Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.52 Мб (Скачать)

           Значительный  интерес с этой точки зрения  представляют работы Е.А. Антипиной. Данный исследователь выделяет  шесть видов игр-драматизаций. Остановимся  на них подробнее.

1. Драматизация художественных  произведений. Ребенок берет на  себя роль персонажа, входит в  образ, чувствует себя раскованно  свободно. Речь дошкольника становится ярко интонационно окрашена, он активно использует жестомимические приемы, подражает.

2. Настольный театр с плоскостными  и объемными фигурами. Персонажи - силуэты из картона или фанеры  на устойчивых подставках- окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу.

3. Настольный конусный театр. Игрушки-артисты  в таком театре состоят из  геометрических фигур.

4. Пальчиковый театр. Пальцы рук  ребенка становятся и героями, и сценой, и сюжетом.

5. Театр марионеток или кукол  на ниточках. Деревянная основа, к которой привязываются ниточки  или веревочки, удерживающие голову, руки, ноги кукол, управляет движениями  марионеток.

6. Театр теней. Этот театр признается  одним из самых условных театров [3].

По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при  подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [2].

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом воспитании приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром,  с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.

Исследователи Е.А. Антипина, Н.К. Ледовских подчеркивают, что девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки: и народные, и авторские, и дидактические, поскольку все они позволяют открывать огромные возможности в процессе полоролевого воспитания [3,19].

В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:

- целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизация, в котором четко  и доступно обозначены роли мужчины и женщины;

-    организации подготовительной  работы, включающей в себя анализ  поступков, поведения и образов  персонажей произведений в соответствии  с их полом;

-    формирование у детей  навыков поведения в рамках  определенной социальной роли.

 

Выводы по первой главе

          Анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования показал, что  полоролевое воспитание представляет собой процесс формирования  знаний, интересов в отношении совей половой роли и навыков взаимоотношений  с представителями другого пола.

 В старшем дошкольном возрасте  ребенок окончательно осознает  необратимость половой принадлежности, поэтому данный период является  благоприятным для формирования  полоролевых представлений.

 Игра  является ведущим видом  деятельности  в дошкольном возрасте  и выступает также одним из  эффективных средств полоролевого воспитания в целом, а игра-драматизация выступает одним из частных средств.   В игре-драматизации дети получают возможность не только изучать модели полоролевого поведения на основе анализа поведения героев, но и приобретать опыт соответствующего поведения, моделировать взаимоотношения.

Для эффективного использования игры-драматизации в качестве средства полоролевого воспитания необходимо осуществлять целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко  и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организовывать  подготовительную работу, включающую в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формировать  у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

2.1. Цель, задачи и методики  изучения особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста

 

         Целью констатирующего эксперимента  являлось изучение особенностей  полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста.

          Базой исследования выступало  МБДОУ № 56 г. Зимы Иркутской области. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек. Из них – 16 девочек и 14 мальчиков.

         Для достижения поставленной  цели нами были использованы  следующие психодиагностические  методики:

          1. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

      Цель: изучить  особенности идентификации  старших дошкольников со своим  полом и возрастом.

          Стимульный материал: используется два набора карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества и до старости. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости. Стимульный материал, критерии оценки, процедура и обработка результатов методики представлена в приложении 1.

         2. Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова).

         Цель: выявить особенности представлений  детей о половых ролях, о себе  как о представителе определенного  пола и своих настоящих и  будущих половых ролях, эмоциональное  отношение к своей половой  роли.

        Инструкция к проведению интервью. Беседа проводится индивидуально  с каждым ребенком и состоит  их трех блоков вопросов. Первый  блок объединяет с 1 по 6 вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка» и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок объединяет с 7 по 17 вопросы. Третий блок вопросов (с 18 по 21) преследует цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли (приложение 2).

3. Наблюдение  за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцева).

Цель: выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности.

Объектом наблюдения являются действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и растениями в группе тем самым, выявляются женские и мужские признаки и качества личности.

В процессе наблюдения воспитатель отмечает следующие моменты:

•  С кем чаще всего играет: с мальчиками или с девочками.

•  В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.

•  Какие роли чаще всего берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.

•  Если играют мальчики-девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).

          Обследование детей по каждой  методике осуществлялось в индивидуальной  форме.

          По результатам проведения всех  методик проводится оценка общего  уровня полоролевого развития  старших дошкольников.

           Проведем анализ полученных результатов.

           С помощью методики Н.Л. Белопольской  «Половозрастная идентификация»  мы выявили,  правильно ли идентифицируют  себя со своим полом и возрастом дети  старшего дошкольного возраста. Рассмотрим полученные результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели половозрастной идентификации у старших дошкольников по методике Н.Л. Белопольской (%)

 

Правильная идентификация

С помощью взрослого

Неправильная идентификация

Количество детей

93%

7%

0%


 

          В таблице  1 мы видим, что правильно  идентифицируют себя с полом  и возрастом 93%  старших дошкольников. С помощью взрослого соотнесли  себя с возрастом и полом 7% детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты указывают на  то, что в целом, у большинства  дошкольников старшего возраста  сформированы представления о  том, какого они пола и возраста. Среди всех только 7% детей испытали  затруднения следующего характера: они сначала выбрали привлекательный  образ, неточно поняв инструкцию, но затем после помощи взрослого  ответили правильно.

           Далее мы проанализировали  выбор  детьми привлекательного и непривлекательного  образа себя в настоящем. Полученные  результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у девочек  старшего дошкольного возраста

 

Представления о Я-настоящем

Привлекательный образ

 

Непривлекательный образ

Младенец

0 (0%)

2 (13%)

Дошкольница

6(38%)

0 (0%)

Школьница

5 (31%)

0 (0%)

Девушка

0 (0%)

0 (0%)

Женщина

0 (0%)

0 (0%)

Старуха

0 (0%)

3 (18%)


 

        В таблице 2 мы видим, что у 38% девочек  старшего дошкольного возраста  наиболее привлекательным является  образ дошкольницы, а также школьницы (31%). Данные результаты обусловлены  тем, что в старшем дошкольном  возрасте активно формируется  положительное отношение к школе  и образ школьницы ассоциируется  с взрослением. Самими непривлекательными  оказались образ младенца 13 % и  старухи - 18 %. Эти результаты свидетельствуют  о том, что  девочки старшего  дошкольного возраста не  хотят  быть маленькими и пожилыми.

У мальчиков отмечаются несколько иные особенности (таблица 3).

Таблица 3

Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у мальчиков старшего дошкольного возраста

 

Представления о Я-настоящем

Привлекательный образ

 

Непривлекательный образ

Младенец

0 (0%)

0 (0%)

Дошкольник

4 (29%)

0 (0%)

Школьник

3 (21%)

0 (0%)

Юноша

0 (0%)

0 (0%)

Мужчина

0 (0%)

2 (14%)

Старик

0 (0%)

5 (35%)


 

        Как показывают результаты, представленные  в таблице 3, привлекательными для  мальчиков старшего дошкольного  возраста, как и для девочек, являются  образ дошкольника: 29%, школьника: 21%. А вот непривлекательными для  мальчиков являются образ мужчины  (14%) и старика (35%).       

Информация о работе Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста