Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...
Значительный интерес с этой точки зрения представляют работы Е.А. Антипиной. Данный исследователь выделяет шесть видов игр-драматизаций. Остановимся на них подробнее.
1. Драматизация художественных произведений. Ребенок берет на себя роль персонажа, входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Речь дошкольника становится ярко интонационно окрашена, он активно использует жестомимические приемы, подражает.
2. Настольный театр с
3. Настольный конусный театр. Игрушки-артисты в таком театре состоят из геометрических фигур.
4. Пальчиковый театр. Пальцы рук ребенка становятся и героями, и сценой, и сюжетом.
5. Театр марионеток или кукол
на ниточках. Деревянная основа,
к которой привязываются
6. Театр теней. Этот театр признается
одним из самых условных
По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [2].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом воспитании приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.
Исследователи Е.А. Антипина, Н.К. Ледовских подчеркивают, что девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки: и народные, и авторские, и дидактические, поскольку все они позволяют открывать огромные возможности в процессе полоролевого воспитания [3,19].
В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:
- целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизация, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;
- организации подготовительной
работы, включающей в себя анализ
поступков, поведения и образов
персонажей произведений в
- формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Выводы по первой главе
Анализ
психолого-педагогической
В старшем дошкольном
Игра является ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте
и выступает также одним из
эффективных средств
Для эффективного использования игры-драматизации в качестве средства полоролевого воспитания необходимо осуществлять целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организовывать подготовительную работу, включающую в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формировать у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
2.1. Цель, задачи и методики
изучения особенностей
Целью констатирующего
Базой исследования выступало МБДОУ № 56 г. Зимы Иркутской области. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек. Из них – 16 девочек и 14 мальчиков.
Для достижения поставленной
цели нами были использованы
следующие
1. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».
Цель: изучить особенности идентификации старших дошкольников со своим полом и возрастом.
Стимульный материал: используется два набора карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества и до старости. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости. Стимульный материал, критерии оценки, процедура и обработка результатов методики представлена в приложении 1.
2. Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова).
Цель: выявить особенности
Инструкция к проведению
3. Наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцева).
Цель: выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности.
Объектом наблюдения являются действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и растениями в группе тем самым, выявляются женские и мужские признаки и качества личности.
В процессе наблюдения воспитатель отмечает следующие моменты:
• С кем чаще всего играет: с мальчиками или с девочками.
• В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.
• Какие роли чаще всего берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.
• Если играют мальчики-девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).
Обследование детей по каждой
методике осуществлялось в
По результатам проведения
Проведем анализ полученных
С помощью методики Н.Л. Белопольской
«Половозрастная идентификация»
Таблица 1
Показатели половозрастной идентификации у старших дошкольников по методике Н.Л. Белопольской (%)
Правильная идентификация |
С помощью взрослого |
Неправильная идентификация | |
Количество детей |
93% |
7% |
0% |
В таблице 1 мы видим, что правильно
идентифицируют себя с полом
и возрастом 93% старших дошкольников.
С помощью взрослого соотнесли
себя с возрастом и полом 7%
детей старшего дошкольного
Далее мы проанализировали выбор
детьми привлекательного и
Таблица 2
Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у девочек старшего дошкольного возраста
Представления о Я-настоящем | ||
Привлекательный образ
|
Непривлекательный образ | |
Младенец |
0 (0%) |
2 (13%) |
Дошкольница |
6(38%) |
0 (0%) |
Школьница |
5 (31%) |
0 (0%) |
Девушка |
0 (0%) |
0 (0%) |
Женщина |
0 (0%) |
0 (0%) |
Старуха |
0 (0%) |
3 (18%) |
В таблице 2 мы видим, что у 38% девочек
старшего дошкольного возраста
наиболее привлекательным
У мальчиков отмечаются несколько иные особенности (таблица 3).
Таблица 3
Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у мальчиков старшего дошкольного возраста
Представления о Я-настоящем | ||
Привлекательный образ
|
Непривлекательный образ | |
Младенец |
0 (0%) |
0 (0%) |
Дошкольник |
4 (29%) |
0 (0%) |
Школьник |
3 (21%) |
0 (0%) |
Юноша |
0 (0%) |
0 (0%) |
Мужчина |
0 (0%) |
2 (14%) |
Старик |
0 (0%) |
5 (35%) |
Как показывают результаты, представленные
в таблице 3, привлекательными для
мальчиков старшего