Инновации как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...3

1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4

1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5

1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10

2. Терминологический аппарат инновационной теории………………….…16

2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16

2.2 Инновационная деятельность……………………………………………….20

2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость...............22

2.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал……….....23

2.5 Инновационное предпринимательство………………………………….....24

2.6 Инновационная система…………………………………………………......26

3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества…………………….…...28

4. Инновационный путь развития России……………………………………...39

4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39

4.2 Направления перехода к инновационному типу развития…..……..….….42

4. 3 Сценарий инновационного развития…………………………..……….….42

4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51

Тест……………………………………………………………….………………54

Ключ к тесту……………………………………………………………………..57

Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы………………………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Инновации как объект управления.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     В проекте федерального закона “Об  инновационной деятельности и государственной  инновационной политике”  дается следующее определение понятию  «инновация»: под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

     В законодательстве субъектов РФ понятие  «инновации» также трактуется по-разному. Так в проекте закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» указано, что инновация - конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги, техники, технологии, организации производства) либо нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенный для использования в гражданском обороте с целью получения прибыли путем удовлетворения сложившихся общественных потребностей и/или достижения иного полезного эффекта. В законе Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности»: инновация - конечный продукт (результат) творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, используемого в экономическом обороте. Таким образом, из всего вышеизложенного можно дать следующее определение: инновации – это изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, посредствам которого материализуется новое научное знание или формируется новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создаются новые.

     Во  второй половине ХХ века научно-технический  и технологический факторы приобрели определяющее значение в экономике многих стран мира, в международных экономических и политических отношениях.

     Новые технологии потребовали внедрения  экономически наиболее эффективных  форм организации инновационного процесса при наивысшей степени интеграции науки, производства и сбыта. Тесная интеграция способствует ускорению цикла разработки нового изделия, его происхождения от  момента возникновения технической идеи до появления продукта на рынке. Еще К.Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. Поэтому для стимулирования инновационного процесса во всех развитых странах существуют программы правительственной поддержки продвижений технологий на мировой рынок

     В новых для Росси рыночных условиях ситуация складывается таким образом, что в настоящее время разрывается  естественная цепь: фундаментальная наука – прикладные исследования – промышленность. Государство должно, как катализатор, заниматься образованием и фундаментальными исследованиями. Государство должно структурно обеспечивать изменения, которые позволяют рынку нормально функционировать. В первую очередь, это инфраструктура: финансовая, инновационная, кадровая, технологическая, правовая.

 

    1. Виды инноваций
 

     В зарубежной и отечественной науке  по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. В связи с  этим существует необходимость их классификации. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие.

     Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.

     По  степени новизны следует различать  радикальные и имитирующие инновации. Эти понятия связаны с теорией  циклического развития, и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения, или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий.

     Как следует из теории циклического развития, радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всего мирового сообщества на новый технологический уровень. При этом новшество, полученное в результате, не копируется одно к одному, а постоянно совершенствуется с целью улучшения технических и эстетических параметров, потребительской полезности. Именно поэтому помимо радикальных инноваций следует выделять еще и имитирующие инновации, которые, в свою очередь, можно подразделить на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) обычно реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие.

     По  масштабности распространения  нововведения можно подразделить на глобальные и  локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизнь общества в целом и оказывают несомненное влияние на все моровое сообщество, то локальные нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельные рынки сбыта.

     Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация  прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.

     Импульсом возникновения и развертывания инноваций выступают как известные законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение , острота конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительность степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной экономики.

     В условиях существования товарно-денежных отношений для получения прибыли  необходимо придать новшеству товарный вид, пропустить его через сферу обращения и там обменять на деньги. Тут, однако, есть существенное ограничение: владелец денег должен признать полезность предлагаемой ему вещи или услуги и актом купли товара подтвердить, что товар достаточно адекватен предъявляемым к нему требованиям. К. Маркс писал: «Товар приобретает всеобщую, общественно признанную эквивалентную форму только в качестве денег, а деньги находятся в чужом кармане. Чтобы извлечь их оттуда, товар должен быть, прежде всего, потребительной стоимостью для владельца денег…» Обострение проблемы сбыта объективно заставляет каждого производителя приспосабливаться к спросу, выявлять и даже самому формировать новые потребительские предпочтения. Подобный эффект в западной экономической литературе получил название «подтягивание спросом», а суть его была сформулирована почти столетие назад Ф. Энгельсом: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».

     Во  многих случаях появление новой технологии (техники) или научной продукции не влечет за собой появление спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этой новинки. Так, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов на основе современных научных изысканий служат примером того, что научно-технические достижения первоначально остаются невостребованными рынком. В подобных случаях первые появления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок (общество) становится более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который, в свою очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной продукции.

     Во  многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, вызванных новыми потребностями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1. Потенциальные потребители новой научной продукции – люди, и когда речь идет о «тотальных потребительских свойствах» продукции, подразумевается высшее возможное ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства вещей.

     Вместе  с тем очевиден тот факт, что  наука и технология способны оказывать  глубокое воздействие на условия  жизни общества (наличие чистой воды, медицинских средств, телекоммуникаций и т. п.) и на его экономическое  развитие.

     Заключительным  признаком в данной классификации рассматривается  конечная ориентация производимых изменений. В тех случаях, когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товар, удовлетворяющий потребности человека, следует отнести к потребительским5.

 

     2. Терминологический  аппарат инновационной  теории 

     2.1 Инновационный процесс  и его этапы 

     Высказывая  различные точки зрения по поводу термина "инновация", ученые и  экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматриваемого как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека. На наш взгляд, инновационный процесс можно трактовать двояко. С позиций закономерности цикличности общественного развития инновационный процесс представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

     Применительно к жизненному циклу конкретного  новшества инновационный процесс  можно трактовать как цепь событий  по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение6.

     Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования

     Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

     Он  делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются  новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго  – новые принципы создания изделий  и технологий.

  1. Прикладные исследования

     Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов предыдущего  этапа и их уточнение. Они могут  быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

  1. Опытно- конструкторские разработки

     Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших  испытание и пригодных для  производственного и коммерческого  использования. Их стадиями являются:

     разработка  заказчиком технического задания, определяющего  основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

     формулировка  предложений, содержащих техническое  и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

Информация о работе Инновации как объект управления