Инновации как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...3

1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4

1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5

1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10

2. Терминологический аппарат инновационной теории………………….…16

2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16

2.2 Инновационная деятельность……………………………………………….20

2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость...............22

2.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал……….....23

2.5 Инновационное предпринимательство………………………………….....24

2.6 Инновационная система…………………………………………………......26

3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества…………………….…...28

4. Инновационный путь развития России……………………………………...39

4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39

4.2 Направления перехода к инновационному типу развития…..……..….….42

4. 3 Сценарий инновационного развития…………………………..……….….42

4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51

Тест……………………………………………………………….………………54

Ключ к тесту……………………………………………………………………..57

Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы………………………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Инновации как объект управления.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     Опыт  развитых стран показывает, что особенность  реализации инновационной политики в отличие от научно-технической  заключается, прежде всего, в объеме ресурсов, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз. Реализация же инновационной политики (освоение в промышленности новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков сбыта) требует вложений в 100-1000 раз больших.

     Определяющей  тенденцией в сфере инвестиционной политики в мире стала ее глобализация — перекрестные НИОКР и коммерциализация технологий. Основная цель таких инвестиций — возможность использования иностранных достижений и открытий в области науки и технологий, привлечение зарубежных ученых и инженеров, кооперация и сотрудничество с зарубежными исследовательскими центрами и лабораториями, а также адаптация результатов НИОКР к потребностям рынка стран, в которые они направляются.

     Для России использование таких возможностей глобализируемой мировой инновационной  системы может стать одним  из важнейших направлений государственной  политики в области международного научно-технического и инновационного сотрудничества. Положение страны в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять развитие науки, качество информационной среды, формирование ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, состояние системы образования и здравоохранения, демографическая ситуация.

     Переход на инновационный путь развития —  ключевая задача современной России. Одной из приоритетных проблем является развитие новой экономики, основанной на знаниях. Формирование новой экономики может происходить за счет кардинального изменения экономической структуры в пользу высокотехнологичных отраслей, развития человеческого капитала, сферы образования, повышения квалификации кадров. Трансформации будет подвергнута и научно-техническая сфера с целью оптимизации ее масштабов и структуры, повышения на порядок эффективности, ориентации на достижение конкретных результатов. Научно-техническая сфера должна превратиться в компонент национальной инновационной системы.

     Сегодня по всем критериям Россия делает только первые шаги, связанные с формированием  современной национальной инновационной  системы. Россия — это страна, которая  имеет топливно-сырьевую ориентацию. Структурная перестройка экономики у нас еще и не начиналась, доля топливно-энергетического комплекса с каждым годом растет. Мы даже не можем практически использовать еще сохранившийся научно-инновационный потенциал, во-первых, потому что в условиях очень низкого технологического уровня производства точечное использование новейших технологий не даст эффекта, да и просто невозможно из-за технологической, экономической, управленческой взаимосвязи всех звеньев системы. Кроме того, мы имеем ограниченные источники финансирования расширенного воспроизводства имеющегося потенциала, так как главным его источником являются собственные средства промышленных предприятий

     В то же время в структуре национального  хозяйства развитых стран преобладают  высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся относительно низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости, а также отрасли "мягких" технологий (услуг). При этом весьма существенно, что основная специфика технологий этих отраслей, в том числе "мягких технологий", состоит в том, что они базируются прежде всего на широком использовании результатов интеллектуального труда, т. е. новых знаний. В этих странах развитие инноваций и качества человеческого капитала превратилось в главную цель инвестиционной политики и накопления национального богатства.

     Мировой рынок наукоемкой продукции развивается  высокими темпами. Наибольший удельный вес в торговом обороте (как в  экспорте, так и в импорте) принадлежит  электронной промышленности и производству вычислительной техники (примерно по 30 и 35% соответственно). Доминирующее положение на рынке наукоемкой продукции занимают страны "Большой семерки", которые контролируют около 2/3 производства и торговли наукоемкой продукцией, из них США — свыше 20%, Япония — порядка 12-14%, Германия— более 10%17.

     Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции пока незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35% до 1%. Это ниже не только показателей  развитых стран мира, но и развивающихся  стран Азии. В то же время Россия восстанавливает позиции на мировом рынке вооружений, так и не сумев провести конверсию военного производства. Сейчас страна вышла на второе место в мире по экспорту вооружений. Что касается показателей торговли российскими технологиями на международном рынке, то в последние годы отмечается некоторое расширение ее масштабов и географии. Суммарный оборот торговли технологиями составил в 2002 г. 784 млн. долл. (в 2001 г. 636,9 млн. долл.), однако пока это низкий показатель: так, в США суммарный оборот от торговли технологиями составляет 49,7 млрд. долл., в Швейцарии — 3,5 млрд. долл.

     В структуре экспорта преобладают  неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, менее ценные с коммерческой точки зрения. Вместе с тем по показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 000 населения, Россия вышла на средний уровень — 2,62 по сравнению с 1,12 в 1995 году, опережая страны Центральной и Восточной Европы — Чехию, Польшу, Венгрию (0,6—0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5-5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет18.

     В России продолжают пока существовать сферы инновационной деятельности, которые были до 1992 года составной  частью единого научно-технического комплекса бывшего СССР, но сейчас пришедшие в упадок:

     фундаментальная наука в составе подразделений, институтов, научных центров, лабораторий, опытно-конструкторских баз и  многих научно-инновационных образований Российской академии наук, а также современных научно-карпоративных и общественных организаций;

     университеты  и высшие учебные заведения, а  также учебно-научно-инновационные комплексы, объединяющие различные элементы инновационного цикла с его ресурсным обеспечением в составе Минобразования РФ;

     сфера прикладных научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских баз, сохранившихся в наукоградах, в ряде корпораций и ФПГ, значительная часть которых координируется Минпромнауки РФ;

     государственная сфера патентования изобретений  и открытий, а также корпоративные банки данных научных идей и ноу-хау;

     наукограды, крупные научно-технические комплексы и корпоративные объединения по промышленному освоению технологий и выпуску наукоемкой продукции, сосредоточенные в оборонном комплексе (в том числе НПО "Энергия", "Союз", "Химмаш", "Атоммаш").

     Важнейшими  научно-технологическими областями, в  которых Россия еще способна выйти  на мировые рынки, являются: авиационная  и космическая техника, атомная  промышленность, утилизация ядерных  отходов, лазерная техника, отдельные  области информационных технологий в оборонных и космических устройствах. В то же время при наличии мощных заделов в ряде отраслей, созданных еще в доперестроечное время, имело место огромное отставание в таких мировых научных направлениях, как информационные технологии, телекоммуникации, биотехнологии, фармацевтика, технологии, ориентированные на человека, повышение качества жизни.

     Еще в 1980-е годы и начале 1990-х годов  при разработке комплексной программы  научно-технического прогресса на долгосрочную перспективу предполагалось, что научно-технические заделы, созданные в России, станут ключевым фактором промышленного развития в начале XXI века. Однако уже в 1990-е годы началось сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной инфраструктуры.

     Экономический рост после кризиса 1998 г. был достигнут  в основном на базе процессов импортозамещения и наращивания сырьевого экспорта в условиях повышения мировых  цен на энергоносители и другие виды природных ресурсов. Инно вационная активность даже и технологически передовых отраслях остается в стране на низком уровне.

     Как считают эксперты, одна из главных  причин заключается в том, что  преобразования последних лет почти  не затронули основ той институциональной  модели, которая была характерна для советской научно-технической сферы и на которую все еще ориентируются многие работники научных организаций, инженеры и государственные ведомства, ответственные за развитие экономики. Практика управления консервирует сложившийся отрыв науки от хозяйственной деятельности.

     В условиях слабого, неструктурированного рынка многие предприятия, выпускающие  наукоемкую продукцию, не смогли найти  необходимых инвестиций для налаживания  производства новой продукции и  вхождения в монополизированные секторы наукоемкого мирового рынка даже при наличии разработок мирового класса. Решающую роль в этом играет отсутствие эффективной государственной инновационной политики, включая защиту и поддержку инновационной деятельности (при сохранении высокого уровня налогообложения), необходимое законодательное оформление отечественной национальной инновационной системы; комплекса инновационной инфраструктуры с рыночными финансово-экономическими институтами (банками, инновационными фондами, страховыми и венчурными фирмами).

 

     4. Инновационный путь развития России 

     Впервые инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002 году в документе «Основы  политики РФ в области развития науки  и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденный указом Президента РФ от 30 марта 2002 года. В этом документе указано, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основа избранных приоритетов19. Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития, с другой - оказалась перед необходимостью преодоления отмеченных вызовов. 

     4.1 Инновационный путь  развития: понятие,  задачи и основные  характеристики 

     Инновационный путь развития страны – это путь, основанный на тех знаниях и научных  достижениях, благодаря чему Россия должна изменить свою сырьевую направленность в мировом товарообороте к 2020 году, как это указано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ». Россия должна войти в пятерку лидеров мирового экономического развития и торговать на мировом товарном рынке преимущественно наукоемкой высокотехнологичной продукцией.

     Достижение  этой цели предполагает:

     выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам  мира (в том числе среднедушевой  ВВП по паритету покупательной способности  – 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);

     обеспечение научного и технологического лидерства  России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

     обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6  и более позициям;

     укрепление  позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

     реализация  глобальных конкурентных преимуществ  в сфере транспорта и транзитных потоков;

     превращение России в один из ведущих мировых  финансовых центров, обладающих независимой  национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

     формирование  эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества20.

     Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

     диверсификация  экономики, в структуре которой  ведущая роль переходит к «отраслям  знаний» и высокотехнологичным  отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);

Информация о работе Инновации как объект управления