Правовые условия коммерческого использования судна

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Морская перевозка пассажиров является важным элементом международного торгового мореплавания. По своей экономической сутищности деятельность морского пассажирского флота характеризуется двумя направлаениями: морская круизная деятельност, а также перевозка пассажиров из одного порта в другой.

Файлы: 1 файл

1.Правовые условия коммерческого использования судна.docx

— 27.37 Кб (Скачать)
  1. Правовые условия коммерческого использования судна

 

Морская перевозка пассажиров является важным элементом международного торгового мореплавания. По своей экономической сутищности деятельность морского пассажирского флота характеризуется двумя направлаениями: морская круизная деятельност, а также перевозка пассажиров из одного порта в другой.

Направление в использовании пассажирских судов в качестве транспортных средств для перевозки пассажиров и их багажа из одного порта в другой породило возникновение самостоятельного по своей юридической природе  договора: договора морской перевозки пассажира .

Основными источниками международного частного морского права в сфере морской перевозки пассажиров являются Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., Протокол 1976 г. к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., а также внутригосударственные нормативные акты в этой сфере торгового мореплавания, а именно Кодекс  торгового мореплавання Украины (дальше КТМУ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1  Афинской конвенции о перевозке море пассажиров и их багажа 1974 г. "договор перевозки"  означает заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или,  в соответствующем случае, пассажира и его багажа. Понятие договора морской перевозки пассажира дано в ст. 184 КТМ Украины. Так, в соответствии с этой статьей под договором морской перевозки пассажира следует понимать договор, заключенный между перевозчиком и пассажиром, по которому «перевозчик обязуется перевести пассажира и его каютный багаж в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и плату за провоз багажа».

Это определение договора морской перевозки пассажира  почти дословно повторяет определение  договора перевозки пассажира, содержащееся в      ч. 1 ст. 910 Гражданского кодекса Украины, поэтому можно сделать вывод о том, что договор морской перевозки пассажира имеет значительное сходство с договорами перевозки пассажира другими видами транспорта . Вместе с тем специфика перевозки пассажиров морем определяет некоторые особенности правового регулирования складывающихся в связи с этим отношений, получившие отражения в правилах, содержащихся как в национальных морских законодательствах различных государств, так и в международных нормативных документах. Например, специфическими для перевозки пассажиров морем являются требования, предъявляемые к мореходности пассажирского судна, самим условиям перевозки пассажиров и их багажа, объему ответственности сторон по договору.

Сторонами договора о перевозке пассажиров и их багажа являются перевозчик и пассажир. В соответствии с ч. 1 «а» и ч. 4 ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. под перевозчиком следует понимать «лицо, которым или от имени которого заключен договор перевозки, независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим перевозчиком».

Багаж пассажира обычно принято подразделять на: каютный багаж; и багаж, следующий хотя и на этом же судне, однако отдельно от пассажира (в камере хранения, грузовом трюме или на палубе).

Под каютным багажом, в соответствии с ч. 6 ст. 1 Конвенции 1974 г. следует понимать «багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем», например, багаж который находится в салоне или багажнике его автомобиля.

Под понятием «перевозка»  применительно к пассажиру и  его каютному багажу, следует понимать период времени нахождения их на судне, время посадки на судно и высадки, а также доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если плата за доставку входит в стоимость билета или если суд по, используемое для этой вспомогательной перевозки, было предоставлено перевозчиком. В отношении иного багажа, не являющегося каютным, и перевозимого по дополнительному (акцессорному) соглашению, перевозка охватывает период с момента принятия этого багажа перевозчиком, его служащим или агентом, будь то на берегу или на борту судна, и до момента его выдачи пассажиру или уполномоченному на то пассажиром лицу.

Договор морской перевозки пассажира  может быть признан судом недействительным в случае если любое условие договора, заключенного к возникновению события, которое стало причиной смерти пассажира или подрыва здоровья или потери или повреждения багажа, которое имеет цель освободить перевозчика от ответственности перед пассажиром или установить меньшую, границу ответственности, а также любое условие, целью которой является перенесение бремени доказательства, возложенного на перевозчика, является недействительным ( ст. 186 КТМУ).

Доказательством заключения договора морской перевозки пассажира  и уплаты стоимости проезда является выданный перевозчиком билет. Сдача  перевозчику багажа удостоверяется багажной квитанцией.

На билете выданном пассажиру  должны быть указаны : юридическое лицо- перевозчик , расписание отправки судна, а также его прихода в порт назначения, стоимость перевозки пассажира, название морского транспортного средства , его регистрационный номер, а также любая другая информация , указанная перевозчиком.

Багажная квитанция это  оформляемый компанией-перевозчиком и выдаваемый пассажиру при регистрации багажа официальный документ, подтверждающий, что компания-перевозчик берет на себя перевозку этого багажа и выдачу его пассажиру по окончании перевозки.

Пассажир имеет право  в любое время до отхода судна, а после начала рейса - в любом  порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки. Пассажир, который сообщил перевозчику  об отказе от перевозки, имеет право  получить назад плату за проезд и  провоз багажа в порядке и сроки, установленные Министерством транспорта Украины. Если пассажир отказался от перевозки не позже срока, установленного правилами перевозки, или не появился к отходу судна по болезни, или отказался до отхода судна от перевозки по этой же причине с предъявлением соответствующего документа или по причинам, которые зависят от перевозчика, пассажиру возвращается вся внесенная им плата за проезд и провоз багажа.

Перевозчик имеет право  отказаться от договора морской перевозки  пассажира при наступлении обстоятельств, отмеченных в пунктах 1-4 статьи 156 этого  Кодекса. Договор морской перевозки  пассажира прекращается без отказа сторон при наступлении обстоятельств, отмеченных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 158 этого Кодекса. В случае прекращения договора морской перевозки  пассажира к отходу судна пассажиру  возвращается вся плата за проезд и провоз багажа, а при прекращении  договора после начала рейса - часть  указанной платы соразмерно расстояния, перевозка на которую не состоялась. Перевозчик имеет право задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимые вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно - эпидемиологических условий в порту отправки, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, которые не зависят от перевозчика и делают невозможным выполнение договора морской перевозки пассажира.

Определение времени (периода) перевозки на практике имеет важное значение (для установления ответственности перевозчика, исчисления стоимости проезда и т.п.). Поэтому период перевозки нельзя смешивать со сроком действия договора перевозки. В период перевозки, как уже отмечалось, включается время фактического нахождения пассажира на судне, время посадки на судно и высадки. Договор перевозки пассажира действует с момента выдачи пассажиру билета и может охватывать время ожидания подачи судна для посадки пассажира, перерывы, сделанные пассажиром в пути, а также и самую перевозку в том смысле, в каком она понимается.

Таким образом, по своей юридической  природе договор морской перевозки  пассажира и его багажа является консенсуальным договором, то есть  права и обязанности сторон возникают с момента, когда стороны пришли к соглашению о заключении договора, доказательством чего в соответствии со ст. 187 КТМУ является проездной билет.

Безбилетный проезд не порождает  договорных отношений по морской  перевозке пассажира, поэтому лицо, не имеющее билета (или приравненного  к нему документа), не является пассажиром и потому не вправе требовать от перевозчика его доставки в какой-либо из пунктов назначения, а также  пре¬доставления места на судне, перевозки его багажа и т. п.

Являясь двусторонним, договор морской перевозки пассажира налагает на перевозчика и пассажира определенные обязанности и предоставляет определе нные права.

Обязанности перевозчика как бы вытекают из самой сущности договора. Так, одной из основных обязанностей перевозчика является безопасная доставка пассажира вместе с его багажом, если таковой имеется, в пункт назначения.

Из этого вытекает иная, не менее важная обязанность —  приведение судна в надлежащее мореходное состояние и содержание его в таком состоянии в течении всего рейса. Так, в соответствии со ст. 192 КТМ Украины : «Перевозчик обязан до начала перевозки привести судно н состояние, годное к плаванию и безопасной перевозке пассажиров, заблаговременно надлежащим образом снарядить его и снабдить всем необходимым к плаванию, укомплектовать экипаж и содержать судно в таком состоянии в течение всего времени морской перевозки пассажира». Пассажирские суда должны быть приведены в мореходное состояние к началу перевозки. При этом началом перевозки считается момент объявления посадки пассажиров на судно.

Обязанностью перевозчика является осуществление перевозки определенным судном и в соответствии с расписанием. Если по особым непредвиденным причинам судно не зайдет в порт, указанный в расписании, перевозчик обязан доставить пассажира в ближайший порт, а затем — судном или иным видом транспорта отправить его бесплатно в порт назначения. Отклонение от маршрута и расписания перевозчик может сделать лишь по согласию с пассажиром.

Перевозчик обязан обеспечить пассажиру безопасную посадку и  высадку с судна, а также безопасное пребывание на судне. Это достигается  не только исправностью самого судна  и его механизмов, но и поддержанием определенного порядка, соблюдением  правил техники безопасности.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру не только указанное в  билете судно и определенное место  на нем, но и все удобства, предусмотренные  договором. Например, договором может быть предусмотрено дополнительное обслуживание пассажиров в пути (организованное питание, бытовые услуги, экскурсии).

На перевозчика возлагается  обязанность в соответствии со ст. 191 КТМ Украины застраховать пассажира от несчастного случая. При этом страховой сбор, взимаемый с пассажира, входит в стоимость билета. Если страховой сбор с пассажира по каким-либо причинам не был получен, это обстоятельство не освобождает перевозчика от обязанности застраховать пассажира.

Обязанности пассажира, так же как и обязанности перевозчика, непосредственно связаны с самой сущностью договора. Так, одной из основных обязанностей пассажира является внесение перевозчику платы за проезд. Ее размер определяется категорией занимаемого места, расстоянием, характером линии и иными факторами.

Пассажир обязан своевременно явиться на посадку. Он несет ответственность  за соблюдение паспортных, таможенных, санитарных норм и правил, а в случае нанесения ущерба перевозчику — обязан возместить причиненный ущерб. На всех пассажиров возлагается обязанность соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, а также правила техники безопасности и пожаробезопасности.

Статья 193 КТМ Украины предусматривает имущественную ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или повреждения его здоровья, а также в результате утраты багажа во время пере возки, если это происшествие явилось следствием вины или небрежности перевозчика или иных лиц, выступающих от имени перевозчика и действующих в пределах своих служебных полномочий.

Пределы ответственности перевозчика по различным происшествиям установлены ст. 194 КТМ Украины и ст. 7 и 8 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

 

2.Ситуационная  задача

Рождение ребёнка пассажиркой  во время перехода. Такое событие  является актом гражданского состояния, которое обязательно для регистрации в органах государственной власти. В соответствии с этим, регистрацию рождения физического лица с одновременным определением его происхождения и присвоением фамилии, собственного имени и отчества проводят государственные отделы регистрации актов гражданского состояния районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных управлений юстиции, а также исполнительные органы сельских, поселковых, городских (кроме городов областного значения) советов, о чем выдается соответствующее свидетельство.

Эти правоотношения подпадают  под юрисдикцию государства Сингапур,      так как флаг судна определяет  его территориальную принадлежность. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 года суда в открытом море подчиняются власти государства, чей флаг они несут. В связи с этим какое либо происшествие на судне при плавании в открытом море может быть зарегистрировано в органах государственной власти государства под флагом которого оно ходит, либо в государстве гражданами которого являются участники правоотношений.

Информация о работе Правовые условия коммерческого использования судна