Игры в обучении лексики английского языка детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Данная тема чрезвычайно важна для глубокого изучения и особенно практического применения в детских садах и школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неординарных идей и решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Психологические особенности обучения иностранным языкам детей от 3 до 8 лет………………………………………………………………….4-6
Педагогические основы организации процесса обучения английскому языку в детском саду…………………………………………………...7-10
Использование игрового метода обучения в формировании лексических умений и навыков детей дошкольного возраста……..11-16
Система игровых упражнений для работы с лексическим материалом…………………………………………………………….17-25
Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Игры в обучении лексике.docx

— 55.96 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 

Реферат на тему:

«Игры в обучении лексики английского языка детей дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Солдатенко К. Ю. 
 
 
 
 
 

Орехово-Зуево

2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Психологические особенности обучения иностранным языкам детей от 3 до 8 лет………………………………………………………………….4-6
  2. Педагогические основы организации процесса обучения английскому языку в детском саду…………………………………………………...7-10
  3. Использование игрового метода обучения в формировании лексических умений и навыков детей дошкольного возраста……..11-16
  4. Система игровых упражнений для работы с лексическим материалом…………………………………………………………….17-25

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Введение

     За  последние 5-6 лет число людей, изучающих английский язык, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно,  стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку.

     Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в этом возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения, так как в игре в полной мере проявляются способности ребенка.

     Данная  тема чрезвычайно важна для глубокого изучения и особенно практического применения в детских садах и школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неординарных идей и решений. Именно игра, не стесненная условностями и рамками, обрела важное значение в обучении иностранным языкам.  Она также наиболее приемлема для применения в детском саду и в младших классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся. 
 
 
 
 
 
 

  1. Психологические особенности обучения иностранным языкам детей от 3 до 8 лет.

     В каком возрасте лучше начинать изучение иностранного языка? Многие родители задаются вопросом, не слишком ли рано они  начали обучение своего ребенка иностранному языку, и какой возраст наиболее благоприятен для начала занятий. На этот счет не существует однозначного мнения. Некоторые педагоги-практики уверены, что самое лучшее - разговаривать  с ребенком на иностранных языках со дня его рождения. Это развивает  слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира.

        Как в отечественной (Л. С.  Выготский, С. И. Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот - с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.

          При обучении детей иностранному  языку необходимо помнить, что  психолого-педагогическая концепция,  на которой строилось обучение  иностранным языкам в  разных  странах,  основывалась  на  существовавшей  до недавнего времени теории  усвоения  ребенком  языка.  Согласно  этой  теории ребенок  овладевает  языком   «в   результате   подражания   речи   взрослых  имитативным путем без целенаправленного обучения. Иными словами,  никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики – и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок  к  пяти- шести годам уже настолько овладевает  этой  сложнейшей  грамматикой,  что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи, а к семи-восьми  в речи  ребенка появляются  сложные предложения,  тексты значительной  длины»1.  И вторым  языком  согласно  этой  теории  ребенок овладевает так же как первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной  способности к имитации,  которая утрачивается  с годами. Доказательством этого является развитие ребенка в двуязычном  окружении.  Но  имитация  не является основным  механизмом  овладения языком  в детстве – возможность самостоятельного  построения  высказывания  достигается за  счет   огромной неосознанной аналитической работы ребенка, которая не  столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит  и выводит системы правил,  которые определяют   выражение   индивидуальных   мыслей ребенка. Все дети независимо от  конкретных  особенностей  родного языка проходят этап так называемой  сверх генерализации.  Образования типа «ребенки», «зажгала свет»,  «у  рыбов  нет зубов»  в речи  русских детей, «comed» «goed», «footies» в речи маленьких  носителей  английского  языка  – все это говорит о том, что ребенок открыл правило  («вот  так  надо  делать, когда много») и  желает  действовать  вместе  с  этим  обобщенным  правилом.

     В дошкольный период маленький человек  впитывает знания словно губка. Малыш  запоминает, пусть пассивно, но практически  все. Многие лингвисты считают, что  пик природных языковых способностей человека приходится именно на дошкольный возраст, а потом эти способности  к 12-14 годам неумолимо угасают. Им на смену приходят другие механизмы  овладения языком, иначе бы людей, говорящих на иностранных языках, было катастрофически мало. Раннее начало знакомства с чужим языком стимулирует развитие лингвистических способностей малыша, его «языковое чутье». Это настраивает ребенка на восприятие нового языка, незаметно помогает малышу освоить основы подхода к его изучению. Именно у человека, начавшего изучать иностранный язык в раннем детстве, выше шансы продемонстрировать уверенность, легкость и спонтанность речи. Его словарный запас будет шире, причем «доставать» слова, выученные еще ребенком, из глубин своей памяти окажется легче. Нельзя забывать и о значительных возможностях воспитания и развития личности средствами языка.

     Большинство специалистов приходят к мнению, что  лучший возраст для начала занятий - 4-5 лет. Малыш в этом возрасте бегло говорит на родном языке, так что можно делать первые шаги и в иностранном направлении. Ребенок уже дифференцирует русский язык и английский и вполне осознает, что и как он говорит. Он умеет (или учится) взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками. Таким образом, дети готовы постигать азы иностранного языка в 4-5 лет, хотя, безусловно, возможны индивидуальные колебания в ту или иную сторону.

     Психологические свойства, которые выступают у  ребенка в последние годы дошкольного  детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому  возрасту проявляется также и  в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и  навыки ребенка.  
 
 
 
 

  1. Педагогические  основы организации  процесса обучения английскому  языку в детском  саду.

     В 1985  г.  на  международном семинаре  ЮНЕСКО по   данной   проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим  требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни  в коем  случае  не должно  превращаться  в имитационный  процесс;   дети   должны   овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты  обучения  (отбор и подача  языкового материла,  содержание  действий  по  его   реализации) необходимо   подчинить   коммуникативной    цели.

     Реализация  этих  требований   предполагает   адекватную   психолого-педагогическую организацию деятельности (точнее, взаимодействия) педагога  и детей  в процессе обучения.

     Критерии  организации занятий  по английскому языку  для дошкольников.

     Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных  навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенного уровня владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в словарном запасе ребенка, использовать их ситуативно и осмысленно.

     Необходимо  привести следующие формы занятий:

·   ежедневные 15 - 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов;

·  занятия два раза в неделю, 25 - 45 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с уроком;  

·   специальные занятия - уроки сказки и просмотр видео фрагментов - как дополнение к основным занятиям;

·   встречи с носителями языка;

·   утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения - инсценировать сказку, продекламировать стихотворение;

·   занятия – беседы;

·   занятия иностранным языком на природе.

     Тематическое  содержание изучения английского языка  состоит из хорошо знакомых и легко  выучиваемых тем, таких как:

  • моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии);
  • домашние и дикие животные;
  • праздники: день рождения, Новый год;
  • игрушки, одежда;
  • цвета;
  • времена года и др.

   В этот период нужно хорошо развивать умение диалоговой речи: уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, а также извиниться обратиться с  просьбой и выразить готовность или  отказ ее выполнить.

     Наиболее  удачные методики опираются на принцип  поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Самостоятельному употреблению речевых единиц должно предшествовать их понимание на слух, что соответствует психолингвистическим закономерностям усвоения речи.

     В это время в педагогической литературе рекомендуется применять при  обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.

     В связи с этим большое значение придается методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных  наглядных средств, облегчающих  ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного  типа и применять их в новых  условиях.

     Сегодня во многих детских садах предлагается изучение иностранного (чаще всего  английского) языка. Это удобно и  достаточно эффективно, но пожелания  остаются почти теми же - должная  квалификация преподавателя плюс возможность  заниматься в небольшой группе. Что  касается учебников, то на сегодняшний  день выбор красочных пособий  для детей с увлекательными заданиями, видео- и аудиокассетами, CD - не ограничен.

     В итоге при переходе в школьный возраст ребенок должен использовать приобретенные знания и коммуникативные  навыки в практической деятельности для реализации следующих целей:

  1. устного общения с носителями английского языка в доступных дошкольникам пределах;
  2. развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  3. преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
  4. ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
  5. более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

   Основываясь на выше сказанном, можно утверждать, что в возрасте 4-5 лет ребенок уже способен изучать иностранный язык, при этом он начинает дифференцировать родной и иностранные языки, а также уже вполне осознает, что и как он говорит. 

   В младшем  школьном возрасте дети становятся больше теоретиками, т.е. они не только заучивают  слова и предложения, но уже постигают  азы грамматики. Но для детей и  этого возраста и дошкольного  наилучшим методом обучения иностранному языку является игра, как наиболее результативное средство усвоения материала  и приобретения знаний, т.к.  она является наиболее легким и знакомым видом деятельности для детей от 3 до 8 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Игры в обучении лексики английского языка детей дошкольного возраста