Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности индивидуально- дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
Объект исследования: процесс обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью.
В практической части определены типы темперамента, проведены контрольные замеры мотивации школьников (8 класс), разработана методика и приводятся конспекты уроков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников
1.1 Понятие индивидуализации обучения
1.2 Сущность дифференциации обучения
1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Глава 2. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.1 Особенности познавательной деятельности старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.2 Особенности построения процесса обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список
Результаты исследования уровня самооценки учащихся 8 класса (ЭГ)
По результатам таблицы 5 видно, что у одного учащегося экспериментальной группы низкая самооценка, у 5 учащихся высокая самооценка, у 2 учащихся завышенная самооценка, у одного учащегося заниженная самооценка, у 1 учащегося самооценка близка к адекватной и у 1 учащегося адекватная самооценка.
Данные исследования
Состав учащихся |
Самооценка учащихся |
Александр Б. |
Близка к адекватной |
Регина Г. |
Адекватная |
Владислав Г. |
Низкая |
Сергей З. |
Высокая |
Светлана К. |
Адекватная |
Архан К. |
Завышенная |
Михаил М. |
Заниженная |
Виктор Н. |
Низкая |
Станислав Ш. |
Высокая |
Павел П. |
Высокая |
Екатерина П. |
Близка к адекватной |
Результаты исследования уровня самооценки учащихся 8 класса (КГ)
По результатам таблицы 6 видно, что у 2 учащихся контрольной группы низкая самооценка, у 3 учащихся высокая самооценка, у 1 учащегося завышенная самооценка, у одного учащегося заниженная самооценка, у 2 учащихся самооценка близка к адекватной и у 2 учащегося адекватная самооценка.
Средняя отметка учащихся высчитывалась путем сложения отметок по 9 предметам (математика, русский язык, чтение, СБО, труд, история, география, биология, черчение). Затем полученная сумма делилась на 9 и получался средний балл успеваемости ученика.
В итоге мы получили
Состав учащихся |
Средняя отметка |
Александр А. |
3,2 |
Анастасия Б. |
3,3 |
Намиг Г. |
4,6 |
Татьяна К. |
4,5 |
Евгений Л. |
3,0 |
Светлана М. |
3,1 |
Данил М. |
4,7 |
Евгений М. |
4,2 |
Юлия П. |
3,6 |
Андрей П. |
3,7 |
Артур Ш. |
3,2 |
Средняя отметка учащихся 8 класса (ЭГ)
У большинства учащихся
Средний
балл успеваемости учащихся
Состав учащихся |
Средняя отметка |
Александр Б. |
3,6 |
Регина Г. |
4,8 |
Владислав Г. |
4,2 |
Сергей З. |
4,0 |
Светлана К. |
4,7 |
Архан К. |
3,1 |
Михаил М. |
3,3 |
Виктор Н. |
4,3 |
Станислав Ш. |
3,5 |
Павел П. |
3,9 |
Екатерина П. |
4,6 |
Средняя отметка учащихся 8 класса (КГ)
В контрольной группе средняя
отметка у пяти учащихся ниже
4 баллов, у 6 учащихся средняя
отметка выше 4 баллов. Если сложить
полученные отметки всего
Обобщенные данные
результатов психолого-
N |
Список класса |
Тип темперамента |
Учебная мотивация |
Самооценка |
Средняя отметка |
1 |
Александр А. |
Меланхолический |
Низкая |
Низкая |
3,2 |
2 |
Анастасия Б. |
Холерический |
Низкая |
Высокая |
3,3 |
3 |
Намиг Г. |
Флегматический |
Высокая |
Завышенная |
4,6 |
4 |
Татьяна К. |
Сангвинический |
Средняя |
Высокая |
4,5 |
5 |
Евгений Л. |
Холерический |
Низкая |
Высокая |
3,0 |
6 |
Светлана М. |
Меланхолический |
Низкая |
Высокая |
3,1 |
7 |
Данил М. |
Флегматический |
Высокая |
Адекватная |
4,7 |
8 |
Евгений М. |
Сангвинический |
Средняя |
Высокая |
4,2 |
9 |
Юлия П. |
Холерический |
Низкая |
Завышенная |
3,6 |
10 |
Андрей П. |
Меланхолический |
Средняя |
Близка к адекватной |
3,7 |
11 |
Артур Ш. |
Меланхолический |
Низкая |
Высокая |
3,2 |
Обобщенные
данные результатов психолого-
Обобщенные данные результатов
психолого-педагогического
N |
Список класса |
Тип темперамента |
Учебная мотивация |
Самооценка |
Средняя отметка |
1 |
Александр Б. |
Сангвинический |
Средняя |
Близка к адекватной |
3,6 |
2 |
Регина Г. |
Меланхолический |
Высокая |
Адекватная |
4,8 |
3 |
Владислав Г. |
Меланхолический |
Низкая |
Низкая |
4,2 |
4 |
Сергей З. |
Флегматический |
Низкая |
Высокая |
4,0 |
5 |
Светлана К. |
Флегматический |
Высокая |
Адекватная |
4,7 |
6 |
Архан К. |
Холерический |
Низкая |
Завышенная |
3,1 |
7 |
Михаил М. |
Сангвинический |
Средняя |
Заниженная |
3,3 |
8 |
Виктор Н. |
Сангвинический |
Низкая |
Низкая |
4,3 |
9 |
Станислав Ш. |
Холерический |
Средняя |
Высокая |
3,5 |
10 |
Павел П. |
Флегматический |
Средняя |
Высокая |
3,9 |
11 |
Екатерина П. |
Холерический |
Высокая |
Близка к адекватной |
4,6 |
Обобщенные
данные результатов психолого-
Наблюдение на уроках выявило
различия в поведении детей,
которые объясняются
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | |||
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик | ||
Организационный момент |
Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность к уроку |
Очень живой, подвижный, непоседливый, ни минуты не сидит спокойно, постоянно вскакивает |
Постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учащимися, непоседлив. Движения порывистые |
Сидит спокойно, за партой не вертится, движения замедленные, инертные. Мимика маловыразительная |
Спокоен, тихо сидит на своем месте, не кричит, постоянно что-нибудь вертит в руках |
Проверка знаний |
Проводит фронтальный опрос в достаточно быстром темпе |
Тянет руку для ответа, выкрикивает с места. Говорит эмоционально. Перебивает своих товарищей |
Выкрикивает с места, ответы непродуманны, отвечает невпопад. Говорит громко и быстро |
Не может быстро и полно ответить на внезапно поставленные вопросы. Говорит неторопливо |
Движения заторможенные, волнуется. Речь замедленная, неуверенная и тихая |
Объяснение нового материала |
Сообщает тему урока «Осевая симметрия». Рассказывает о различиях между осевой и центральной симметрией. |
Сидя за партой, постоянно вертится, пытается занять себя посторонними делами, перебивает учителя, отвлекает других детей |
Внимание рассеянное, постоянно отвлекается. На замечания учителя грубит, очень импульсивен. Наблюдается цикличность в работе |
В работу включается постепенно, при
этом долго сохраняет |
Внимание неустойчивое, быстро устает. Начинает отвлекаться. При этом сидит спокойно, мимика маловыразительная |
Закрепление изученного материала |
Задает вопросы по данной теме |
С легкостью отвечает на поставленные вопросы, при этом успевает разговаривать с соседом по парте |
Несдержан, отвечает не подумав. Речь сопровождается жестикуляцией. На замечания учителя раздражается |
Внезапные вопросы ставят в тупик, не может сформулировать свой ответ, теряется, входит в ступор |
При ответе теряется, отвечает тихо и неуверенно. Ответ немногословный, несвязный |
Практическая работа |
Предлагает одинаковое по содержанию и форме предъявления задание для всех учащихся |
Быстро включается в работу, однако через некоторое время начинает вертеться, отвлекает других детей. Старается побыстрее выполнить задание |
Не дослушав до конца объяснения учителя, приступает к выполнению задания. Задание выполняет быстро, и, как следствие, допускает ошибки |
Включается в работу медленно, но при этом сохраняет длительное сосредоточение на задании. Не отвлекается, не вертится |
Не сразу включается в работу, много времени уходит на подготовку. С заданием справляется гораздо позже своих одноклассников |
Домашнее задание |
Сообщает задание на дом |
Домашнее задание одинаковое для всех учащихся. |
Характер проявлений типов темперамента на различных этапах урока
Констатирующий эксперимент показал следующее:
– на успеваемость школьников влияет ряд факторов, среди которых, по мнению учителей, существенными являются индивидуальные особенности школьников. Эти особенности являются характерными чертами того или иного типа темперамента;
– в школьной практике преподавания отсутствует учет типов темперамента школьников;
– отсутствует дифференциация методов, форм, средств обучения по типу темперамента в подготовке школьников;
– в настоящее время не существует методической системы обучения, учитывающей особенности типов темперамента учащихся.
Отмеченные выше проблемы указывают на необходимость ее экспериментальной апробации.
Урок 1.
Конспект урока по русскому языку.
«Существительное с шипящей на конце».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
Орг. момент |
Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность к уроку |
||||
Введение в тему |
Активизирует знания по фильму |
Опрос идет в устной форме и в достаточно быстром темпе |
Самостоятельно в письменной форме |
По заданному алгоритму | |
Словарная работа |
Слова: эскалатор, экскаватор, элеватор |
Работает у доски |
Проверяет правильность выполнения и если требуется, выходит к доске и корректирует ответы других учащихся |
Работает самостоятельно. При затруднениях смотрит правильность выполнения на доске |
Самостоятельно проводит анализ словарных слов |
Изучение новой темы |
Активизация знаний о работе «ь». Различение слов женского и мужского рода с шипящей на конце |
Отвечает с места, либо работает у доски |
Работает у доски, отвечает с места, раздает карточки с заданиями |
Отвечает с места, выполняет работу в тетради |
Работает в тетради по плану |
Закрепление |
Закрепление изученного материала |
Делает записи на доске |
Работает у доски |
Выполняет упражнение из учебника |
Работает в тетради |
Итог |
Подведение итогов урока |
Устно отвечает |
Отвечает устно в быстром темпе |
Отвечает письменно в |
Отвечает устно по заранее известному плану |
Домашнее задание |
Придумать по 5 слов с шипящей на конце женского и мужского рода |
Придумать по 3 слова с шипящей на конце женского и мужского рода и подготовиться к устному ответу |
Выполнить упражнение из учебника |
Подготовиться к ответу по плану |
Информация о работе Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта