Инновации как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...3

1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4

1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5

1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10

2. Терминологический аппарат инновационной теории………………….…16

2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16

2.2 Инновационная деятельность……………………………………………….20

2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость...............22

2.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал……….....23

2.5 Инновационное предпринимательство………………………………….....24

2.6 Инновационная система…………………………………………………......26

3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества…………………….…...28

4. Инновационный путь развития России……………………………………...39

4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39

4.2 Направления перехода к инновационному типу развития…..……..….….42

4. 3 Сценарий инновационного развития…………………………..……….….42

4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51

Тест……………………………………………………………….………………54

Ключ к тесту……………………………………………………………………..57

Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы………………………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Инновации как объект управления.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     2.5 Инновационное предпринимательство 

     Развитие  малого бизнеса (в том числе и  инновационного) привело к появлению  в инноватике нового термина "инновационное  предпринимательство". П.И. Ратанин  считает, что инновационная деятельность, связанная с новаторской идеей, осуществляется в рамках сложившихся традиционных структур (например. НИИ. НТК. НПО), а прецедент создания для реализации новой самостоятельной структуры есть инновационное предпринимательство.

     На  Западе инновационное предпринимательство тесно связано с малым бизнесом. Его отличительными признаками являются: свобода в выборе направлений и видов человеческой деятельности, инициативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за их последствия и связанный с этим риск, ориентация на достижение коммерческого успеха. Инновационное предпринимательство связано с осуществлением новых нетрадиционных подходов во всех сферах деятельности, ему присуще новаторство, творческий подход к решению всех проблем, связанных с рынком. Его особенность - уникальность нововведений, которая предопределяет высокую степень риска и низкую вероятность результата. 

     2.6 Инновационная система 

     Еще одним немаловажным понятием здесь  можно рассмотреть инновационную  систему. В «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» дается достаточно полное определение этого термина: инновационная система - это совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

     Инновационная система включает:

     воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным  рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

     проведение  прикладных исследований и технологических  разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

     промышленное  и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной  продукции;

     развитие  инфраструктуры инновационной системы;

     подготовку  кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности

     Содержанием инновационной деятельности субъектов  инновационной системы является:

     проведение  анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

     развитие  инфраструктуры инновационной системы;

     вовлечение  в хозяйственный оборот результатов  интеллектуальной деятельности;

     технологическое переоснащение производства для  выпуска инновационной продукции;

     проведение  экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или  иных услуг по выводу инновационной  продукции на рынок13.

     Итак, нами рассмотрены и уточнены основные понятия, связанные с инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности и юридического статуса, а также предприятий и организаций нововведенческой инфрастуктуры. Уточненный терминологический аппарат может быть заложен в основу теории управления инновациями, основополагающие моменты которой во многом зависят от правильности понимания сущности нововведения и содержания процессов его реализации

 

      3. Роль инноваций  в развитии мирового  сообщества 

     Основой современного социально-экономического развития страны является ее научно-технический потенциал, который служит предпосылкой перехода общества в постиндустриальную информационную эпоху. Эта проблема представляет чрезвычайную важность для современной России. Безотлагательность перехода ее экономики на инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной деятельности, создания соответствующего научно-технического потенциала. Это позволит реорганизовать национальное хозяйство на основе наукоемкого производства, повернуть вспять тенденцию огромного и все нарастающего отставания России от развитых стран мира в различных сферах — экономической, социальной, современных технологий (электроники, вычислительной техники, программных средств, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг), организации управления. По данным Минпромнауки, удельный вес России на мировом рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3%, в то время как этот показатель для США равняется 36%, Японии — 30%, Китая — 6%114. Основная доля в затратах на инновации российских предприятий (свыше 60%) приходится на приобретение машин и оборудования, зачастую устаревших моделей, вместо собственно инновационной деятельности предприятий — разработки и освоения новой продукции.

     Усиленное внимание к исследованию проблем  инновационной деятельности вызвано и тем, что предстоит напряженная работа по органичному и достойному вхождению российской экономики в мировое хозяйство. Преодоление отставания практически во всех отраслях и производствах предполагает усиление инновационного характера предпринимательской деятельности, формирование особой инновационной сферы с присущими ей субъектами.

     Приоритетной  задачей в этой связи становится формирование национальной инновационной  системы, представляющей собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Целью этой системы является обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

     Инновационный процесс, т. е. процесс создания, распространения  и потребления субъектами национального  хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием модернизации экономики и общества в целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс, широко применяемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных стран.

     В начале третьего тысячелетия человеческий и научно-технический прогресс превратился  в основной фактор экономического развития. Опыт экономического роста в развитых странах свидетельствует о том, что наибольший успех ими достигается  при вложении инвестиций в человека — новые знания, воплощенные в образовании, новых технологиях и оборудовании, организации и управлении. На их долю в этих странах приходится от 70 до 90% прироста ВВП. Все это свидетельствует о том, что единственно приемлемым для России типом развития, потенциально обладающим реальной перспективой на будущее, является инновационный. В ином случае возникает опасность подрыва основ экономической безопасности, самостоятельного и устойчивого развития страны.

     Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно-технического прогресса. В этой сфере велика роль государства.

     Проблемы  освоения инновационных технологий в производстве являются ключевыми  для большинства индустриально  развитых стран мира. Меры, принимаемые  для реализации национальной научно-технической  и инновационной политики этих стран, направлены на обеспечение технологической безопасности, повышение конкурентоспособности высокотехнологичных производств, регулирование доступа зарубежных конкурентов к информации о передовых научно-технических достижениях. Роль государства не ограничивается традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а напрямую ориентирована на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национального хозяйства.

     Технологическая и инновационная политика государства  в США в сфере инновационной  деятельности направлена:

     на  создание делового климата, при котором  процветает деятельность частного сектора  в области инноваций, повышающая конкурентоспособность продукции;

     поощрение развития, коммерциализацию и использование инновационных технологий;

     инвестирование  в создание технологий мирового класса XXI века;

     интеграцию  военных и промышленных технологий, способных эффективно решать как  военные, так и гражданские задачи;

     формирование квалифицированных специалистов мирового уровня, способных участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;

     партнерство с частным сектором и отстаивание  национальной технологической политики, направленной на использование технологий в целях создания экономической мощи страны;

     содействие  промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов15.

     Таким образом, в условиях развитой рыночной экономики правительство считает  необходимым выступать партнером  американского бизнеса, играть активную роль в поддержке развития промышленности и технологий, обеспечении экономического роста и повышении благосостояния страны.

     Одним из мировых лидеров в области  создания и промышленного освоения инновационных технологий является Европейский союз (ЕС), располагающий современной научно-исследовательской базой, а также большим количеством ученых, обладающих высоким творческим потенциалом. Стратегической линией стран-членов ЕС в области научно-технических разработок является концентрация инвестиционных ресурсов на ключевых направлениях инновационной инфраструктуры, включающих:

     создание  единой для всех стран — членов ЕС базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий;

     доступ  ученых в европейские научно-исследовательские  программы;

     поддержку малых и средних предприятий  в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции;

     создание  механизма финансовой поддержки  малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и использовании патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;

     совершенствование системы финансирования инновационной  деятельности предприятий;

     введение  более совершенного налогового механизма, дающего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию;

     создание  в компаниях условий, стимулирующих  повышение квалификации сотрудников16.

     Научно-исследовательская  и производственно-технологическая сферы мировой экономики как неотъемлемый элемент в сферы высоких технологий становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, продвижение их на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран  Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и локомотивом экономического роста.

     Наиболее  актуальная тематика представлена разработками в области информационных технологий и защиты окружающей среды, живой материи, включая медицинскую тематику, мультимедийных образовательных продуктов, технологий получения альтернативных источников энергии и энергосбережения. К числу приоритетных относятся также проблемы разработки искусственного интеллекта, сверхпроводимости, нанотехнологий и микромашин, использования солнечной энергии, глубокой переработки отходов. Исследования в этих областях связаны с управлением атомно-молекулярным механизмом для получения заданной структуры материалов и веществ; широким использованием компьютерной техники; изучением возможностей использования свойств живой материи для создания высокофункциональных материалов и процессов их получения; разработкой экологически чистых материалов и др. Они невозможны без прогресса в технологиях переработки информации, программных устройствах, системах телекоммуникаций. Прогресс в информационных и финансовых технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка инноваций, товаров, капитала, труда.

Информация о работе Инновации как объект управления