Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности индивидуально- дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
Объект исследования: процесс обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью.
В практической части определены типы темперамента, проведены контрольные замеры мотивации школьников (8 класс), разработана методика и приводятся конспекты уроков.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников
1.1 Понятие индивидуализации обучения
1.2 Сущность дифференциации обучения
1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Глава 2. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.1 Особенности познавательной деятельности старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.2 Особенности построения процесса обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

 

Результаты исследования уровня самооценки учащихся 8 класса (ЭГ)

 

     По результатам таблицы 5 видно, что у одного учащегося экспериментальной группы низкая самооценка, у 5 учащихся высокая самооценка, у 2 учащихся завышенная самооценка, у одного учащегося заниженная самооценка, у 1 учащегося самооценка близка к адекватной и у 1 учащегося адекватная самооценка.

     Данные исследования самооценки  учащихся контрольной группы  были занесены в таблицу 6.

 

                                                                                                                  Таблица 6.

Состав учащихся

Самооценка учащихся

Александр Б.

Близка к адекватной

Регина Г.

Адекватная

Владислав Г.

Низкая

Сергей З.

Высокая

Светлана К.

Адекватная

Архан К.

Завышенная

Михаил М.

Заниженная

Виктор Н.

Низкая

Станислав Ш.

Высокая

Павел П.

Высокая

Екатерина П.

Близка к адекватной


 

Результаты исследования уровня самооценки учащихся 8 класса (КГ)

 

          По результатам таблицы 6 видно, что у 2 учащихся контрольной группы низкая самооценка, у 3 учащихся высокая самооценка, у 1 учащегося завышенная самооценка, у одного учащегося заниженная самооценка, у 2 учащихся самооценка близка к адекватной и у 2 учащегося адекватная самооценка.

          Средняя отметка учащихся высчитывалась путем сложения отметок по 9 предметам (математика, русский язык, чтение, СБО, труд, история, география, биология, черчение). Затем полученная сумма делилась на 9 и получался средний балл успеваемости ученика.

         В итоге мы получили результаты  в экспериментальной группе, которые  были занесены в таблицу 7.

 

                                                                                                                  Таблица 7.

Состав учащихся

Средняя отметка

Александр А.

3,2

Анастасия Б.

3,3

Намиг Г.

4,6

Татьяна К.

4,5

Евгений Л.

3,0

Светлана М.

3,1

Данил М.

4,7

Евгений М.

4,2

Юлия П.

3,6

Андрей П.

3,7

Артур Ш.

3,2


 

Средняя отметка учащихся 8 класса (ЭГ)

      

          У большинства учащихся экспериментальной  группы средняя отметка не  превышает 4 баллов. Если сложить  полученные отметки всего класса  и разделить на 11 (количество учащихся  экспериментальной группы), то получится  усредненная успеваемость класса, примерно равная 3,7 баллов.  

          Средний  балл успеваемости учащихся контрольной  группы был занесен в таблицу  8.

                                                                                                                  Таблица 8.

Состав учащихся

Средняя отметка

Александр Б.

3,6

Регина Г.

4,8

Владислав Г.

4,2

Сергей З.

4,0

Светлана К.

4,7

Архан К.

3,1

Михаил М.

3,3

Виктор Н.

4,3

Станислав Ш.

3,5

Павел П.

3,9

Екатерина П.

4,6


 

Средняя отметка учащихся 8 класса (КГ)

 

          В контрольной группе средняя  отметка у пяти учащихся ниже 4 баллов, у 6 учащихся средняя  отметка выше 4 баллов. Если сложить  полученные отметки всего класса  и разделить на 11 (количество учащихся  контрольной группы), то получится  усредненная успеваемость класса, примерно равная 4,0 баллов.  

       Обобщенные данные  результатов психолого-педагогического  изучения 8 класса (ЭГ) были занесены  в таблицу 9.

                                                                                                                  Таблица 9.

N

Список класса

Тип темперамента

Учебная мотивация

Самооценка

Средняя отметка

1

Александр А.

Меланхолический

Низкая

Низкая

3,2

2

Анастасия Б.

Холерический

Низкая

Высокая

3,3

3

Намиг Г.

Флегматический

Высокая

Завышенная

4,6

4

Татьяна К.

Сангвинический

Средняя

Высокая

4,5

5

Евгений Л.

Холерический

Низкая

Высокая

3,0

6

Светлана М.

Меланхолический

Низкая

Высокая

3,1

7

Данил М.

Флегматический

Высокая

Адекватная

4,7

8

Евгений М.

Сангвинический

Средняя

Высокая

4,2

9

Юлия П.

Холерический

Низкая

Завышенная

3,6

10

Андрей П.

Меланхолический

Средняя

Близка к адекватной

3,7

11

Артур Ш.

Меланхолический

Низкая

Высокая

3,2


 

Обобщенные  данные результатов психолого-педагогического  изучения 8 класса (ЭГ).

 

Обобщенные данные результатов  психолого-педагогического изучения 8 класса (КГ) были занесены в таблицу 10.

 

                                                                                                                Таблица 10.

N

Список класса

Тип темперамента

Учебная мотивация

Самооценка

Средняя отметка

1

Александр Б.

Сангвинический

Средняя

Близка к адекватной

3,6

2

Регина Г.

Меланхолический

Высокая

Адекватная

4,8

3

Владислав Г.

Меланхолический

Низкая

Низкая

4,2

4

Сергей З.

Флегматический

Низкая

Высокая

4,0

5

Светлана К.

Флегматический

Высокая

Адекватная

4,7

6

Архан К.

Холерический

Низкая

Завышенная

3,1

7

Михаил М.

Сангвинический

Средняя

Заниженная

3,3

8

Виктор Н.

Сангвинический

Низкая

Низкая

4,3

9

Станислав Ш.

Холерический

Средняя

Высокая

3,5

10

Павел П.

Флегматический

Средняя

Высокая

3,9

11

Екатерина П.

Холерический

Высокая

Близка к адекватной

4,6


 

Обобщенные  данные результатов психолого-педагогического изучения 8 класса (КГ)

 

            Наблюдение на уроках выявило  различия в поведении детей,  которые объясняются преобладанием  у них разных типов темперамента (Таблица 11).

 

                                                                                                     Таблица 11.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Организационный момент

Приветствует учеников, отмечает в  журнале отсутствующих, проверяет  готовность к уроку

Очень живой, подвижный, непоседливый, ни минуты не сидит спокойно, постоянно  вскакивает

Постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает  с другими учащимися, непоседлив. Движения порывистые

Сидит спокойно, за партой не вертится, движения замедленные, инертные. Мимика маловыразительная

Спокоен, тихо сидит на своем месте, не кричит, постоянно что-нибудь вертит в руках 

Проверка знаний

Проводит фронтальный опрос в  достаточно быстром темпе

Тянет руку для ответа, выкрикивает  с места. Говорит эмоционально. Перебивает своих товарищей

Выкрикивает с места, ответы непродуманны, отвечает невпопад. Говорит громко и быстро

Не может быстро и полно ответить на внезапно поставленные вопросы. Говорит  неторопливо

Движения заторможенные, волнуется. Речь замедленная, неуверенная и  тихая

Объяснение нового материала

Сообщает тему урока «Осевая симметрия». Рассказывает о различиях между осевой и центральной симметрией.

Сидя за партой, постоянно вертится, пытается занять себя посторонними делами, перебивает учителя, отвлекает  других детей

Внимание рассеянное, постоянно отвлекается. На замечания учителя грубит, очень  импульсивен. Наблюдается цикличность  в работе

В работу включается постепенно, при  этом долго сохраняет работоспособность. Не отвлекается на посторонние дела

Внимание неустойчивое, быстро устает. Начинает отвлекаться. При этом сидит  спокойно, мимика маловыразительная

Закрепление изученного материала

Задает вопросы по данной теме

С легкостью отвечает на поставленные вопросы, при этом успевает разговаривать  с соседом по парте

Несдержан, отвечает не подумав.  Речь сопровождается жестикуляцией. На замечания  учителя раздражается

Внезапные вопросы ставят в тупик, не может сформулировать свой ответ, теряется, входит в ступор 

При ответе теряется, отвечает тихо и  неуверенно. Ответ немногословный, несвязный 

Практическая работа

Предлагает одинаковое по содержанию и форме предъявления задание  для всех учащихся

Быстро включается в работу, однако через некоторое время начинает вертеться, отвлекает других детей. Старается побыстрее выполнить  задание

Не дослушав до конца объяснения учителя, приступает к выполнению задания. Задание  выполняет быстро, и, как следствие, допускает  ошибки

Включается в работу медленно, но при этом сохраняет длительное сосредоточение на задании. Не отвлекается, не вертится

Не сразу включается в работу, много  времени уходит на подготовку. С  заданием справляется гораздо позже  своих одноклассников

 

Домашнее задание

Сообщает задание на дом

Домашнее задание одинаковое для  всех учащихся.


 

 

Характер проявлений типов темперамента на различных этапах урока

 

Констатирующий  эксперимент показал следующее:

– на успеваемость школьников влияет ряд факторов, среди  которых, по мнению учителей, существенными  являются индивидуальные особенности  школьников. Эти особенности являются характерными чертами того или иного  типа темперамента;

– в школьной практике преподавания отсутствует  учет типов темперамента школьников;

– отсутствует  дифференциация методов, форм, средств  обучения по типу темперамента в подготовке школьников;

– в настоящее  время не существует методической системы  обучения, учитывающей особенности  типов темперамента учащихся.

Отмеченные  выше проблемы указывают на необходимость  ее экспериментальной апробации.

 

 

 

 

 

 

 

         

Урок 1.

Конспект  урока по русскому языку.

«Существительное с шипящей  на конце».

 

Этап урока

Деятельность учителя

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Орг. момент

Приветствует учеников, отмечает в  журнале отсутствующих, проверяет  готовность к уроку

       

Введение в тему

Активизирует знания по фильму

Опрос идет в устной форме и в  достаточно быстром темпе

Самостоятельно в письменной форме

По заданному алгоритму

Словарная работа

Слова: эскалатор, экскаватор, элеватор

Работает у доски

Проверяет правильность выполнения и  если требуется, выходит к доске  и корректирует ответы других учащихся

Работает самостоятельно. При затруднениях смотрит правильность выполнения на доске

Самостоятельно проводит анализ словарных  слов

Изучение новой темы

Активизация знаний о работе «ь». Различение слов женского и мужского рода с  шипящей на конце

Отвечает с места, либо работает у  доски

Работает у доски, отвечает с места, раздает карточки с заданиями

Отвечает с места, выполняет работу в тетради

Работает в тетради по плану

Закрепление

Закрепление изученного материала

Делает записи на доске

Работает у доски

Выполняет упражнение из учебника

Работает в тетради

Итог

Подведение итогов урока

Устно отвечает

Отвечает устно в быстром темпе

Отвечает письменно в свободной  форме

Отвечает устно по заранее известному плану

Домашнее задание

 

Придумать по 5 слов с шипящей на конце  женского и мужского рода

Придумать по 3 слова с шипящей  на конце женского и мужского рода и подготовиться к устному  ответу

Выполнить упражнение из учебника

Подготовиться к ответу по плану

Информация о работе Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта