Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использование подвижных игр в развитии двигательной активности
.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.3 Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.2 Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
.3 Результаты работы на контрольном этапе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

00 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 136.23 Кб (Скачать)

-всестороннее гармоничное  воспитание и развитие детей;

-воспитание патриотических  и интернациональных чувств;

-формирование у детей  интереса к труду и потребности  в трудовой деятельности;

-формирование нравственных  чувств, навыков культуры поведения;

-воспитание любви к  прекрасному, обогащение духовного  мира.

В МДОУ проводится систематическая  работа по укреплению здоровья детей  доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные  занятия, утренняя гимнастика, дыхательная  гимнастика, физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются  все условия: имеется зал, наличия  оборудования и спортивного инвентаря.

В ходе проведения опытно-экспериментальной  части исследования была выбраны 10 детей определенной возрастной категории (6-7 лет), из которых были сформированы две группы: первая группа (5 детей) - экспериментальная (ЭГ), вторая группа - контрольная (КГ) - 5 детей.

Тестирование проводилось  инструктором по физическому воспитанию ДОУ Бордовской О.И.

Для решения постановленных задач применялись следующие  методы исследования:

. теоретический анализ  и обобщение литературы;

. педагогическое контрольное  исследование (тестирование);

.метод сравнительного  анализа;

. математический метод.

Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет.

В результате теоретического анализа и обобщения литературных данных, была выявлена суть работы, установлена  её актуальность.

Во многих образовательных  программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная  система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы, а  также обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет. В приложение 3 представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Данные тесты прошли широкую  апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования  РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим  особенностям дошкольников; имеют минимум  медицинских противопоказаний; не требуют  больших временных затрат; позволяют  прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа  результатов тестирования современных  детей с данными прошлых лет.

Педагогическое  контрольное испытание (тестирование). Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

Необходимые условия при  выборе тестов для оценки физических качеств:

-доступность двигательных  заданий для детей различного  уровня физического развития;

-соответствие тестов  возрастным особенностям физического  развития детей;

-использование тех движений, которые не требуют предварительного  обучения и которыми дети достаточно  свободно владеют, например основные  движения (бег, прыжки, метание, поскоки  и др.);

-простота методики проведения  обследования (не требует больших  затрат времени на освоение  упражнений), отсутствие необходимости  в сложной измерительной аппаратуре  и специальном помещении для  проведения тестирования;

-соответствие двигательных  заданий основополагающим критериям  - надежности, объективности, информативности;

-возможность использования  приемов, позволяющих стимулировать  проявление положительных эмоций  и наглядно оценивать достигнутый  результат;

-повторяемость двигательных  заданий для воспитанников разных  возрастных групп, что позволяет  проводить «сквозное» тестирование, отслеживая динамику показателей  физической подготовленности каждого  ребенка и детей от 4 до 7 лет;

-использование тестовых  упражнений в игровой форме,  чтобы процедура диагностики  была для детей интересной  и увлекательной.

Обследование следует  выполнять не ранее 30 мин после  принятия пищи. Целесообразно проводить  тестирование в часы наибольшей биологической  активности - с 9 до 13 ч, перед тестированием  необходимо организовать небольшую  разминку для подготовки организма  дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

Целесообразно разделить  показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием  возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Участок или физкультурный  зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних  предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь  острых краев и т. д.). Необходимым  требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки  для бега. Для получения объективных  данных констатирующее и контрольное  обследования должны осуществляться в  одинаковых условиях.

Обязательна страховка детей  при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых  упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей  спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. Обязательно  следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой. Во время  выполнения тестовых заданий недопустимы  комментарии и разбор ошибок детей  со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в процессе обучения.

Для обеспечения объективности  результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации  и проведению тестирования. Строгая  регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

-определение исходного  уровня двигательных умений и  физических качеств каждого ребенка  и группы в целом («зоны ближайшего  развития»);

-изучение динамики состояния  развития двигательных навыков  и качеств детей;

-разработка программы  физкультурно-оздоровительных и  коррекционных мероприятий.

Для проведения тестирования необходимо присутствие не менее  двух человек (один регистрирует результаты, другой - объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно  заполнить протокол тестирования.

Метод сравнительного анализа  применяется для более глубокого  и качественного исследования проблемы. С его помощью стало возможным  сравнение полученных результатов  тестирования при констатирующем и  контрольном измерении - основной задачи нашей работы. Собрав необходимый  материал (данные о физической подготовленности), мы провели математические вычисления.

Организация эксперимента проходила  по следующей схеме: предварительное  тестирование - проведение экспериментальных  занятий с активным использованием подвижных игр - контрольное тестирование.

 

2.1 Диагностика  уровня развития двигательной  активности детей старшего дошкольного  возраста

 

Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами  для детского сада, проводит инструктор по физической культуре;воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для определения исходного  уровня физической подготовленности детей  тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

Всем выполняемым упражнениям  предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные  попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В  протоколы вносится лучший результат.

При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей  по группе с данными оценочных  таблиц по возрастнополовым показателям физической подготовленности детей (Приложение 4).

Отмечаются и качественные показатели, такие как:

при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.

при прыжке - четкий толчок при  отрыве от почвы и мягкое приземление  на полусогнутые ноги.

при метании - правильное исходное положение - при метании правой рукой  левая нога выставлена вперед, тяжесть  тела переносится на правую ногу; во время метания корпус поворачивается влево, тяжесть тела переносится  на левую ногу (при метании левой  рукой положение ног обратное). При броске учитывается хороший  замах, соблюдение указанного направления.

Наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий. Методика определения физических качеств  и навыков, полно представлена в  Приложение 5.

В нашем эксперименте в  качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:

-на выявление быстроты  бег на дистанцию 10 м с хода  и 30 м со старта;

-скоростно-силовые способности  плечевого пояса измерим по  расстоянию, на которое ребенок  бросает двумя руками набивной  мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед;

-скоростно-силовые способности  нижних конечностей определим  по результатам в прыжках в  длину с места.

-ловкость, в связи с  широким понятием, можно определять  как ловкость в беге 3 х 10 м (челночный бег) и 30 м с обеганием препятствий (змейкой).

Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных игр различной  направленности.

Эффективность методики оценивалась  посредством сравнения показателей  физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной  и контрольной групп до и после  проведения эксперимента.

Результаты констатирующего  эксперимента представлены в табл. 1, 2.

 
 

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (ЭГ)

Ф.И. ребёнкаПолБег 30 м, со старта секБег с хода 10, м/сМетание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)Прыжок в длину с места, смЧелночный бег 3 х 10 м (сек)Обегание препятствий (сек)Б.М.М82,430012610,15Г.А.М7,42,2242122,4115,1К.Н.М82,3303108,711,55Р.А.М7,122219411,95,6Ч.К.Д7,71,819010012,46,2

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (КГ)

Ф.И. ребёнкаПолБег 30 м, со старта секБег с хода 10, м/сМетание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)Прыжок в длину с места, смЧелночный бег 3 х 10 м (сек)Обегание препятствий (сек)Б.Р.М7,72,221611210,85,2Г.М.М7,42,3240120105,1Н.К.М7,92,524511011,54,7Я.А.М7,12,122110011,55,6Ш.И.Д8,52,1200105126

 

2.2 Система работы  по использованию подвижных игр  детей старшего дошкольного возраста

 

Согласно составленному  плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических  качеств с использованием подвижных  игр.

Дополнительные занятия  были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.

Двигательная активность как в контрольной, так и в  экспериментальной группах в  первой половине дня соответствовала  режиму детских садов (Приказ «О гигиенических  требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в  организованных формах обучения»).

В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика - ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия - 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной  направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна - 15 мин.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились  по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты:

Успей поймать. Играющие стоят  в небольшом кругу, у каждого  в руках мяч и камешек. Подбросив  мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек  на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает. Усложнение: бросить  мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать  мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

Информация о работе Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста