Инновации как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...3

1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4

1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5

1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10

2. Терминологический аппарат инновационной теории………………….…16

2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16

2.2 Инновационная деятельность……………………………………………….20

2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость...............22

2.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал……….....23

2.5 Инновационное предпринимательство………………………………….....24

2.6 Инновационная система…………………………………………………......26

3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества…………………….…...28

4. Инновационный путь развития России……………………………………...39

4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39

4.2 Направления перехода к инновационному типу развития…..……..….….42

4. 3 Сценарий инновационного развития…………………………..……….….42

4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51

Тест……………………………………………………………….………………54

Ключ к тесту……………………………………………………………………..57

Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы………………………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Инновации как объект управления.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);

     наличие эффективной национальной инновационной  системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);

     создание  условий для эффективного использования  квалифицированного труда и повышения  качества человеческого капитала, наличие  эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год – 4,6%), на  здравоохранение - 6-6,5% (2006 год – 3,9 процента);

     повышение эффективности использования первичных  ресурсов, прежде всего труда и  энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти  вдвое, энергоемкость – снижена  не менее чем на 40 процентов; эффективная система спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала21.

 

      4.2 Направления перехода  к инновационному  типу развития 

     Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.

     Первое  направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.

     Второе  направление – формирование мощного  научно-технологического комплекса, обеспечивающего  глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках.

     Третье  направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности  перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных  отраслей и «экономики знаний».

     Четвертое направление – создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.

     Пятое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности.

     Только  реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

 

      4. 3 Сценарий инновационного  развития 

     Этот  сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Он предусматривает:

     создание  эффективной национальной инновационной  системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и  услуг;

     глубокую  модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

     ускоренное  развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества государственных услуг, развитие новых компаний, развитие государственно-частного партнерства;

     модернизацию  инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, при значительно более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения;

     создание  новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем  Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

     развитие  многовекторной модели интеграции в  мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений  с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и  формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

     Реализация  данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения  конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

     Сценарий  инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми  значительным повышением эффективности  использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,9% в 2020 году (в ценах 2006 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12,1 процента.

     Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и  поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и 4% ВВП в 2020 году, на образование – до 5% ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста22.

     4.4 Этапы инновационного  развития

 

     Инновационное развитие российской экономики в  период 2008-2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития. Макроэкономические характеристики каждого из этих этапов в сопоставлении со сценариями энерго-сырьевого (II) и инерционного (I) развития приведены в таблице 1. 

     Таб.1. Основные макроэкономические показатели сценариев развития (темпы прироста, процентов) 

     
2006
Среднегодовые значения 2020/2007, %
2008-2012 2013-2017 2018-2020
ВВП 3 6,7 6,1 6,6 6,4 123
2 6,0 5,5 4,7 102
1 4,5 3,3 3,1 61
Реальные  располагаемые доходы населения 3 10,2 8,3 7,2 6,7 156
2 8,1 5,7 4,7 123
1 6,8 4,3 3,7 91
Розничный товарооборот 3 13,9 8,7 6,5 6,3 150
2 8,6 5,3 4,5 124
1 6,7 4,4 3,7 91
Инвестиции 3 13,7 11 10,7 9,6 270
2 10,9 8,8 6,6 211
1 5,6 4,2 4,1 83
Экспорт, млрд. долл. 3 303,9 348 439 564 60
2 347 433 538 51
1 331 377 437 21
Импорт, млрд. долл. 3 164,7 340 503 669 195
2 342 484 603 163
1 316 376 446 92
Инфляция 3 9 5,6 4,5 3,3 85
2 6,2 4,8 3,4 90
1 7,5 6,1 4,0 111
Энергоемкость 3 -2,8 -3,6 -3,9 -3,7 -39
2 -3,4 -2,8 -2,2 -32
1 -2,8 -1,7 -1,6 -24
Электроемкость 3 -2,4 -2,1 -2,3 -2,70 -27
2 -1,9 -1,3 -1,3 -18
1 -1,6 -0,7 -0,4 -12
Производительность  труда 3 6,2 6,3 7,5 7,1 138
2 6,2 6,5 5,8 119
1 4,8 4,3 3,9 75
 

     Первый  этап (2008-2012 годы) – создание институциональной  среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных  и инфраструктурных секторах.

     Основные  приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:

     формирование  нормативной правовой базы и регуляторов  инновационной активности корпораций;

     структурную модернизацию образования, здравоохранения  и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);

     принятие  мер по решению проблем состояния  окружающей среды (в том числе  для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);

     реформирование  и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0%ВВП в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);

     начало  активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах до 7% в 2011-2012 годах);

     поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение  стабильного курса рубля и  снижение инфляции до 5% в год к  концу периода;

     реализация  масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений;

     развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10-12 процентов;

     создание  новых экономических центров  на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

     развитие  государственного управления по результатам  на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.

     Таб. 2. Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 год к 2007 году, %) 

Рост  валового внутреннего продукта 134-135
Рост  производительности труда 134-136
Снижение  энергоемкости ВВП 83-84
Рост  реальных располагаемых доходов населения 148-150
Рост  инвестиций в основной капитал 167-170
Темп  роста потребительских цен 134-136
 

     Второй  этап (2013-2017 годы) – переход экономики  на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в  области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.

     Основные  приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:

     создание  условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;

     обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

     создание  сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования  мирового уровня;

     многовекторная  интеграция России в мировое хозяйство  на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;

     увеличение  экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.

     Таб.3. Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа 

Информация о работе Инновации как объект управления