Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.52 Мб (Скачать)

После знакомства с каждой сказкой мы проводили беседу, в ходе которой акцент ставился не только на понимание общего смысла сказки и последовательности событий, но разбирали качества героев сказки, дифференцируя при этом, какого пола герой, проводя параллели, уточняя у детей этого же пола, хотели ли они быть похожими на этого героя, почему хотели бы либо почему не хотели бы и т.д.

Затем мы анализировали поступки этого героя и проводили параллель с современными условиями, спрашивая детей о том, какой пример подобного поведения или отношения из нашей жизни вы могли бы привести? Задачей этого этапа являлось не только научить детей выделять признаки полоролевого поведения в образах сказочных персонажей, но и дифференцировать полоролевое поведение в отношении всех людей. Далее мы организовывали работу по освоению сказки по эпизодам.

Сказка делилась на ряд смысловых частей. Каждая смысловая часть подробно разбиралась, осуществлялся пересказ, определялись участники игры-драматизации, те, кто будет выполнять данные роли, проходило распределение героев и репетиция. На этом тапе работы мы обращали внимание на то, какие вербальные и невербальные средства дети используют для отображения особенности поведения того или иного персонажа в соответствии с их полом и формировали у детей представление о том, что герои женского пола ведут себя как добрые, мягкие, нежные, заботливые, а герои мужского пола в сказках чаще всего ведут себя как сильные, трудолюбивые, смелые, находчивые и т.д., т.е. выделяли признаки полоролевых отличий. На данном этапе мы также обращали внимание детей на их собственное поведение, на то, с помощью каких средств они проявляют себя как представители определённого пола. Затем мы осуществляли проигрывание всей сказки целиком, обращали внимание на том, какие действия персонажа получаются у ребёнка лучше, какие хуже и почему. При этом мы также обращали внимание на то, насколько соответствует образ, передаваемый ребёнком тому образу, который присутствует в книге, по каким качествам и характеристикам.

Во время показа сказки формировались навыки полоролевого поведения, ребёнок, неосознанно транслируя образ какого-то героя, его особенности поведения, также присваивает их и при позитивном восприятии данного героя, способен опираться на данные особенности и транслировать их в своём поведении. В завершении сказки мы проводили рефлексию и разбирали с детьми особенности, их впечатление и настроение во время сказки, отношение к персонажам, что нового они узнали, что смогли подчерпнуть.

На основании всех проведённых игр-драматизаций мы можем отметить следующие особенности динамики. При подготовке первых игр-драматизаций у детей старшего дошкольного возраста прослеживалось недостаточная дифференциация в поведении черт, относящихся к мужскому и женскому поведению, неумение выделять эти черты в образе героев. Постепенно с использованием анализа данные проявления значительно уменьшились. Кроме того, многие черты, которые импонировали детям в образе героев, стали транслироваться ими в их поведении в разных видах деятельности. Эти и другие особенности позволяют нам говорить о том, что в результате нашей работы были достигнуты положительные результаты.

 

 

3.2.Оценка  эффективности  экспериментальной  работы

Для сравнительного анализа особенностей идентификации себя со своим полом и возрастом детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента мы повторно провели обследование по методике Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Сравнительные результаты представлены на рисунке 1 .

 

Рис. 1. Сравнительные показатели половозрастной идентификации у старших дошкольников контрольной группы по методике Н.Л. Белопольской до и после эксперимента

 

Как видно из рисунка 1, после проведенной нами работы произошла положительная динамика показателей половозрастной идентификации у старших дошкольников. После проведенной нами работы 100% детей старшего дошкольного возраста показали правильную половую идентификацию.  Эти результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников после проведенных нами специально подобранных игр и упражнений, четко сформированы представления о том, какого они пола и возраста, о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка».

В ходе повторной беседы с детьми мы сравнили уровень сформированности их представлений о своей половой роли, эмоциональное отношение к ней, представления о себе в будущем до и после эксперимента (рисунок 2).

Исходя из сравнительных данных, представленных на рисунке 2, мы можем сделать вывод о том, что полоролевые представления старших дошкольников после проведенной нами работы  стали более устойчивыми, о чем свидетельствует положительная динамика  на контрольном этапе эксперимента старших дошкольников с высоким уровнем сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении: 60%.

Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении у старших дошкольников до и после эксперимента  (%)

 

А также сократилось количество детей старшего дошкольного возраста  со средним уровнем сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении: с 50% до 40%. На контрольном этапе мы не выявили старших дошкольников с низким уровнем представлений о половых ролях.

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента полоролевая идентичность  старших дошкольников характеризуется преобладанием позитивного отношения детей к своей половой роли, как в настоящем, так и в будущем, расширении и уточнении их представлений  о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка», что может свидетельствовать об эффективности проведенной нами развивающей работы с использованием игры-драматизации.

Повторное наблюдение также выявило положительную динамику в особенностях полоролевого поведения детей. Так, увеличилось количество детей, которые предпочитают играть с детьми своего пола, мальчики- до 93%, девочки- до 94%. Нами было отмечено, что мальчики чаще стали выбирать машины, строительные игры, конструкторы, подвижные игры, реже – дидактические, настольно-печатные, театрализованные игры. Девочки стали больше предпочитать  сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные, кукол, мягкие игрушки, реже – строительные игры, конструктор, машинки, подвижные игры. Мальчики данной группы в сюжетно-ролевых,  подвижных играх и играх-драматизациях стали больше предпочитать брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир. Девочки предпочитают брать на себя роли, отражающие женский образ: мама, сестра, медсестра, повар.

Далее, по результатам обобщенных сравнительных данных мы определили сравнительный уровень полоролевого развития у старших дошкольников. Полученные результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Уровень  полоролевого развития  детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента  (%)

 

Исходя из данных рисунка 3, нами было отмечено, что после проведенной работы, в основе которой лежало использование игры-драматизации, нами была  выявлена положительная динамика по показателям высокого и среднего уровня сформированности полоролевого развития. Высокий уровень вырос с 27% до 50%, средний уровень снизился с 67% до 50%. После проведенной нами работы мы не вывили детей с низким уровнем сформированности полоролевого развития. На контрольном этапе эксперимента дети четко знают свой пол, называют его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеют представления о социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), могут называть признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, выстраивать половозрастную хронологию (от младенца до старика), стали осознавать необратимость своего пола, выражают позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевых функций), проявляют желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживают положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляют большее постоянство «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.

Таким образом, проведенная нами работа по полоролевому развитию детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации была эффективной.

 

Выводы

 

           В практической части исследования  мы провели констатирующий этап, который позволил оценить уровень  полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста и полоролевых представлений. Согласно полученным результатам,  у 67% детей выявлен средний уровень полоролевого развития.

            Он характеризуется тем, что девочки и мальчики знают свою половую принадлежность, но представления о поведенческих  признаках своего пола у них ограничены. Социальные полоролевые функции в будущем дети осознают недостаточно и видят лишь некоторые качества. Общую половозрастную хронологию дошкольники старшего возраста выстраивают правильно и правильно определяются себя на возрастной ступени, осознают необратимость пола как одной из важнейших характеристик. Также им характерно предпочтение своей половой роли, отношение к ней располагается в континиуме от нейтрального до положительного, иногда прослеживается негативная оценка качестве сверстника противоположного пола и нестабильность в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

          Для формирования полоролевых представлений нами был организован формирующий этап, в ходе которого с помощью игр-драматизаций мы способствовали формированию полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

             Результаты контрольного эксперимента показали качественные положительные изменения в сформированности полоролевых представлений: чаще стало проявляться позитивное отношение к себе, произошло уточнение характеристик образа Я, представлений о полоролевом поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Целью нашей курсовой работы  выступало изучение возможностей игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        При решении поставленных в  исследовании задач мы провели  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования, который показал, что  полоролевое воспитание представляет собой процесс формирования  знаний, интересов в отношении совей половой роли и навыков взаимоотношений  с представителями другого пола.

 В старшем дошкольном возрасте  ребенок окончательно осознает  необратимость половой принадлежности, поэтому данный период является  благоприятным для формирования  полоролевых представлений. В игре-драматизации дети получают возможность не только изучать модели полоролевого поведения на основе анализа поведения героев, но и приобретать опыт соответствующего поведения, моделировать взаимоотношения.

Для эффективного использования игры-драматизации в качестве средства полоролевого воспитания мы выделили следующие условия: литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко  и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организовывать  подготовительную работу, включающую в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формировать  у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

           Для  проверки гипотезы в практической  части исследования мы выявили  особенности и уровень полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста.  

            Как показывают результаты исследования, у старших дошкольников  ограничены  представления о поведенческих  признаках своего пола. Социальные полоролевые функции в будущем дети осознают недостаточно и видят лишь некоторые качества. Общую половозрастную хронологию дошкольники старшего возраста выстраивают правильно и правильно определяются себя на возрастной ступени, осознают необратимость пола как одной из важнейших характеристик. Также им характерно предпочтение своей половой роли, отношение к ней располагается в континиуме от нейтрального до положительного, иногда прослеживается негативная оценка качестве сверстника противоположного пола и нестабильность в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

         На основании  полученных результатов мы сделали  вывод о том, что не  у всех  детей этот процесс проистекает  равномерно. У большинства  детей  показатели   относятся к среднему  уровню и   полоролевые представления необходимо развивать.

        В качестве  основного средства  организации  работы мы использовали игру-драматизацию. Экспериментальная работа по сказкам осуществлялась с учётом этапов проведения работы по игре-драматизации. Эти этапы включают в себя: первый этап – знакомство со сказкой; второй этап – освоение материала сказки по эпизодам; третий этап – проигрывание всей сказки целиком; четвёртый этап – показ сказки зрителям; пятый этап – сочинение песен в сказку.

         По данным  контрольного эксперимента,  показали  качественные положительные изменения  в сформированности полоролевых представлений: чаще стало проявляться позитивное отношение к себе, произошло уточнение характеристик образа Я, представлений о полоролевом поведении.

          Таким образом, цель исследования была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста