Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

В подвижных играх может  участвовать от 3-х и более детей.

При выборе игры надо учитывать  форму занятий (занятие группы, праздник, прогулка). Если на занятии время  ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание игр на прогулке иные, чем на занятии; на празднике  используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать  участие дети разного возраста и  подготовки.

Выбор игры непосредственно  зависит от места её проведения. В небольшом зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий  за город используются игры на местности.

При проведении игр на воздухе  необходимо учитывать состояние  погоды. Если температура воздуха  низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные  игры, в которых участники выполняют  игровое задание поочерёдно.

Выбор игры зависит также  от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может  не состояться

Подготовка места  для игры

Для проведения игр на воздухе  необходимо выбрать ровную зелёную  площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длинной не менее 12. Желательно, чтобы на расстоянии 2 м  от поля были расположены скамеечки.

Зимой площадку для игр  надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной  дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.

При проведении игр в помещении  надо предусмотреть, чтобы в помещении  не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Оконные стёкла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр помещение  надо проветрить и протереть пол  влажной тряпкой. [28]

Перед проведением игр  на местности воспитатель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для  игры.

Организация играющих и руководство игрой

Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая  к объяснению, воспитатель обязан ясно представить себе всю игру.

Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших  группах, которые можно объяснять  в сказочной, увлекательной форме.

Рассказ должен быть логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

  1. название игры;
  2. роль играющих и их места расположения;
  3. ход игры;
  4. цель игры;
  5. правила игры.

Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять  сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или  полным. При объяснении надо учитывать  настроение детей. Заметив, что их внимание ослабло, воспитатель должен сократить  объяснение или оживить его.

Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда  участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует  напомнить только основное содержание. [22]

Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются  чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные  нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после  больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).

Надо учитывать, что, с  увеличением эмоционального состояния  играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство  меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим  детям надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали  потребности в отдыхе.

Можно устраивать кратковременные  перерывы, используя их для разбора  ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать  число повторений. Можно увеличивать  подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции. [28]

Желательно, чтобы все  играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень  короткое время.

Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также  от состояния погоды. В зимних играх  на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без  перерывов. Нельзя давать играющим сильные  нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем  быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.

Направление в игре зависит  от размера площадки, и чем она  больше, тем больше направлений получают участники.

Игры большой подвижности  следует проводить через 25-30 минут  после приема пищи и ни в коем случае - перед ним. Эмоциональный  подъем и физические нагрузки повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей. [4]

Особое внимание надо уделить  мерам предупреждения травматизма  детей во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы расположены слишком  близко от границы игровой площадки, и дети, не всегда точно рассчитывая  свои силы и направление движения, с разбегу наталкиваются на них. Травмировать голеностопный сустав дети могут и в тех случаях, когда на площадке ее линии и границы  отмечены, например, деревянными бортиками, канавками. Поэтому перед проведением  игры воспитателю следует хорошо изучить рельеф площадки. Если не получается полностью устранить травмоопасные зоны, педагог в ходе игры выбирает для себя место, наиболее приближенное к ним. Ему должны быть хорошо видны все игроки. [22]

Учитывая все вышеперечисленные  факторы, возможно, организовать и провести подвижную игру с максимальной пользой.

Характерная особенность  подвижной игры - комплексность воздействия  на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности  и творчества в подвижных играх  предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному  творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно  с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший  уровень самостоятельности и  творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные  игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний  и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка  целесообразно использовать известные  ему движения в соответствии с  той или иной ситуацией, обеспечивая  их совершенствование. Естественно  проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании  двигательных навыков.

Велико значение подвижных  игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают  все физиологические процессы в  организме, улучшают работу всех органов  и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют  здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая  роль в формировании личности. В  процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют  в соответствии с правилами, которые  обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный  запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку  приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и  порой неожиданная смена условий  заставляет искать все новые и  новые пути решения возникающих  задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В играх дети отражают накопленный  опыт, углубляют, закрепляют своё представление  об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и  обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в  окружающей среде. Выполняя различные  роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах  передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности  для развития речи, упражнения в  счете и т.д.

Гигиеническое значение игр  усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и  т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно  в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры создают атмосферу  радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные  эмоции и усиливают все физиологические  процессы. Таким образом, подвижные  игры - действенное средство разностороннего  развития.

Итак, игры и развлечения  детей на открытом воздухе в действительности способствуют более правильному  и быстрому росту формирующегося детского организма. Всем известен тот  факт, что под влиянием правильно  производимых движений мускулы увеличиваются  и растут. Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются  в объеме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в  этом - огромное преимущество игр перед  гимнастикой, которая развивает  мускулатуру односторонне, тогда  как подвижные игры, заставляя  тело принимать самые разнообразные  положения, тем самым способствуют полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям.

На детский организм благотворное действие подвижных игр сказывается  еще и в другом направлении, а  именно: развивая мускулы, игры, как  это установлено опытами ученых, в то же время способствую усиленному и правильному росту костей. В  том случае, когда подвижные игры происходят на открытом воздухе, их благотворная роль значительно усиливается. Воздух в саду, на лугу или даже на просторном дворе богаче кислородом, чем в  комнате. Процесс дыхания в виду этого там становится интенсивнее, дыхательные движения во время подвижных  игр делаются чаще и глубже, количество вдыхаемого кислорода значительно  увеличивается, а благодаря этому  повышается количество крови и улучшается ее качество.

Игры являются, таким образом, могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма. В силу врожденного инстинкта, дети сами с большой любовью и  охотой предаются играм, - задача родителей  и воспитателей - разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям  природы.

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по использованию подвижных  игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

 

Для того, чтобы выявить  влияние подвижной игры на развитие двигательной активности у детей 6-7 лет, было организовано и проведено  исследование на базе МДОУ.

В детском саду функционируют 8 групп. Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А. Васильевой.

Задачи:

-охрана и укрепление  здоровья детей, полноценное физическое  развитие;

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста