Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:31, статья
Материалы, касающееся председательствования Казахстана в ОБСЕ могут быть эффективно использованы в целях правового воспитания учащихся подросткового возраста на уроке и в системе внеклассной деятельности.
Қазақстанның ЕҚЫҰ ға төралағына байланысты материалдар сабақта және сыныптан тыс іс-әрекет жүйесінде, жеткіншек жастағы оқушыларға құқықтық тәрбие беруде тиімді пайдаланылуы мүмкін
УДК…
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В ОБСЕ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ – ПОДРОСТКОВ
Калыбекова АА
Алтеева Ж.М.
Южно-Казахстанский
государственный университет
Резюме
Материалы, касающееся
председательствования
Қазақстанның ЕҚЫҰ ға төралағына байланысты материалдар сабақта және сыныптан тыс іс-әрекет жүйесінде, жеткіншек жастағы оқушыларға құқықтық тәрбие беруде тиімді пайдаланылуы мүмкін
В статье раскрываются критерии, показатели и уровни диагностики сформированности правовой культуры подростков, которые позволяют получить объективную информацию о состоянии процесса правового воспитании школьников данной возрастной группы, а так же прогнозировать его дальнейшее развитие.
Важнее событие
в истории нашего государства,
а по своим достижениям
В этой связи, нам представляется важным активизировать пропаганду ценностей и принципов ОБСЕ через содержание и процесс образования и воспитания в школе. Материалы председательствования Казахстана в ОБСЕ, на наш взгляд, являются действенным источником для повышения эффективности такого ключевого направления воспитания детей подросткового возраста, как правовое воспитание.
Отметим, что
подростковый возраст с
Мы убеждены в том, что использование материалов ОБСЕ позволяет заметно усилить нравственно-правовую направленность воспитания детей подросткового возраста. Материалы председательствования Казахстана в ОБСЕ позволяют:
- ознакомить детей с очень ответственной и непростой миссией, выполненной нашим государством в течение председательства в ОБСЕ, во имя сохранения мира и стабильности в Центральной Азии, и во всем пространстве ОБСЕ;
- с глобальными и региональными проблемами, современными военно-политическими, экономическими и экологическими угрозами и вызовами, усилиями нашей страны по координации усилий всех членов ОБСЕ по поиску путей их решения;
- с государствами – членами ОБСЕ, их политикой, экономикой, местом в мировом сообществе;
- с некоторыми вопросами международного права, договоренности между странами в области политики, экономики и охраны окружающей среды;
- с девизами
- с проблемами духовности, развития человека, его права, с вопросами человеческого измерения, толерантности и недискриминации;
- с достижениями нашей страны в годы председательствования в ОБСЕ, с перспективами задач, которые выдвинуты нашей страной в данный период.
Широкое ознакомление учащихся-подростков, которые в отличие от младших школьников уже склонны к более сложным логическим обобщениям, с материалами председательствования Казахстана в ОБСЕ необходимо осуществить как на уроке по школьным предметам, так и при организации системы внеклассной воспитательной деятельности.
Так, при изучении предмета «История Казахстана» программные материалы нужно связывать с историей возникновения ОБСЕ, раскрывая школьникам документы ОБСЕ, как Парижская хартия, Хельсинский заключительный акт. На конкретных примерах необходимо показать роль этой влиятельной международной организации в обуздании гонки вооружений, в разрешении локальных конфликтов, противостояний на межнациональной почве. Тем временем, нужно в доступной форме объяснить учащимся о проблемах самой организации. Отвлекаясь от объяснительно-иллюстративного изложения материала, школьникам самим нужно представить возможности для ответов на многие интересующих их вопросы: 1) Почему Казахстану, как первому из стран бывшего Союза, азиатской стране, государству с преобладающим мусульманским населением удалось принять на себя миссию председателя Европейской организации по безопасности и сотрудничеству? 2) Каков девиз председательствования Казахстана в ОБСЕ? Что он означает? 3) Каковы достижения Казахстана в качестве председателя в ОБСЕ? Почему авторитетные политики и дипломаты называют этот период историческим? 4) Каковы перспективы осуществления выдвинутых Казахстаном идей укрепления мира и сотрудничества в зоне действия ОБСЕ? 5) Каковы предполагаемые результаты Саммита ОБСЕ в Астане?
Школьники ищут ответы на вопросы, используя различные источники. Целесообразно применение коллективных способов обучения, когда подростки всем классом находят ответы на указанные выше вопросы, дающие в итоге отчетливое представление о председательстве Казахстане в ОБСЕ. В интересах правового воспитания, учитель должен направить усилия школьников на понимание правовых аспектов председательствования Казахстана в ОБСЕ.
Такие аспекты деятельности ОБСЕ, как соблюдение международного права, например, в области охраны окружающей среды могут быть изучены в курсе «Естествознания». Глобальные экологические проблемы анализируются в контексте принятых на уровне ОБСЕ документов, их исполнения странами-членами.
Предмет «Основы права» имеет большие возможности для рассмотрения вопросов человеческого измерения в рамках международных документов, в том числе принятых странами – членами ОБСЕ. Вопросы права человека, безусловно вызывает интерес подростков, если они излагаются в доступной и занимательной форме, с привлечением фактического материала из международных документов.
Внеклассная деятельность учащихся подросткового возраста создают благоприятные предпосылки для правового воспитания школьников с использованием материалов о деятельности ОБСЕ. Военно-политические проблемы, проблемы охраны окружающей среды, экономический кризис в современном мире, человек как ценность и другие вопросы изучаются подростками через разнообразные формы внеклассной работы – классные часы, диспуты, дискуссии, встречи с политиками и правоведами, презентации, выставки и т.д. Важно добиться творческой активности и самостоятельности подростков в поиске, обработке и анализе информации о деятельности ОБСЕ, получения результатов проведенных воспитательных мер в виде коллективных выводов и обобщений.
В целом, материалы о деятельности ОБСЕ и председательствования Казахстана в этой Организации могут быть эффективно использованы в целях правового воспитания учащихся подросткового возраста.
Литература