Использование материалов председательствования Казахстана в обсе в правовом воспитании учащихся – подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:31, статья

Краткое описание

Материалы, касающееся председательствования Казахстана в ОБСЕ могут быть эффективно использованы в целях правового воспитания учащихся подросткового возраста на уроке и в системе внеклассной деятельности.
Қазақстанның ЕҚЫҰ ға төралағына байланысты материалдар сабақта және сыныптан тыс іс-әрекет жүйесінде, жеткіншек жастағы оқушыларға құқықтық тәрбие беруде тиімді пайдаланылуы мүмкін

Файлы: 1 файл

AN Алтеева. ОБСЕ.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

УДК…

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАНИЯ  КАЗАХСТАНА В ОБСЕ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ – ПОДРОСТКОВ

 

Калыбекова АА

Алтеева Ж.М.

 Южно-Казахстанский  государственный университет им. М.Ауезова, г. Шымкент, Казахстан

 

                                                         Резюме

     Материалы, касающееся  председательствования Казахстана  в ОБСЕ  могут быть эффективно использованы в целях правового воспитания учащихся подросткового возраста на уроке и в системе внеклассной деятельности.

Қазақстанның ЕҚЫҰ ға төралағына байланысты материалдар сабақта және сыныптан тыс іс-әрекет жүйесінде, жеткіншек жастағы оқушыларға құқықтық тәрбие беруде тиімді пайдаланылуы мүмкін

В статье раскрываются критерии, показатели и уровни диагностики сформированности правовой культуры подростков, которые позволяют получить объективную информацию  о состоянии процесса правового воспитании школьников данной возрастной группы, а так же прогнозировать его дальнейшее развитие.

 

                                                                   Түйін

 

 

 

      Важнее событие  в истории нашего государства,  а по своим достижениям названного  международным сообществом прорывным  для многосторонней дипломатии  председательствование Казахстана  в ОБСЕ играет очень важное значение и с точки зрения воспитания подрастающего поколения казахстанцев. Ответственная и непростая миссия Казахстана, возглавившего ОБСЕ, которая уже близится к завершению, открывает новые перспективы к развитию деятельности этой Организации, формируя «казахстанское содержание в деятельности ОБСЕ» [1]. Поэтому нам следует использовать все возможности для воспитания нового поколения в духе высоких духовно-нравственных, политических идеалов реальных дел и усилий, выполненных нашей страной в год председательствования в ОБСЕ. Молодежь Казахстана должна глубоко понимать  важность и суть председательствования нашей страны в этой влиятельной организации, значение этой поистине исторической эпохи  развития Организации для всей зоны действия ОБСЕ, для Центрально-Азиатского региона, и самое главное – для народа Казахстана.

        В этой связи, нам представляется важным активизировать пропаганду ценностей и принципов ОБСЕ через содержание и процесс образования и воспитания в школе. Материалы председательствования Казахстана в ОБСЕ, на наш взгляд, являются действенным источником для повышения эффективности такого ключевого направления воспитания детей подросткового возраста, как правовое воспитание.

       Отметим, что  подростковый возраст  с социальной  точки зрения является очень  актуальным для осуществления правового воспитания детей. Как справедливо отмечает Б.Т.Лихачев, «содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте». Подростки, получившие первые знания о своих «правах и обязанностях» в нравственного характера в семье, а затем  в начальных классах, продолжают «правовое образование» на  еще более организованной морально-правовой основе. «Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан. Школьники этого возраста,  участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому уже младшим подросткам необходимо нравственно-правовая профилактика», – пишет автор по этому поводу [2, c. 246;   3,  с. 9-10].

      Мы убеждены в том, что использование материалов ОБСЕ позволяет заметно усилить нравственно-правовую направленность воспитания детей подросткового возраста. Материалы председательствования Казахстана в ОБСЕ позволяют:

      - ознакомить детей с очень ответственной и непростой миссией, выполненной нашим государством  в течение председательства в ОБСЕ, во имя сохранения мира и стабильности в Центральной Азии, и во всем пространстве ОБСЕ;

       - с глобальными  и региональными проблемами, современными военно-политическими, экономическими и экологическими угрозами и вызовами, усилиями нашей страны по координации усилий всех членов  ОБСЕ по поиску путей их решения;

      - с государствами  – членами ОБСЕ, их политикой,  экономикой, местом в мировом сообществе;

      - с некоторыми вопросами международного права, договоренности между странами в области политики, экономики и охраны окружающей среды;

      - с девизами председательствования  Казахстана в ОБСЕ;

      - с проблемами духовности, развития человека, его права, с вопросами человеческого измерения, толерантности и недискриминации;

      - с достижениями нашей страны в годы председательствования в ОБСЕ, с перспективами задач, которые выдвинуты нашей страной в данный период.

       Широкое ознакомление учащихся-подростков, которые в отличие от младших школьников уже склонны к более сложным логическим обобщениям, с материалами председательствования Казахстана в ОБСЕ необходимо осуществить как на уроке по школьным предметам, так и  при организации системы внеклассной воспитательной деятельности.

      Так, при изучении предмета «История Казахстана» программные материалы нужно связывать с историей  возникновения ОБСЕ, раскрывая школьникам документы ОБСЕ, как Парижская хартия, Хельсинский заключительный акт. На конкретных примерах необходимо показать роль этой влиятельной международной организации в обуздании гонки вооружений, в разрешении локальных конфликтов, противостояний на межнациональной почве. Тем временем, нужно в доступной форме объяснить учащимся о проблемах самой организации. Отвлекаясь от объяснительно-иллюстративного изложения материала, школьникам самим нужно представить возможности для ответов на многие интересующих их вопросы: 1) Почему Казахстану, как первому из стран бывшего Союза, азиатской стране, государству с преобладающим мусульманским населением удалось принять на себя миссию председателя Европейской организации по безопасности и сотрудничеству? 2) Каков девиз председательствования  Казахстана в ОБСЕ? Что он означает? 3) Каковы достижения Казахстана в  качестве председателя в ОБСЕ? Почему авторитетные  политики и дипломаты называют этот период историческим? 4) Каковы перспективы осуществления выдвинутых Казахстаном идей укрепления мира и сотрудничества  в зоне действия ОБСЕ? 5) Каковы предполагаемые результаты Саммита ОБСЕ в Астане?

      Школьники ищут ответы на вопросы, используя различные источники. Целесообразно применение коллективных способов обучения, когда подростки всем классом находят ответы на указанные выше вопросы, дающие в итоге отчетливое представление о председательстве Казахстане в ОБСЕ. В интересах правового воспитания, учитель должен направить усилия школьников на понимание правовых аспектов председательствования Казахстана в ОБСЕ.

       Такие аспекты деятельности ОБСЕ, как соблюдение международного права, например, в области охраны окружающей среды могут быть изучены в курсе «Естествознания». Глобальные экологические проблемы анализируются в контексте принятых на уровне ОБСЕ документов, их исполнения странами-членами.

      Предмет «Основы права» имеет большие возможности для рассмотрения вопросов человеческого измерения в рамках международных документов, в том числе принятых странами – членами ОБСЕ. Вопросы права человека, безусловно вызывает интерес  подростков, если они излагаются в доступной и занимательной форме, с привлечением фактического материала из международных документов.

       Внеклассная деятельность учащихся подросткового возраста создают благоприятные предпосылки для правового воспитания школьников  с использованием материалов о деятельности ОБСЕ. Военно-политические проблемы, проблемы охраны окружающей среды, экономический кризис в современном мире, человек как ценность и другие вопросы изучаются подростками через разнообразные формы внеклассной работы – классные часы, диспуты, дискуссии, встречи с политиками и правоведами, презентации, выставки и т.д. Важно добиться творческой активности и самостоятельности подростков в поиске, обработке и анализе информации о деятельности ОБСЕ, получения результатов проведенных воспитательных мер в виде коллективных выводов и обобщений.

      В целом, материалы о деятельности ОБСЕ и председательствования Казахстана в этой  Организации могут быть эффективно использованы в целях правового воспитания учащихся подросткового возраста.

 

Литература

  1. Действующее председательство ориентировано на результат  // Казахстанская правда, 2010, 6 ноября.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: новый курс.- М., 1999.
  3. Дайрабаева Г.М. Жалпы білім беретін мектептегі жеткіншектердің құқықтық мәдениетін тәрбиелеу: Пед. ғыл. канд....автореф.- Шымкент, 2006.

Информация о работе Использование материалов председательствования Казахстана в обсе в правовом воспитании учащихся – подростков