Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование подвижных  игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного  возраста

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности

.1 Подвижные игры и  их роль в развитии детей  старшего дошкольного возраста

.2 Особенности двигательной  активности детей старшего дошкольного  возраста

.3 Значение подвижных  игр в развитии двигательной  активности детей дошкольного  возраста

Глава 2. Экспериментальная  работа по использованию подвижных  игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

.1 Диагностика уровня  развития двигательной активности  детей старшего дошкольного возраста

.2 Система работы по  использованию подвижных игр  детей старшего дошкольного возраста

.3 Результаты работы на  контрольном этапе

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных  средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано  с изменением роста, веса, увеличением  мышечной силы, совершенствованием органов  чувств, координации движений и т.д. В детстве закладывается фундамент  здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений. [12]

Игра является одним из важнейших средств физического  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому  развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время, игры при умелом руководстве ими, эффективно влияют на деятельность всех органов и систем организма человека С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся  ребенок с рождения стремится  к движениям. Огромную потребность  в движении дети обычно стремятся  удовлетворить в играх. Играть для  них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного  развития детей старшего дошкольного  возраста в последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает  выявление источников пополнения и  обогащения средств двигательного  развития ребенка. По утверждению отечественных  педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные  на движениях, требующих большой  затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в  организме. Они оказывают укрепляющее  действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил  организмов, способствует улучшению  питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных  игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они  приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд  проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

---------------------------------                                                                                                                          Объект исследования: двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная  игра как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного  возраста.

Цель: исследовать влияние  подвижных игр на двигательную активность у детей  5-7 лет.

Гипотеза: активные занятия  подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.

Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:

. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования.

. Организовать опытную  проверку полученных данных и  апробировать их на практике.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных  психологов и педагогов по проблемам  детской игры.

Практическая значимость состоит в возможности использования  предложенных подвижных игр для  занятий физической культурой с  детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных  учреждениях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных  игр в развитии двигательной активности

 

.1 Подвижные игры  и их роль в развитии детей  старшего дошкольного возраста

 

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные  русские ученые - педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

 «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится  к жизни».

По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная  деятельность детей, которая удовлетворяет  потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и  физических сил».

А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра - это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

В формировании разносторонне  развитой личности ребенка подвижным  играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического  воспитания. Являясь важным средством  физического воспитания, подвижная  игра одновременно оказывает оздоровительное  воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством  совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает  благотворное влияние на психическую  деятельность.

Велика роль подвижной  игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать  в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В  процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл  игры, запоминают правила, учатся действовать  в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся  двигательные навыки, учатся анализировать  свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный  запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают  красоту движений, их образность, у  них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка  к труду: дети изготавливают игровые  атрибуты, располагают и убирают  их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся  навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических  процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра - исторически сложившееся  общественное явление, самостоятельный  вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического  и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей  человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области  материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением  игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и  методика физического воспитания и  др. [12]

Для удобства практического  использования игры классифицируются (Приложение 1 и 2). Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры.. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры и элементы  спортивных  игр - баскетбола, хоккея, футбола и др..

Игры, используемые для физического  воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных  игр. Они отличаются от подвижных  едиными правилами, определяющими  состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и  волевых усилий.

Игра рассматривается  как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в  разнообразии действий, согласованная  с коллективными действиями. [28]

В игровой деятельности детей  объективно сочетаются два очень  важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают  самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким  образом, игра - одно из комплексных  средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение  основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций  организма, черт характера играющих. [13]

В условиях современной цивилизации  в связи с резким снижением  двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими  упражнениями, подвижными играми.

Особое значение подвижных  игр заключается в том, что  они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное  с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие  общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение  играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при  достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно  изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют  проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной  свободе действий, сочетающихся с  выполнением добровольно принятых или установленных условностей  при подчинении личных интересов  общим, связана с ярким проявлением  эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную  игру как многоплановое, комплексное  по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых  качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной  направленности в использовании  народных подвижных игр. [3]

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста