Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности индивидуально- дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
Объект исследования: процесс обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью.
В практической части определены типы темперамента, проведены контрольные замеры мотивации школьников (8 класс), разработана методика и приводятся конспекты уроков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников
1.1 Понятие индивидуализации обучения
1.2 Сущность дифференциации обучения
1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Глава 2. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.1 Особенности познавательной деятельности старших школьников с легкой умственной отсталостью
2.2 Особенности построения процесса обучения старших школьников с легкой умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список
Таким образом, проанализировав выше
сказанное, можно сказать, что индивидуализация
обучения предполагает дифференциацию
учебного материала, разработку систем
заданий различного уровня трудности
и объёма, разработку системы мероприятий
по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах, учитывающей
индивидуальные особенности каждого
учащегося, а, следовательно, понятия
“внутренней дифференциации” и
“индивидуализации” по существу тождественны.
Новое понимание идей дифференциации
и индивидуализации открывает широкое
поле деятельности как для учителя, так
и для учащихся: создаются возможности
для развития творческой, целенаправленной
личности, осознающей конечную цель и
конкретное задачей обучения; повышается
мотивация учения, формируется новое прогрессивное
педагогическое мышление, учитель освобождается
от шаблона в оценках и мнениях относительно
способностей учащихся, учится видеть
в “бесспорных достижениях” и теневые
стороны, мешающие максимальному развитию
успеха, а также в явных недостатках замечать
то положительное, что может (особенно
при активной помощи учителя) привести
к оптимальному раскрытию потенциальных
возможностей школьника.
Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей старшеклассников с легкой умственной отсталостью
2.1 Организация и методика исследования
Мы экспериментально проверим
модель методической системы
обучения, в основу которой положен
учет особенностей типов
Данные положения определили це
Основными задачами констатирующего эксперимента являлись:
– выявление причин неуспеваемости школьников на уроках;
– диагностика школьников по типу темперамента;
– подтверждение
необходимости разработки методической
системы обучения школьников, учитывающей
особенности типов
Нами был выбран 8 «В» класс в качестве экспериментальной группы.
Суть формирующего эксперимента состоит в проведении уроков с учетом выявленных у учащихся типов темперамента. Всего было проведено 10 уроков по разным предметам.
На данном этапе эксперимента
мы экспериментально проверим
модель методической системы
обучения, в основу которой положен
учет особенностей типов
Данные положения определили це
Основными задачами формирующего эксперимента являлись:
– разработка конспектов урока с учетом типов темперамента школьников;
– подтверждение
необходимости использования
После проведения формирующего эксперимента нужно проверить, есть ли у детей положительные изменения. И если есть, то какой силы эти изменения.
Данные положения определили це
Основными задачами контрольного эксперимента являлись:
–оценка выбранных критериев, после завершения формирующего этапа эксперимента;
–сравнение
данных, полученных на констатирующем
этапе эксперимента с данными, полученными
на контрольном этапе
Исследование проводилось на
базе государственного
В
эксперименте принимали
Обследование детей проводилось в урочное и свободное внеурочное время в индивидуальной и подгрупповой форме при участии специалистов школы –классных руководителей 8 классов. Все обследованные дети были разделены на 2 группы по классам. Одна группа (11 человек) стала экспериментальной группой, вторая группа (11 человек) стала контрольной.
Состав экспериментальной группы: Александр А., Анастасия Б., Намиг Г., Татьяна К., Евгений Л., Светлана М., Данил М., Евгений М., Юлия П., Андрей П., Артур Ш.
Состав контрольной группы: Александр Б., Регина Г., Владислав Г., Сергей З., Светлана К., Архан К., Михаил М., Виктор Н., Станислав Ш., Павел П., Екатерина П.
Для того, чтобы индивидуальный подход в обучении был более эффективным, важное значение имеет учет не одного какого-либо критерия, а комплексное изучение ребенка.
Мы выбрали в качестве
Сначала данные критерии будут
диагностированы отдельно, потом
объединены в таблицу «
2.2.Проведение констатирующего эксперимента
Тип темперамента
Полученные данные
Список учащихся |
Тип темперамента |
Александр А. |
Меланхолический |
Анастасия Б. |
Холерический |
Намиг Г. |
Флегматический |
Татьяна К. |
Сангвинический |
Евгений Л. |
Холерический |
Светлана М. |
Меланхолический |
Данил М. |
Флегматический |
Евгений М. |
Сангвинический |
Юлия П. |
Холерический |
Андрей П. |
Меланхолический |
Артур Ш. |
Меланхолический |
Результаты исследования темпераментальных свойств учащихся 8 класса (ЭГ)
По данным таблицы 1 в экспериментальной
группе преобладают школьники
с меланхолическим типом
Полученные данные контрольной
группы были занесены в
Состав учащихся |
Тип темперамента |
Александр Б. |
Сангвинический |
Регина Г. |
Меланхолический |
Владислав Г. |
Меланхолический |
Сергей З. |
Флегматический |
Светлана К. |
Флегматический |
Архан К. |
Холерический |
Михаил М. |
Сангвинический |
Виктор Н. |
Сангвинический |
Станислав Ш. |
Холерический |
Павел П. |
Флегматический |
Екатерина П. |
Холерический |
Результаты исследования темпераментальных свойств учащихся 8 класса (КГ)
По данным таблицы 2 в контрольной
группе типы темпераментов
Уровень учебной мотивации
Данные уровня учебной мотивации экспериментальной группы были занесены в таблицу 3.
Состав учащихся |
Учебная мотивация |
Александр А. |
Низкая |
Анастасия Б. |
Низкая |
Намиг Г. |
Высокая |
Татьяна К. |
Средняя |
Евгений Л. |
Низкая |
Светлана М. |
Низкая |
Данил М. |
Высокая |
Евгений М. |
Средняя |
Юлия П. |
Низкая |
Андрей П. |
Средняя |
Артур Ш. |
Низкая |
Результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 8 класса (ЭГ)
В экспериментальной группе 6 учеников с низкой учебной мотивацией, 3 ученика со средней учебной мотивацией и лишь 2 ученика с высокой учебной мотивацией.
Данные
уровня учебной мотивации
Состав учащихся |
Учебная мотивация |
Александр Б. |
Средняя |
Регина Г. |
Высокая |
Владислав Г. |
Низкая |
Сергей З. |
Низкая |
Светлана К. |
Высокая |
Архан К. |
Низкая |
Михаил М. |
Средняя |
Виктор Н. |
Низкая |
Станислав Ш. |
Средняя |
Павел П. |
Средняя |
Екатерина П. |
Высокая |
Результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 8 класса (КГ)
В контрольной группе 4 ученика с низкой учебной мотивацией, 4 ученика со средней учебной мотивацией и 3 ученика с высокой учебной мотивацией.
Самооценка учащихся изучалась
с помощью методики «
Данные исследования
Состав учащихся |
Самооценка учащихся |
Александр А. |
Низкая |
Анастасия Б. |
Высокая |
Намиг Г. |
Завышенная |
Татьяна К. |
Высокая |
Евгений Л. |
Заниженная |
Светлана М. |
Высокая |
Данил М. |
Адекватная |
Евгений М. |
Высокая |
Юлия П. |
Завышенная |
Андрей П. |
Близка к адекватной |
Артур Ш. |
Высокая |
Информация о работе Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с нарушением интеллекта