Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

Наличие соревновательного  элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные  игры для подготовки к занятиям спортивными  играми. Правильный отбор и руководство  играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства  коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Итак, игры и развлечения  детей на свежем воздухе имеют  оздоровительное, воспитательное и  образовательное значение и легко  доступны для занятий физкультурой. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют  здоровье.   Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний  и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка  использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании  двигательных навыков.

Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая  роль в формировании личности. В  играх дети отражают накопленный  опыт, углубляют, закрепляют своё представление  об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт  мир в процессе деятельности. Занятие  играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и  обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в  окружающей среде. В подвижных играх  развиваются способности правильно  оценивать пространственные и временные  отношения, быстро и правильно реагировать  на сложившуюся ситуацию в часто  меняющейся обстановке игры. Большое  образовательное значение имеют  подвижные игры, проводимые на местности  в летних и зимних условиях: в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. [18]

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей  чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в рукипосле сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В связи с этим важно  творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей  и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых  ребенок особенно нуждается в  данный момент.

Для подвижных и т.п. игр  необходимо отмежевать как можно  более просторное место, чтобы дети не были стеснены пространством при  выборе той или другой игры. Продолжительность  различных игр - различна; она, однако играет очень важную роль при выборе их, так как излишняя продолжительность  игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, так  как при наступлении его, от игры, вместо ожидаемой пользы, получится  явный вред. При назначении игры необходимо сообразоваться с максимальным количеством нервно-мышечной энергии, которую в состоянии развить  каждый ребенок без признаков  переутомления. Для соблюдения этого  условия необходимо остерегаться шаблонов, - в данном случае большую роль играет индивидуальность ребенка. Ослабленные дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с тем условием, чтобы продолжительность их не была очень велика, так как у таких детей переутомление наступает сравнительно очень быстро. По мере участия в подвижных играх на открытом воздухе, такие дети чрезвычайно быстро крепнут, - из хилых и  бледных, постепенно превращаются в здоровых детей, способных уже присоединяться к более продолжительным играм своих сверстников. [30]

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, - только при наличности этого условия  она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная  игра вызовет в детях лишь скуку  и вялые движения, совершаемые  апатично, без участия внимания и  памяти, - ясно, что от таких игр  нельзя ожидать пользы; так же как  и от тех неинтересных физических упражнений, которые дети вынуждены  производить во время занятий  гимнастикой. При выборе игры необходимо принимать во внимание возраст детей; важную роль играет также большая  или меньшая степень умственного  развития детей. Дети, отличающиеся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и  внимания. Наоборот, более сложная  игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим  интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее. Выбором соответственных  игр, способных заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту  к ним, извлекая, таким образом, несомненную  пользу от подвижных и тому подобных игр. [18]

Очевидно, что в разнообразных  играх мы имеем могучий элемент  для содействия умственному развитию детей, элемент тем более важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному  внедрению сухих скучных «правил», а облегчаем детям эту мозговую работу - укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. - легкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления. В  противоположность однообразным гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста.

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К  ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные [7; С.10].

Оздоровительные задачи подвижных  игр.

При правильной организации  занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное  влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных  игр.

 Подвижные игры в  большой степени способствуют  воспитанию физических качеств:  быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно,  эти физические качества развиваются  в комплексе.

Большинство подвижных игр  требует от участников быстроты. Это  игры, построенные на необходимости  мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших  расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных  скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными  повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты  сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с  частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет  вызывает у участников положительные  эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью  многократно проделывали те или  иные приемы, проявляя необходимые  волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к  игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также  может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота  состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах  общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и  достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной  игре, при одновременном увлечении  игрой дисциплинирует играющих детей

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости  от качества выполнения роли тот или  иной участник подвижной игры может  заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия  одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают  самые разнообразные задачи, требующие  мгновенного разрешения. Для этого  необходимо в кратчайший срок оценить  окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить  его, так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные  и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить  в нужный темп и ритм работы, ловко  и быстро выполнять разнообразные  двигательные задачи, проявляя при  этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных  игр:

-игра оказывает большое  воздействие на формирование  личности: это такая сознательная  деятельность, в которой проявляется  и развивается умение анализировать,  сопоставлять, обобщать и делать  выводы. Занятия играми способствуют  развитию у детей способностей  к действиям, которые имеют  значение в повседневной практической  деятельности, в самих занятиях  играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;

-правила и двигательные  действия подвижной игры создают  у играющих верные представления  о поведении в реальной жизни,  закрепляют в их сознании представления  о существующих в обществе  отношениях между людьми.

Большое образовательное  значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным  средством разностороннего физического  воспитания детей. Таким образом, подвижная  игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что  при проведении подвижных игр  в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

Основная задача подвижных  игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому  развитию; содействовать овладению  жизненно необходимыми двигательными  навыками, умениями и совершенствованию  в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Важно с детства приучать ребенка к физкультуре так, чтобы  ежедневные занятия доставляли ему  радость и удовольствие. Даже если он не вырастет чемпионом, регулярные занятия помогут ему избежать многих проблем со здоровьем, стать  жизнерадостным и активным. Занятия  можно и нужно начинать уже  с младенческого возраста, это  поможет малышу не только развиваться  лучше физически, но и интеллектуально, ведь на первых годах жизни физическое и интеллектуальное развитие неразрывно связаны между собой.

Таким образом, подвижная  игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. В формировании разносторонне  развитой личности ребенка подвижным  играм отводится важнейшее место.

 

1.2 Особенности  двигательной активности детей  старшего дошкольного возраста

 

Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей

 ценным чувством - чувством "мышечной радости", которое  он испытывает, двигаясь. Е.А. Аркин  считал высокую подвижность ребенка-дошкольника  "его естественной стихией".

Двигательная активность является одной из основных, генетически  обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста