Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

подвижный игра дошкольник двигательный активность

Бери скорее. Играющие стоят  посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 - 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают  одно из исходных положений - сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу  воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать  за ограничительную линию. Тот, кто  не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять  предмет и убежать за линию.

Бабочки и стрекозы. Играющие в двух шеренгах располагаются в  середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как  можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько  игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и  все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды  в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника. Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа.

Догони. На одной стороне  площадки стоят друг за другом два  ребёнка, между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении  на другую сторону, сзади стоящий  старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 - 30 м. Затем дети меняются местами.

Конь - огонь. Играющие стоят  в кругу, один в центре круга с  флажком. Идут подскоками по кругу под  слова: «у меня есть конь, этот конь - огонь! Но - но - но - но, но - но - но - но». Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Водящий в  это время подскоками обходит  круг, говоря: «я скачу на нём, на коне своём. Но - но - но - но, но - но - но - но». С окончанием слов останавливается  и протягивает флажок между двумя  играющими. Один бежит в правую сторону  круга, другой - в левую, стараясь быстрее  добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идёт в круг с флажком.

Подвижные игры, способствующие развитию ловкости:

Передай мяч. Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в  две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний  стоящий в каждой колонне, получив  мяч, бежит, становится впереди колонны  и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны  оказывается ведущий звена. Варианты передачи: над головой, с боку, внизу  между ног, в положении сидя на полу или скамейке.

Канатоходец. Две команды  стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8 - 10 м. У игроков  по одному бумажному или картонному колпаку. Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны  и по сигналу продвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут  колпак в руки и бегут к своей  колонне. Выигрывает колонна, выполнившая  задание первой.

Коршун и наседка. Дети (цыплята), стоят в колонне, держась  друг за друга, впереди стоящий - наседка. На другой стороне площадки - коршун. По сигналу он вылетает и старается  схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну  достать цыплёнка. Все цыплята  дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для  того чтобы поймать цыплёнка, часто  меняет направление движения.

Перемени предмет. На одной  стороне площадки в кружках 4 - 5 предметов (мешочки, кубики, кегли). На противоположной  стороне за линией старта (расстояние 15 - 20 м) дети образуют 4 - 5 колонн. Первые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. На сигнал «Беги» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут  лежащий, возвращаются с ним к  своей колонне и поднимают  над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в  конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших. Усложнение: в каждом кружке находится  по 3 - 4 предмета. На сигнал «Беги» играющие бегут, и в это время им называют предмет, который надо взять.

Кто скорей. Эта игра с  элементом соревнования может включать преодоление различных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползанье на четвереньках, так как  дети, торопясь выполнить задание, могут  травмировать коленный сустав.

пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячи или кегли.

подлезать под верёвку, перепрыгнуть канавку.

провести мяч, ударами  о пол по прямому направлению  или огибая положенные предметы.

пролезать в один обруч, затем  прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

Конкретные виды подвижных  игр были отобраны и сгруппированы  по преимущественному воздействию  на те или иные двигательные качества. В приложениях 6, 7, 8 предлагаются описание и методика проведения подвижных  игр, которые применялись нами при  проведении занятий с детьми 6-7 лет.

 

2.3 Результаты  работы на контрольном этапе

 

После проведенной опытно-экспериментальной  работы, направленной на развитие двигательной активности, у детей наблюдаются  изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной  групп были предложены контрольные  испытания, определяющие уровень физической подготовленности. По итогам диагностики  выявились различия по всем применявшимся  тестам, которые можно пронаблюдать с помощью таблиц 3 и 4.

 
 

Таблица 3 - Показатели контрольной  диагностики физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (ЭГ)

Ф.И. ребёнкаПолБег 30 м, со старта секБег с хода 10, м/сМетание медбола (1 кг) (см)Прыжок в длину с места, смЧелночный бег 3 х 10 м (сек)Обегание препятствий (сек)Б.М.М6,92324140,194,5Г.А.М6,71,9258136,69,74,6К.Н.М7,21,9325129,1104,3Р.А.М6,51,7233111,510,55Ч.К.Д71,6212119,310,85,3

Таблица 4 - Показатели контрольной  диагностики физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (КГ)

Ф.И. ребёнкаПолБег 30 м, со старта секБег с хода 10, м/сМетание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)Прыжок в длину с места, смЧелночный бег 3 х 10 м (сек)Обегание препятствий (сек)Б.Р.М7,42,122111510,55,1Г.М.М7,32,25243122105,1Н.К.М7,62,325011411,24,6Я.А.М6,92228102,511,25,5Ш.И.Д8,1220610711,85,9

 

Рассматривая показатели физического развития и их изменения  в течение эксперимента у детей 6-7 лет было выявлено, что практически  по всем проведенным измерениям к  концу исследования в экспериментальной  группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов  в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном  влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

За время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные  с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в  этом возрасте.

Однако анализ результатов  эксперимента свидетельствует о  более выраженных изменениях у детей  экспериментальной группы, по сравнению  с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием  двигательных качеств с применением  подвижных игр.

Сравнительный анализ результатов  обследуемых групп показал, что  темпы прироста в экспериментальной  группе значительно выше, чем в  контрольной (табл.5).

 

Таблица 5 - Сравнительный  анализ результатов экспериментальной  и контрольной групп, %

Бег 30 м, со старта секБег с хода 10, м/сМетание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)Прыжок в длину с места, смЧелночный бег 3 х 10 м (сек)Обегание препятствий (сек)ЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГ13,753,9016,674,558,002,3111,192,6810,892,7810,001,929,461,3513,642,176,611,2511,601,6711,820,009,800,0010,003,8017,398,007,262,0418,773,6413,042,6114,002,138,452,8215,004,765,433,1718,622,5011,762,6110,711,799,094,7111,114,7611,583,0019,301,9012,901,6714,521,67Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.

Подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного  физического развития ребенка.

При планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные  игры, оказывающие разностороннее воздействие  на организм и выраженный эффект, тренирующий  вышеназванные физические качества.

 

Заключение

 

В общей системе образовательной  работы ДОУ физическое воспитание детей  занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического  воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических  функций организма, интенсивно развиваются  движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего  гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные  игры выступают как эффективное  средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное  руководство подвижной игрой  значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Целью нашего исследования было выявить влияние подвижной  игры на развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного  возраста (6-7 лет).

В ходе работы была изучена  научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют  включать подвижные игры, развивающие  физические качества детей дошкольного  возраста, в физкультурные занятия  в ДОУ и в повседневной жизни  детей.

В теоретической части  работы, на основе изучения специальной  литературы мы рассмотрели, выявили  и охарактеризовали:

подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного  возраста;

особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;

значение подвижных игр  в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

В практической части при  рассматривании данной проблемы мы провели  экспериментальную работу на базе МДОУ.

В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и  контрольную) в возрасте 6-7 лет - по 5 человек в каждой.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития физических качеств мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития двигательной активности.

Провели подбор подвижных  игр, развивающих названные качества.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие  из подвижных игр способствующих развитию двигательной активности.

Повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей психофизического развития.

Из всего этого можно  сделать вывод, что подвижная  игра способствует развитию у детей  дошкольного возраста названных  физических качеств. Выдвинутая гипотеза о том, что активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка, подтвердилась.

Таким образом, подвижную  игру можно назвать важнейшим  воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона  повышения эффективности физического  воспитания.

 

Библиографический список

 

1.Бауэр, О.П. Подвижные  игры // Теория и методика физической  культуры дошкольников: учебное  пособие для студентов / О.П.Бауэр;  под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.

.Вавилова, Е.Н. Развивайте  у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского  сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

3.Васильева, М.А. Программа  воспитания и обучения в детском  саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

.Глазырина, Л.Д. Методика  физического воспитания детей  дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина,  В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

5.Дворкина, Н.И. Сопряженное  развитие физических качеств  и психических процессов детей  дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт  и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.

6.Демчишин, А.А. Спортивные  и подвижные игры в физическом  воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с.

7.Доронина, М.А. Роль подвижных  игр в развитии детей дошкольного  возраста / М.А. Доронина // Дошкольная  педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

.Емельянова, М.Н. Подвижные  игры как средство формирования  самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок  в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.

.Ковалевский, А.К. Обогащение  двигательного развития детей  старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.

.Кожухова, Н. Некоторые  аспекты физического воспитания  дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное  воспитание. - 2000. - №3. - С.52.

11.Кособуцкая, Г.В. Организация  физической подготовки старших  дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - 39 с.

.Кузнецов, В.С. Физическое  упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.

13.Мащенко, М.В. Физическая  культура дошкольника / М.В.Мащенко,  В.А.Шишкина. - Мн.: Ураджай, 2008. - 156 с.

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста