Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.52 Мб (Скачать)
  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 372 с.
  2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 16-24.
  3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. – М., 2003. – 295 с.
  4. Белопольская,  Н.Л.  Половозрастная  идентификация.  Методика  исследования  детского  самосознания.  Выпуск  2.  Изд.  2-е,  испр.  [Текст] / Н.Л.  Белопольская. -  М.:  Когито-Центр,  1998.  -  24  с.
  5. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб., 2005. – 267 с.
  6. Гендерное образование: учебное пособие [Текст] /  под общ. Ред. Л.И. Столярчук.– Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.
  7. Григорьева, Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. Пед. канд. наук [Текст] / Ю.С. Григорьева. – Екатеринбург, 2007. – 167 с.
  8. Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки – два разных мира [Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. – 118 с.
  9. Зимина, И.Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. – 2005. - № 4. – С. 3-14.
  10. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 65-69.
  11. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие [Текст] / И.С. Клецина. – СПб., 1998.  – 206 с.
  12. Колесов, Д.В., Сельверова, Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. – М.: ФиС, 1978. – 198 с.
  13. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко. – Пермь: ПГПУ, 2002. – 115 с.
  14. Коломийченко, Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. – С. 12-25.
  15. Коломийченко, Л.В. К вопросу о формировании гендерной толератности у детей дошкольного возраста // Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Международной научно-практической конференции (14 ноября 2013 года) / Под ред. Д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной [Текст] / Л.В. Коломийченко, С.Б. Фадеев. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2013. – 250 с.
  16. Коломинский, Я.Л., Мелтсас, М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С.165-171.
  17. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. пед. наук [Текст] / Е.А. Конышева. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
  18. Лаптенок, Е.Ю., Дегтерева, И.А. Козлова, Н.А. Раздельное воспитание мальчиков и девочек: за и против [Текст] / Е.Ю. Лаптенок, И.А. Дегтерева, Н.А. Козлова //Дошкольная педагогика. – 2002. - №1. – С. 14-19.
  19. Ледовских,  Н.К.  Педагогические  условия  полоролевого  развития  в  старшем  дошкольном  возрасте [Текст] / Н.К.  Ледовских. -  М.:  Владос,  2008.  -  237  с.
  20. Лодкина, Т.В., Лепехина, И.В. Дифференцированный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с учетом их половой принадлежности (научно- методические рекомендации) [Текст] / Т.В. Лодкина, И.В. Лепехина. – Вологда: Вологодский институт развития и образования, 2000. – 309 с.
  21. Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография [Текст] / Л.В. Макаренко. – Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2011. – 211 с.
  22. Малова Т.В. Сказка как средство формирования представлений о женственности // Успехи современного естествознания. – 2007. - № 7 – С. 66-69
  23. Малова, Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. Канд. пед. наук [Текст] / Т. В. Малова. – Москва, 2002. – 19 с.
  24. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 198 с.
  25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества [Текст] /  В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.
  26. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова. – М., 2000. – 217 с.
  27. Попова, Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами [Текст] / Л.В. Попова // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 1. Мурманск. 2001.
  28. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – 276 с.
  29. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – Москва-Воронеж, 2004. – 300 с.
  30. Сиротюк, Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода [Текст] / Л. Сиротюк // Народное образование. – 2003. - № 8. – С. 34-38.
  31. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста [Текст] / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. – С. 122-126.
  32. Столярчук, Л.И., Столярчук, И.А. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание [Текст] / Л.И. Столярчук, И.А. Столярчук // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1. – стр. 357-360.
  33. Стрелова, М. Раздельное воспитание: за и против [Текст] / М. Стрелова // Дошкольное воспитание. - № 4. – 2000. – С. 12-22.
  34. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебное пособие [Текст] / Н.Е. Татаринцева. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 243 с.
  35. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Шелухина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 27 с.
  36. Шинкарёва Н.А. Актуальность проблемы полового воспитания детей дошкольного возраста (тезисы) [Текст] / Н.А. Шинкарёва.// Основные направления модернизации современного дошкольного образования./Материалы региональной научно-практич. Конференции – Абакан, 2005. – С. 145-146.
  37. Эльконин,  Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 180 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика Н.Л. Белопольской  «Половозрастная идентификация»

 

       Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка.

            Стимульный материал: используется два набора карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества и до старости. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости.

             Исследование проводится в два  этапа.

           Задачей первого этапа является  оценка возможностей ребенка  идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной  статус на представленном ему  изобразительном материале. Проверяется  способность к адекватной идентификации  своего жизненного пути.

           Процедура. Перед ребенком на  столе в случайном порядке  раскладывается 12 картинок. Предлагается  показать, какому образу соответствует  его представление о себе в  настоящий момент: «Посмотри на  все эти картинки. Как ты думаешь, какой ты сейчас?» Если ребенок  сделал адекватный выбор картины, можно считать, что он правильно  идентифицирует себя с соответствующим  полом и возрастом. В тех случаях, когда он вообще не может  идентифицировать себя с каким-либо  персонажем на картинках: «Меня  здесь нет», эксперимент нецелесообразно  проводить дальше, т.к. даже идентификация  с образом настоящего у ребенка  не сформирована.

           После того как ребенок выбрал  первую картинку, ему дается дополнительная  инструкция, показать каким он  был раньше: «Хорошо, сейчас ты  такой, а каким ты был раньше?»  Выбранную карточку располагают  перед той, что была выбрана  первой так, чтобы получилось  начало возрастной последовательности. Затем просят показать, каким  он будет потом. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Если ребенок правильно составил последовательность для своего пола, его просят разложить персонажи противоположного пола.

         На втором этапе сравниваются  представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

         Процедура. На столе лежат обе  последовательности картинок. Ребенка

просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. «Еще раз посмотри внимательно на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть». Затем: «Покажи, каким бы ты ни за что не хотел бы быть».

           Регистрация. Используются бланки, в них размечены позиции правильной  последовательности, под которой, указывается  выбор ребенка, также зарезервированы  позиции для отметки положительного  и отрицательного предпочтения. Выбор идентичного персонажа  отмечается «+» в круге, остальные  «+», пропущенные позиции «-«, а при нарушенной последовательности указываются номера выбранных карточек.

         Анализ результатов выполнения  методики «Половозрастная идентификация»  нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических  особенностей детей. Учитываются  возможности ребенка и идентификация  себя с обобщенным половым  и половозрастным образом, к определению  своих прошлых и будущих половозрастных  ролей и построению полной  последовательности образов. Полученные  при этом данные несут информацию  о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь. Адекватность или неадекватность этих предпочтений, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выбора, помогают выявить скрытые эмоционально-аффективные комплексы ребенка, особенности самосознания и мотивы его поведения.

 

 

 

Приложение 2

Беседа с ребенком  (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)

        Цель: выявить особенности представлений  детей о половых ролях, о себе  как о представителе определенного  пола и своих настоящих и  будущих половых ролях.

       Инструкция  к проведению интервью. Беседа  проводится индивидуально с каждым  ребенком и состоит их трех  блоков вопросов. Первый блок  объединяет с 1 по 6 вопросы, цель  которых выявить представления  ребенка о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка» и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок объединяет с 7 по 17 вопросы. Третий блок вопросов (с 18 по 21) преследует цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.

    Вопросы:

    1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты  это знаешь?

    2. Чем мальчики  отличаются от девочек (девочки  от мальчиков)?

    3. По каким внешним  признакам можно узнать, что это  мальчик (девочка)?

    4. Может ли быть  так, что ты ляжешь вечером  спать мальчиком (девочкой), а утром  проснешься девочкой (мальчиком)?

    5. А если бы  это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

    6. Ты бы очень  огорчился (огорчилась), если бы стал  девочкой (мальчиком)? Почему?

    7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

    8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?

    9. Каким бы ты  хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?

    10. Когда ты  вырастешь, кем ты будешь: дядей  или тетей, мужем или женой, папой  или мамой?

    11. Кем ты хочешь  быть, когда вырастешь: дядей или  тетей, мужем или

женой, папой или мамой?

    12. Каким бы  ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

    13. Каким бы  ты хотел(а) стать папой (мамой)?

    Обработка данных. О низком уровне развития образа  «Я-мальчик» или «Я-девочка» будут свидетельствовать: неустойчивость пола, его обратимость, т.е. ребенок допускает возможность превращения в мальчика или девочку; наличие эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.

       Представления  ребенка о себе как о представителе  определенного пола можно считать  среднего уровня развития в  том случае, если ребенок: знает, что пол необратим, т.е. нельзя  из мальчика превратиться в  девочку и наоборот; оценивает  себя положительно и лишь отдельные  качества считает в себе плохими, если таковыми их считают другие; имеет знания о том, как ведут  себя мальчики и девочки, и  называет некоторые их отличительные  признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называет некоторые функции  мальчика и девочки в семье  в настоящее время и в будущем.

       О высоком  уровне сформированности полового образа ребенка свидетельствуют: знание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье; представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.

 

 

 

 

Приложение 3

                            Неоконченные ситуации (О.И. Иванова)

           Цель: выявить знания ребенка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

          Варианты неоконченных ситуаций для мальчиков.

           1. В детском саду есть две  комнаты. В одной комнате спортивный  зал с мячами, гимнастической  лестницей, канатом, разными тренажерами. С детьми там занимается тренер. В другой комнате есть различные  уголки для игры: место для  чтения, уголок для игры в «Дом», уголок, где мальчик сможет нарядиться  в любого сказочного героя, уголок  для игры в школу.

Какую комнату он бы выбрал? Расскажи, как он будет там играть.

2. У мальчика есть свободное  время и много строительного  материала. Что он хотел бы  из него построить? Расскажи, как  он будет играть со своей  постройкой?

           3. У мальчика скоро день рожденья. Он пришел с мамой в магазин  игрушек выбирать подарок. Его  внимание привлек большой игрушечный  дом, в нем много мебели, которую  можно переставлять по своему  желанию, и много человечков, которые  могут свободно двигаться по  дому. Его взгляд также остановился  и на полке с машинами, конструкторами, игрушками для спортивных игр. Как ты думаешь, что мальчик  выберет себе в подарок? Почему?

          4. Одному мальчику его знакомая  девочка (или сестра) оставила куклу  поиграть. Расскажи, как мальчик  может поиграть с куклой? 

Варианты неоконченных ситуаций для девочек.

          1. В детском саду есть две  комнаты. В одной комнате спортивный  зал с мячами, гимнастической  лестницей, канатом, разными тренажерами. С детьми там занимается тренер. В другой комнате есть различные  уголки для игры: место для  чтения, уголок для игры в «Дом», уголок, где девочка сможет нарядиться  в любого сказочного героя, уголок  для игры в школу. Какую комнату  она бы выбрала? Расскажи, как  она будет там играть.

          2. У девочки есть свободное  время и много строительного  материала. Что бы она хотела  из него построить? Расскажи, как  она будет играть со своей  постройкой?

          3. У девочки скоро день рожденья. Она пришла с мамой в магазин  игрушек выбирать подарок. Ее  внимание привлек большой игрушечный  дом, в нем много мебели, которую  можно переставлять по своему  желанию, и много человечков, которые  могут свободно двигаться по  дому. Ее взгляд так же остановился  и на полке с машинами, конструкторами, игрушками для спортивных игр. Как ты думаешь, что девочка  выберет себе в подарок? Почему?

Информация о работе Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста