Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности индивидуально- дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
Объект исследования: процесс обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью.
В практической части определены типы темперамента, проведены контрольные замеры мотивации школьников (8 класс), разработана методика и приводятся конспекты уроков.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников
1.1 Понятие индивидуализации обучения
1.2 Сущность дифференциации обучения
1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Глава 2. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.1 Особенности познавательной деятельности старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.2 Особенности построения процесса обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности  и объёма, разработку системы мероприятий  по организации процесса обучения в  конкретных учебных группах, учитывающей  индивидуальные особенности каждого  учащегося, а, следовательно, понятия  “внутренней дифференциации” и  “индивидуализации” по существу тождественны. 
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретное задачей обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся, учится видеть в “бесспорных достижениях” и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.

 

Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей старшеклассников с легкой умственной отсталостью

 

2.1 Организация и методика исследования  

          Мы экспериментально проверим  модель методической системы  обучения, в основу которой положен  учет особенностей типов темперамента  школьников; опишем организацию  и проведение опытно-экспериментальной  работы по апробации методической  системы, а также проанализируем  полученные результаты.

          Данные положения определили цель констатирующего этапа эксперимента – выявить те особенности детей, на которые можно опереться при составлении плана коррекционной работы.

          Основными задачами констатирующего эксперимента являлись:

– выявление  причин неуспеваемости школьников на уроках;

– диагностика  школьников по типу темперамента;

– подтверждение  необходимости разработки методической системы обучения школьников, учитывающей  особенности типов темперамента.

 

          Нами был выбран 8 «В» класс в качестве экспериментальной группы.

          Суть формирующего эксперимента состоит в проведении уроков с учетом выявленных у учащихся типов темперамента. Всего было проведено 10 уроков по разным предметам.

          На данном этапе эксперимента  мы экспериментально проверим  модель методической системы  обучения, в основу которой положен  учет особенностей типов темперамента  школьников в процессе обучения, а также проанализируем полученные  результаты.

          Данные положения определили цель формирующего этапа эксперимента – опереться на те особенности детей,  которые были выявлены на этапе констатирующего эксперимента.

          Основными задачами формирующего эксперимента являлись:

– разработка конспектов урока с учетом типов  темперамента школьников;

– подтверждение  необходимости использования данной методической системы обучения школьников, учитывающей особенности типов  темперамента на всех уроках.

 

    После проведения формирующего  эксперимента нужно проверить,  есть ли у детей положительные  изменения. И если есть, то какой  силы эти изменения.

      Данные положения определили цель контрольного этапа эксперимента – оценить изменения, произошедшие после формирующего этапа эксперимента.

          Основными задачами контрольного эксперимента являлись:

–оценка выбранных  критериев, после завершения формирующего этапа эксперимента;

–сравнение  данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента с данными, полученными  на контрольном этапе эксперимента.

          Исследование проводилось на  базе государственного специального (коррекционного) образовательного  учреждения для обучающихся воспитанников  с отклонениями в развитии  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 111» с сентября  по ноябрь 2010 учебного года.

 В  эксперименте принимали участие  обучающиеся воспитанники 8-х классов  с легкой умственной отсталостью  в количестве 22 человек.

Обследование  детей проводилось в урочное  и свободное внеурочное время  в индивидуальной и подгрупповой форме при участии специалистов школы –классных руководителей 8 классов. Все обследованные дети были разделены на 2 группы по классам. Одна группа (11 человек) стала экспериментальной  группой, вторая группа (11 человек) стала  контрольной.

Состав  экспериментальной группы: Александр  А., Анастасия Б., Намиг Г., Татьяна  К., Евгений Л., Светлана М., Данил  М., Евгений М., Юлия П., Андрей П., Артур  Ш.

        Состав контрольной группы: Александр  Б., Регина Г., Владислав Г., Сергей  З., Светлана К., Архан К., Михаил  М., Виктор Н., Станислав Ш., Павел  П., Екатерина П.

           Для того, чтобы индивидуальный подход в обучении был более эффективным, важное значение имеет учет не одного какого-либо критерия, а комплексное изучение ребенка.

          Мы выбрали в качестве критериев:  тип темперамента, учебную мотивацию,  самооценку и среднюю отметку.

           Сначала данные критерии будут  диагностированы отдельно, потом  объединены в таблицу «Обобщенные  данные результатов психолого-педагогического  изучения 8 класса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Проведение  констатирующего эксперимента

           Тип темперамента диагностировался  с помощью опросника Г. Айзенка. (Приложение 1).

              Полученные данные экспериментальной   группы были занесены в таблицу  1.

 

                                                                                                            Таблица 1.

Список учащихся

Тип темперамента

Александр А.

Меланхолический

Анастасия Б.

Холерический

Намиг Г.

Флегматический

Татьяна К.

Сангвинический

Евгений Л.

Холерический

Светлана М.

Меланхолический

Данил М.

Флегматический

Евгений М.

Сангвинический

Юлия П.

Холерический

Андрей П.

Меланхолический

Артур Ш.

Меланхолический


 

Результаты  исследования темпераментальных свойств  учащихся 8 класса (ЭГ)

     

        По данным таблицы 1 в экспериментальной  группе преобладают школьники  с меланхолическим типом темперамента (4 человека) и холерическим типом  темперамента (3 человека). И равное  количество школьников с флегматическим  и сангвиническим типом темперамента (по 2 человека).

         Полученные данные контрольной  группы были занесены в таблицу  2.

 

                                                                                                                 Таблица 2.

Состав учащихся

Тип темперамента

Александр Б.

Сангвинический

Регина Г.

Меланхолический

Владислав Г.

Меланхолический

Сергей З.

Флегматический

Светлана К.

Флегматический

Архан К.

Холерический

Михаил М.

Сангвинический

Виктор Н.

Сангвинический

Станислав Ш.

Холерический

Павел П.

Флегматический

Екатерина П.

Холерический


 

Результаты  исследования темпераментальных свойств  учащихся 8 класса (КГ)

 

     По данным таблицы 2 в контрольной  группе типы темпераментов школьников  разделились почти поровну. В  классе учатся: 3 флегматика, 3 холерика, 3 сангвиника и 2 меланхолика.

     Уровень учебной мотивации проводился  по «Методике диагностики структуры  учебной мотивации» (Приложение 2).

      Данные  уровня учебной мотивации  экспериментальной группы были  занесены в таблицу 3.

 

                                                                                                                  Таблица 3.

Состав учащихся

Учебная мотивация

Александр А.

Низкая

Анастасия Б.

Низкая

Намиг Г.

Высокая

Татьяна К.

Средняя

Евгений Л.

Низкая

Светлана М.

Низкая

Данил М.

Высокая

Евгений М.

Средняя

Юлия П.

Низкая

Андрей П.

Средняя

Артур Ш.

Низкая


 

Результаты  исследования уровня учебной мотивации учащихся 8 класса (ЭГ)

 

     В экспериментальной группе 6 учеников с низкой учебной мотивацией, 3 ученика со средней учебной мотивацией и лишь 2 ученика с высокой учебной мотивацией.

    Данные  уровня учебной мотивации контрольной  группы были занесены в таблицу  4.

 

                                                                                                                  Таблица 4.

Состав учащихся

Учебная мотивация

Александр Б.

Средняя

Регина Г.

Высокая

Владислав Г.

Низкая

Сергей З.

Низкая

Светлана К.

Высокая

Архан К.

Низкая

Михаил М.

Средняя

Виктор Н.

Низкая

Станислав Ш.

Средняя

Павел П.

Средняя

Екатерина П.

Высокая


 

Результаты  исследования уровня учебной мотивации учащихся 8 класса (КГ)

 

      В контрольной группе 4 ученика  с низкой учебной мотивацией, 4 ученика со средней учебной  мотивацией и 3 ученика с высокой  учебной мотивацией. 

     Самооценка учащихся изучалась  с помощью методики «Психологический  тест на определение уровня  самооценки.

     Данные исследования самооценки  учащихся экспериментальной группы  были занесены в таблицу 5.

 

                                                                                                                  Таблица 5.

Состав учащихся

Самооценка учащихся

Александр А.

Низкая

Анастасия Б.

Высокая

Намиг Г.

Завышенная

Татьяна К.

Высокая

Евгений Л.

Заниженная

Светлана М.

Высокая

Данил М.

Адекватная

Евгений М.

Высокая

Юлия П.

Завышенная

Андрей П.

Близка к адекватной

Артур Ш.

Высокая

Информация о работе Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта