Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Оглавление

Введение 2
Глава I . Методика выявления нарушения речи
у дошкольников с ФФН 5
Глава II. Содержание и структура обследования фонетического
восприятия у дошкольников с ФФН 13
Глава III. Анализ результатов исследования особенностей
фонематического восприятия 15
Глава IV. Методические рекомендации по формированию
фонематического восприятия у дошкольников 27

Заключение. 33
Литература. 35

Файлы: 1 файл

курсовая №2 готовая к распечатке.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                                2

Глава I  .   Методика выявления нарушения речи

                   у дошкольников с ФФН                                                                     5   

Глава II.    Содержание и структура обследования фонетического

                  восприятия у дошкольников с  ФФН                                                 13

Глава III.   Анализ результатов исследования особенностей

                   фонематического восприятия                                                           15

Глава IV.   Методические рекомендации по формированию

                  фонематического восприятия у дошкольников                              27                                                      

 

Заключение.                                                                                                         33 

Литература.                                                                                                            35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство детей в старшем  дошкольном возрасте уже полностью  овладевают звуковой стороной речи, имеют  довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение  процессов формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие  речи, включающее умение чётко произносить  звуки и различать их, владеть  артикуляционным аппаратом, правильно  строить предложения и грамотно выражать свои мысли – это наиболее насущные проблемы, стоящие перед  дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог  успешного усвоения грамоты и  чтения, так как письменная речь формируется на основе устной, и  дети, страдающие недоразвитием фонематического  слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями  письма и чтения).

Отставание  в развитии фонематического слуха  и фонематического восприятия создаёт  серьёзные препятствия для успешного  усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются  недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе  слова, которые у ребёнка с  нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Наличие у старших дошкольников даже слабо  выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в  освоении программы общеобразовательной  школы.

Недостатки  произношения и различения звуков –  фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие, обусловливающие затруднения  в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространёнными у учащихся общеобразовательных школ. Однако поскольку  в обоих случаях имеют место  дефекты произношения, то педагог  должен уметь определять, являются ли недостатки произношения самостоятельными, изолированными дефектами или они  выступают в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой стороны речи, а именно – фонетико-фонематического  недоразвития.

Уже в  дошкольном возрасте можно выявить  и предупредить возникновение специфических  фонетико-фонематических процессов  недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического  недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения  грамотой, письмом и чтением и  как следствие программой начального обучения в целом.

Поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН  в дошкольном возрасте и ранняя коррекция  нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Проблема исследования, каковы особенности фонематического восприятия у дошкольников с ФФН?

Решение данной проблемы является целью  исследования.

Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников с ФФН.

 

 

Предмет исследования: специфические нарушения фонематического восприятия у данной категории дошкольников.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать методику исследования по фонематическому восприятию у дошкольников с ФФН.

2.   Выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Определить основные направления и провести логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ методики по проблеме исследования;
  2. Констатирующий эксперимент;
  3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия у детей с ФФН, нуждаются в коррекции, результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов специализированных и массовых дошкольных образовательных учреждений при планировании работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников.

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

Глава I.  Анализ литературы по проблеме формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФН

 

звукопроизношение фонематический речь ребенок

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Во многих «общеобразовательных» детских  садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед  и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования  ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Фонематическое  восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина [2,7,20,29] доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б.Эльконин [30] назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность  к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой  анализ в отличие от фонематического  восприятия (при нормальном речевом  развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев  отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.[7]

Д.Б.Эльконин [30] определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается»:

1) определение  порядка слогов и звуков в  слове,

2) установление  различительной роли звука,

3) выделение  качественных основных характеристик звука.

После изучения теоретического материала по проблеме особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован  констатирующий эксперимент, целью  которого было выявить особенности  фонематического восприятия данной категории детей.

Исследование  дошкольников проводилось в  следующем направлении:

  1. Исследование формирования фонематического восприятия.

Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методика разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. [5,8,14]

1 задание. Обследование  восприятия и дифференциации  изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом  изолированных звуков:

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование  восприятия и дифференциации  звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии  из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и  включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически  и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически  далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

Информация о работе Изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН