Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

Факторы, определяющие двигательную активность дошкольников. В настоящее  время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности  и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии  подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в  семье и другие факторы. Решение  проблем рационального двигательного  режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Социальные факторы могут  подавлять естественную биологическую  потребность в движениях, вызывая  состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное  влияние недостатка ДА может особенно остро проявиться в период роста  и созревания детского организма. Последствия  дефицита ДА у детей дошкольного  возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывания отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток ДА может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском  саду 8 ч, на ДА падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя  продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре  выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность  движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при  свободной деятельности 7-летних детей  на прогулке равняется 40 движениям  в минуту.

В последние годы проведено  значительное число экспериментальных  работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее  время имеются данные, характеризующие  возрастные, половые и индивидуальные особенности ДА детей дошкольного  возраста. Многие научные исследователи, изучавшие ДА детей старшего дошкольного  возраста, констатируют, что ДА у  мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у  младших дошкольников. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания ДА детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять ДА летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7%. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

Двигательная активность детей в значительной степени  зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование  комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей  в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются  движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще  невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) [15; С.16]:

-сохраняет статическое  равновесие (от 15 секунд), стоя на  линии (пятка одной ноги примыкает  к носку другой ноги);

-подбрасывает и ловит  мяч двумя руками (от 10 раз);

-прыгает в длину с  места, приземляясь на обе ноги  и не теряя равновесия;

-бегает свободно, быстро  и с удовольствием, пробегает  со старта дистанцию 30 м; ловко  обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

-бросает теннисный мяч  или любой маленький мячик,  шишку, снежок и др. удобной  рукой на 5-8 м;

-хорошо владеет своим  телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса  ребенка. Существует прямая зависимость  между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует  перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического  развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается  резерв здоровья: снижается частота  заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках  возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий  эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

 

1.3 Значение подвижных  игр в развитии двигательной  активности детей дошкольного  возраста

 

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели  важную биологическую роль в его  жизнедеятельности.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший  результат игры - это радость и  эмоциональный подъем детей. Благодаря  этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного  характера, больше чем другие формы  и средства физической культуры, соответствуют  воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи  с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности ребенка. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время  находится на невысоком уровне, который  не может быть удовлетворен современным  требованиям, предъявляемым к физическому  воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует  дальнейшего ее совершенствования.

Подвижные игры различной  направленности являются очень эффективным  средством комплексного совершенствования  двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным  методом физического воспитания. Использование подвижных игр  предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может  осуществляться путем включения  методических особенностей игры в любые  физические упражнения.

За последние годы подвижные  игры все решительнее завоевывает  симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне  вводить игру или ее элементы в  повседневную жизнь дошкольника. А  ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям  другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися  в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники  движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования  двигательных действий и неоднократное  повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность  наиболее экономно и целесообразно  выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно  полагать, что использование дошкольниками  старших групп подвижных игр  различной направленности значительно  повысят уровень и темп развития учащихся.

-----Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение -----задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.

Очень часто изменения  в развитии двигательных качеств  происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно  осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств  у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный  возрастной рост. Однако следует помнить  о том, что нереализованные в  определенном возрасте двигательные возможности  организма в дальнейшем трудно поддаются  значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять  огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка дошкольника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств - одна из центральных задач физического  воспитания в ДОУ, и ее решение  должно осуществляться комплексно, начиная  с раннего возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется  не одно, а комплекс качеств. Часто  очень трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более правильного  отражения явлений действительности введены понятия комплексных  качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая  выносливость и т.д.

Известно, что развивать  двигательные качества можно как  с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры дети овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества.

Одним из основных путей  всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях ДОУ является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью  которых можно не только успешно  обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего дошкольного  возраста необходимо уделять большое  внимание подвижным играм и специальным  упражнениям.

В современной методике физического  воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Ряд авторов отдают предпочтение воспитанию быстроты и  скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей.

Другие считают, что более  высокий прирост результатов  бывает при комплексном воспитании основных физических качеств.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень  развития всех двигательных качеств  составляет в комплексе основу общей  физической подготовки.

В процессе ознакомления и  проведения с детьми-дошкольниками  различных игр и развлечений  на открытом воздухе, необходимо учитывать  следующие требования, предъявляемые  к проведению подобных игр.

Подготовка к  проведению игры

Выбор игры

Выбор игры, прежде всего, зависит  от задачи, поставленной перед занятием. Определяя её, воспитатель учитывает  возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста