Правовые основы использования атмосферного воздуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Система и функции органов государственного управления в сфере экологии. Органы, осуществляющие управление и контроль в сфере экологии. Основные функции органов внутренних дел в области охраны природы.
Информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией).
1.1. Понятие обеспечения экологической информацией как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.

Оглавление

Государственное управление в сфере экологии. Функции экологического управления……………………………………………..3

Правовые основы использования атмосферного воздуха…………….8

Задачи…………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Государственное управление в сфере экологии.docx

— 31.94 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Государственное управление в сфере экологии. Функции экологического управления……………………………………………..3
 
  1. Правовые  основы использования атмосферного воздуха…………….8
 
  1. Задачи…………………………………………………………………….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Государственное управление в сфере экологии. Функции  экологического управления

      

     Понятие государственного управления в сфере экологии, его задачи.

     Система и функции органов государственного управления в сфере экологии. Органы, осуществляющие управление и контроль в сфере экологии. Основные функции органов внутренних дел в области охраны природы.

     Информационное  обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией).

     1.1. Понятие обеспечения экологической информацией как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.

     1.2. Понятие и состав экологической  информации как данных (сведений):

     a) о состоянии окружающей среды, компонентов природной среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почв, земли, иных компонентов

     природной среды, природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия и его компонентов, включая генетически измененные орга-низмы) и взаимодействии между этими компонентами;

     б) о факторах, оказывающих негативное воздействие на окружающую

     среду (вещества, энергия, шум, излучение);

     в) о деятельности, включая политику, законодательство, планы и программы, соглашения, решения органов государственной власти, муниципальных органов, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды и ее компонентов, перечисленных в подпункте «a»;

     г) о состоянии здоровья и условиях жизни населения, состоянии антропогенных объектов в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние компонентов природной среды.

     1.3. Требования к экологической информации: а) полнота; б) достоверность; в) своевременность; г) доступность, включая бесплатность (платность) предоставления; д) формализованность информации; е) сопоставимость информации; ж) поддержание информации в актуальном состоянии.

     1.4. Виды экологической информации. Экологическая информация по 

     сферам деятельности. Экологическая информация общего и специального назначения. Информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

     1.5. Формы предоставления экологической  информации.

     1.5.1. Формы предоставления экологической  информации государством:

     а) ежегодное составление и публикация государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, соответствующих докладов субъектов Российской Федерации; подготовка и публикация государственных (национальных) докладов в сфере использования и охраны природных ресурсов; ежегодные государственные доклады о состоянии использования и охраны земель в Российской Федерации; первый национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия» 1997 г. и др.

     б) подготовка и публикация ежегодных государственных докладов в смежных сферах деятельности: государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации, государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственные доклады по вопросам защиты прав потребителей и др.;

     в) публикация важнейших национальных и международных документов по вопросам охраны окружающей среды (стратегии, доктрины, программы, планы действий и доклады о ходе их осуществления);

     г) публикация международных правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, резолюций и иных актов конференций о

процедурах  обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений;

     д) информирование общественности о возможностях направления ин-

     формации  в международные организации по вопросам, касающимся несоблюдения норм международного права окружающей среды.

     1.5.2. Добровольное предоставление общественности информации организациями, деятельность которых оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Меры государственного поощрения предоставления такой информации.

     1.6. Предоставление экологической информации  по заявлениям граждан и их  организаций. Предоставление экологической  информации независимо от гражданства,  подданства или места жительства гражданина и без учета необходимости доказывать его правовой или другой интерес к этой информации. Другие формы предоставления экологической информации.

     1.7. Порядок, формы и объем предоставления экологической информации. Случаи бесплатного предоставления экологической информации.

     1.8. Случаи отказа в предоставлении  экологической информации:

     a) если государственный орган, в  который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;

     б) если просьба является явно необоснованной или сформулирована в слишком  общем виде;

     в) если просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе  их подготовки, или внутренней переписки  государственных органов, когда такое исключение предусматривается законодательством или сложившейся практикой, при этом учитывается заинтересованность общественности в получении такой информации;

     г) если разглашение такой информации отрицательно повлияет на:

     конфиденциальность  работы государственных органов  в тех случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследование уголовного или дисциплинарного характера; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях защиты законных экономических интересов; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и / или архивов, касающихся физического лица, когда соответствующее лицо не дало согласия на предоставление такой информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства; интересы третьей стороны, представившей запрашиваемую информацию, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства, и в тех случаях, когда эта сторона не дает согласия на разглашение соответствующего материала; окружающую среду, к которой относится эта информация, например на места обитания и размножения редких или исчезающих видов флоры и фауны.

     1.9. Экологическая информация, не подлежащая  засекречиванию.

     2. Экологическое планирование.

     2.1. Понятие экологического планирования  как деятельности по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (стратегии, программы, планы и др.).

     2.2. Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Экологическая доктрина Российской Федерации как документ, определяющий основные

     направления государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.

     Экологические программы. Виды программ. Комплексные и отраслевые программы. Общие и специальные программы. Краткосрочные и долгосрочные программы. Межгосударственные программы. Государственные программы: федеральные программы экологического развития Российской Федерации. Планы действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды.

       Корпоративные и производственные планы мероприятий по охране окружающей среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               
 
 
 
 

  1. Правовые  основы использования атмосферного воздуха.
 

               Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. Закон «Об охране атмосферного воздуха» не регулирует отношения по поводу воздуха жилых и производственных помещений. К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

          Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом  множество других экологически и  социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических  излучений, образует основу климатических  и погодных условий на Земле. В  экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется  как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера – это среда для  удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью  правового режима атмосферного воздуха  является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку  к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может  быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

          Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

          Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

          Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, «не признающий» политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

Если  в отношении таких природных  объектов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования  включает и регулирование использования  и охраны, то регулирование использования  атмосферного воздуха может быть осуществлено лишь в самой малой  степени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, сооружений и других объектов, а также при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено, приостановлено или запрещено органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир.

Информация о работе Правовые основы использования атмосферного воздуха