказались ошибочными. |
5. Способность к элементарному звуковому анализу: -определить звук в начале (конце) слова, (двух-трехсложные слова - с искомым звуком в середине слова |
Маска, мак, машина, миска, барабан, банан, сани, слон, вата, каша, радуга, бумага, иголка, аист, утка, ива, овощ, петух, кит, антенна, умывальник, игрушка, бант, батон, дупло, лапа и т.д. |
Справилась с нахождением звука в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. С выделением звука из середины слова, испытывала незначительные затруднения. |
6.Дифференциация правильного - игра в «Телефон» |
Лампа, мыло, стул, диван и т.д.- произносятся дефектно или заменяются звуками имитируя: а) произношение ребенка, б)дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение. |
Смогла отличить правильное произношение от дефектного, в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ею звуками. Не может распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен ее собственному и для распознания предлагаются слова содержащие звуки, нарушенные в ее фонематическом восприятии. |
Информация о работе Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН