Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.52 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….

 

 

7

1.1.Сущность  понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….

 

7

1.2. Особенности  полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….

 

11

1.3. Игра-драматизация как средство  полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..

15

Выводы по первой главе…………………………………………………….

19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ…………………………………

 

 

21

2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...

 

21

2.2. Содержание формирующего эксперимента  по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….

 

 

29

2.3. Анализ результатов контрольного  эксперимента……………………...

33

Выводы по второй главе……………………………………………………..

37

Заключение …………………………………………………………………...

39

Список литературы…………………………………………………………...

41

Приложение…………………………………………………………………..

45


 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          В современной педагогической  науке и практике отмечаются  противоречивые тенденции: с одной  стороны, в теории большое внимание  уделяется учету полоролевых особенностей детей, с другой стороны, на практике зачастую пол  не воспринимается как существенная характеристика ребенка. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы.

          На данный момент в психолого-педагогической  литературе представлены целые  направления исследований, посвященных  половому воспитанию детей дошкольного  возраста (В.Е. Каган, В.К. Лосева и  др.), полоролевому воспитанию (Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л.В. Градусова, Н.Е. Татаринцева и др.).

           Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т.д.

            От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.

          На данный момент в научной литературе представлены исследования, посвященные  педагогическим условиям воспитания основ полоролевого поведения у младших дошкольников (Н.Е. Татаринцева), формирования фемининных и маскулинных свойств личности средствами игры и художественных произведений (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева), определению задач полоролевого воспитания дошкольников и методики их реализации, в основу которой положена система педагогических ситуаций полоролевого поведения (М.А. Радзивилова), установлению содержания физического развития мальчиков и девочек (С.О. Филиппова), выявлению особенностей межполовых взаимоотношений детей (Т.А. Репина).  В тоже время, такому средству как игра-драматизация  в формировании полоролевых представлений внимания пока не уделялось.

             В игре-драматизации, посредством  анализа художественных образов  и их проигрывания ребенок  не только осознает полоролевые модели, но и проигрывает их. Вместе с тем, использование игры-драматизации как средства полоролевого воспитания не выступало до сих пор предметом специального исследования, что обусловило актуальность и цель исследования.

         Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

         Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.

         Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что  игра-драматизация способствует полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, если будут осуществлены:

- целенаправленный отбор литературного  материала для игр-драматизаций, в котором четко  и доступно  обозначены роли мужчины и  женщины;

-    организация подготовительной  работы, включающей в себя анализ  поступков, поведения и образов  персонажей произведений в соответствии  с их полом;

-    формирование у детей  навыков поведения в рамках  определенной социальной роли.

          Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
  2. Изучить роль игровой деятельности  как средства полоролевого воспитания старших дошкольников.
  3. Определить методики, критерии и выявить возрастные особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.
  5. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Теоретико-методологической основой выступали:

-  теоретические подходы к  проблеме  развития личности ребенка (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович);

-  теоретические  исследования по проблеме  полоролевого  воспитания  детей, (В.В. Абраменкова, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина  и  др.)

            Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.

           База исследования: МБДОУ № 56 г. Зимы Иркутской области. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек.

          Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях

На протяжении последних десятилетий вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Отсюда возникает термин «половое воспитание». И.С. Клециной дается такая трактовка: «Половое воспитание – это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» [11, с. 23].

Человек определяется как мужчина или женщина, мальчик или девочка на основании телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков. Как отмечает Т.В. Бендас, совокупность этих признаков и называется полом. Кроме того, пол как понятие включает в себя биологические и социальные характеристики. Биологический пол заложен от рождения, а социальный складывается в течение жизни человека, и социальные факторы имеют большое значение на развитие социального пола [5].

Половое воспитание индивида, по мнению отечественных педагогов, необходимо изучать в тесной связи с нравственным воспитанием. Целью полового воспитания исследователи видят подготовку подрастающего поколения к семейной жизни. Половое воспитание, согласно точке зрения Д.В. Колесова, призвано обеспечить овладение нравственной культурой в области взаимоотношений полов. Автор определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [12, с.25].

Анализ литературы, проведенный Л.И. Столярчук, И.А. Столярчук показывает, что в конце XX начале XXI веков педагоги при рассмотрении полодифференцированного воспитания стали применять не только термин «половое воспитание», но и также термин «полоролевое воспитание» [32]. В основе полоролевого воспитания лежат закономерности социального пола, оно подразумевает становление полоролевого поведения, мужских и женских качеств под влиянием социальных факторов.

Исследователи Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева отводят полоролевому воспитанию большое значение, оно дает возможность полноценного развития личности мальчиков и девочек, приобретения ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей [29,34]. Необходимо подчеркнуть, что на соотношение понятий «полоролевое воспитание» и «половое воспитание» существуют различные точки зрения.

Так, некоторые ученые указывают на то, что понятие «половое воспитание» отличается большей глубиной, нежели понятие «полоролевое воспитание». Половое воспитание выступает как нечто общее, а полоролевое воспитание является лишь его составляющей. Другие исследователи, наоборот, доказывают, что полоролевое воспитание представляет собой общее, более глубокое понятие в отличие от полового воспитания [29]. Кроме того, есть и еще одна группа педагогов, по мнению которых, понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» являются тождественными.

И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева и др. ввели термин «полоролевое воспитание» в сферу отечественной науки, несмотря на то, что существовал термин «гендер», который активно применялся исследователями за рубежом. Но возникла потребность в переходе (от освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к «культурной маске пола») к гендерному воспитанию в условиях современного мира, и это место было отдано полоролевому воспитанию [29, 34].

Как указывает Т.А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания. В рамках такого воспитания учитываются половозрастные и индивидуальные особенности становления личности мальчиков и девочек, что обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности [29].

На основе изучения научных трудов современных исследователей можно отметить, что при разработке программы воспитания и обучения детей разного пола наиболее активно применяется термин «гендерное воспитание». Как считает И.С. Клецина, использование понятия «гендерное воспитание» наиболее предпочтительно по сравнению с понятием «половое воспитание» потому, что при этом учитывается возможность влияния на развитие у ребенка установок относительно своего и противоположного пола [11].

Мы можем отметить, что в современной педагогической литературе существуют различные понятия, определяющие процесс воспитания детей с учетом пола, а именно: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание».

Информация о работе Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста