Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 2.52 Мб (Скачать)

          Таким образом, изучение половозрастной  идентификации мальчиков и девочек  старшего дошкольного возраста  показало, что  представление о  своем поле и возрасте у  детей сформировано правильно.

        В ходе беседы с детьми мы  выявили уровень сформированности их представлений о своей половой роли, эмоциональное отношение к ней, представления о себе в будущем (таблица 4).

Таблица 4

Показатели уровня сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении у старших дошкольников (%)

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

33%

50%

17%


 

             В таблице 4 мы видим, что у 50% детей  старшего дошкольного возраста  отмечается средний уровень сформированности представлений о своих половых ролях. Он характеризуется следующими особенностями: дети показали,  что понимают необратимость пола,  что если ни являются мальчиками или девочками, то не могут поменяться или «превратиться», реагировали отрицательно на возможность изменения пола (например, «Я не хочу проснуться девочкой. Девчонки всегда плачут и носят платья» (Митя М.).  Представления о своих ролях в будущем преимущественно связывали с тем, что станут мамами и папами, положительно к этому относятся. Свой пол старшие дошкольники различают преимущественно по внешним признакам (рост, прическа, одежда), а также некоторым особенностям поведения (дерутся, бегают, агрессивные, сильные).

Высокий уровень (33%) характеризовался тем, что дети знали о необратимости пола; показывали эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье. Их представления об  отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения отличались сформированностью. Они имеют представление о своих полоролевых функциях в будущем и позитивно их принимают.

Низкий уровень (17%)   характеризовался  наличием эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя была как не очень хорошая, а также же присутствовала ссылка на негативные оценки своих качеств взрослыми. Мы отметили, что у детей с низким уровнем сформированности представлений о половых ролях отсутствовали представления о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; представления об особенностях поведения девочек в среде сверстников и семье отличались неопределенностью.

         Таким образом, результаты показывают  нам, что полоролевое развитие  старших дошкольников находится еще в процессе формирования и их полоролевые представления носят неустойчивый характер.

Особенности полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста мы смогли выявить с помощью наблюдения за старшими дошкольниками в различных видах детской деятельности. С помощью наблюдения действий детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и растениями в группе мы выявили женские и мужские признаки и качества личности девочек и мальчиков.

Нами было отмечено, что в большинстве случаев мальчики предпочитают играть с мальчиками (85%), а девочки с девочками (81%), при этом, мальчики чаще выбирают машины, строительные игры, конструкторы, подвижные игры, реже – дидактические, настольно-печатные, театрализованные игры. Девочки  предпочитают  сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные, куклы, мягкие игрушки, реже - строительные игры, конструктор, машинки, подвижные игры. Мальчики в сюжетно-ролевых,  подвижных играх и играх-драматизациях предпочитают брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир. Девочки предпочитают брать на себя роли, отражающие женский образ: мама, сестра, медсестра, повар.

          Большинство дошкольников характеризуются  полоролевым поведением соответствующим их полу, но у некоторых детей проявляется выбор действий характерных для сверстника другого пола, в чем проявляется неустойчивость полоролевого поведения детей данной группы.

          Обобщая полученные результаты, мы смогли соотнести их с  общим уровнем сформированности полоролевого развития. Полученные результаты мы представили в таблице 5.

Таблица 5

Уровень  полоролевого развития  детей старшего дошкольного возраста (%)

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

27%

67%

6%


 

         В таблице 5 мы видим, что у старших  дошкольников преобладает средний  уровень полоролевого развития (67%). Он характеризуется тем, что девочки и мальчики знают свою половую принадлежность, но представления о поведенческих  признаках своего пола у них ограничены. Социальные полоролевые функции в будущем дети осознают недостаточно и видят лишь некоторые качества. Общую половозрастную хронологию дошкольники старшего возраста выстраивают правильно и правильно определяются себя на возрастной ступени, осознают необратимость пола как одной из важнейших характеристик. Также им характерно предпочтение своей половой роли, отношение к ней располагается в континиуме от нейтрального до положительного, иногда прослеживается негативная оценка качестве сверстника противоположного пола и нестабильность в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

        Высокий уровень (27%) имеет следующие характеристики: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеет представления о социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, выстраивает половозрастную хронологию (от младенца до старика), осознает необратимость своего пола, выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевых функций), проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляет постоянство «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.

           Низкий уровень (6%) отличается тем, что ребенок знает свой пол, некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки,  но обнаруживает неустойчивые представления о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие их знаний в будущем, допускает ошибки в построении половозрастной хронологии, не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения, допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки, проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола, ярко выражена нестабильность в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

        На основании полученных результатов  исследования мы можем сформулировать  выводы.

        Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте показали, что у большинства дошкольников старшего возраста сформированы представления о том, какого они пола и возраста. Полоролевое развитие  старших дошкольников находится еще в процессе формирования и поэтому их полоролевые представления носят неустойчивый характер.

         У мальчиков и девочек старшего  дошкольного возраста полоролевое развитие  характеризуется следующими особенностями: знанием своего пола и осознанием его необратимости,  правильным соотнесение половозрастных изменений, предпочтением своего пола и неустойчивым отношением к представителям другого пола, нестабильностью в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

 

2.2. Формирование полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации

Проанализировав проблему полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте и результаты констатирующего этапа исследования, мы пришли к выводу о том, что одним из эффективных средств, способствующих формированию полоролевых представлений, навыков полоролевого поведения у детей данной возрастной группы является игра-драматизация.

Игра-драматизация – это одна из разновидностей игры, которая основана на собственных действиях ребёнка по исполнению роли. Кроме того, вместо ребёнка отображать роль могут куклу, бибабо, шапочки. Ребёнок в этом случае играет сам, используя разные средства выразительности – интонацию, пантомимику.

Участвуя в игре драматизации, ребёнок как будто входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Необходимо отметить, что использование игры-драматизации активно начинается, как правило, в дошкольном возрасте, когда дети имеют достаточно сформированный уровень развития связной речи, чтобы они имели возможность достаточно свободно и связно выражать мысли от лица героя.

 Используя  игру-драматизацию как средство  полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на следующие теоретические положения.

Первое, что игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте и в ней происходит формирование основных психических новообразований возраста, в том числе и полоролевой идентичности.

Второе положение заключается в том, что формирование полоролевой идентичности, навыков полоролевого поведения, представлений о полоролевом поведении формируется в дошкольном возрасте на практической основе в деятельности.

Третье – формирование навыков полоролевого поведения, представляения о собственном поле наиболее эффективно может осуществляться с помощью игр, в которых ребёнок отображает определённую модель полоролевого поведения, характерную для какого-либо героя. Это может осуществляться на основе игр драматизации.

Целью формирующего этапа исследования выступало способствование полоролевому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.

Задачами формирующего этапа эксперимента выступали:

  1. формирование навыков выделения мужских и женских черт в поведении;
  2. развитие спектра вербальных и невербальных средств выразительности, с помощью которых ребёнок может отображать модели поведения, характерные представителям того или иного пола;
  3. формирование позитивного отношения к герою, представляющему с героем один и тот же пол как основы для самоприятия своего пола;
  4. формирование навыков полоролевого поведения.

При организации исследования мы учитывали результаты констатирующего этапа, который показал, на котором уровне сформированности находится полоролевое развитие и каковы его особенности.

Экспериментальная работа осуществлялась с детьми, у которых выявлен средний и низкий уровень полоролевого развития. Также участвовали дети с высоким уровнем развития и их участие было направлено на формирование образца полоролевого поведения в образе сверстника.

Организация работы над игрой-драматизацией опиралась на методику проведения данного вида игры. Игра-драматизация выполнялась нами по сказкам, материал сказок, их тематика предварительно отбирались таким образом, чтобы в них присутствовали человеческие герои, а не животные, что позволило бы рассматривать модели мужского и женского поведения.

В результате проведённого отбора сказок нами было составлено тематическое планирование, которое включало в себя пять сказок:

1. «Две сестры» (русская народная сказка);

2. «Морозко» (русская народная сказка);

3. «Гуси-лебеди»

4. «Снегурочка»

5. «Никита  Кожемяка»

Работа по данным сказкам осуществлялась с учётом этапов проведения работы по игре-драматизации. Эти этапы включают в себя: первый этап – знакомство со сказкой; второй этап – освоение материала сказки по эпизодам; третий этап – проигрывание всей сказки целиком; четвёртый этап – показ сказки зрителям; пятый этап – сочинение песен в сказку. В играх-драматизациях создаются условия для формирования полоролевых представлений, предпочтений детей на основе работы с образами конкретных героев. В рамках нашего исследования нами были определены следующие условия, реализация которых способствует эффективному процессу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации. К этим условиям относились:

  1. целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций;
  2. организация подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения, образов персонажей произведений в соответствии с их полом;
  3. формирование у детей навыков поведения в рамках определённой социальной роли.

Выделенные нами условия соотносились с этапами работы по сказке и далее мы рассмотрим более подробно организацию данной работы. На первом этапе мы проводили знакомство со сказкой. В ходе чтения сказки детям это чтение характеризовалось эмоциональностью, динамичностью для того чтобы сформировать у детей интерес к новому произведению, желание узнать о том, как развивались события, происходящие с данными персонажами. Некоторые из сказок были выбраны на основании любимых детьми сказок, которые читались в группе ранее. Осуществляя знакомство со сказкой, мы в ходе беседы обращали внимание детей в ходе анализа на различные стороны образов и поведения героев.

Информация о работе Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста