Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс полоролевого воспитания в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….
1.1.Сущность понятия «полоролевое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….
1.2. Особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
1.3. Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания дошкольников………………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ……………………………………
2.1. Особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………...
2.2. Содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента……………………...
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………...
Таким образом, изучение половозрастной
идентификации мальчиков и
В ходе беседы с детьми мы
выявили уровень
Таблица 4
Показатели уровня сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении у старших дошкольников (%)
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Количество детей |
33% |
50% |
17% |
В таблице 4 мы видим, что у 50% детей
старшего дошкольного возраста
отмечается средний уровень
Высокий уровень (33%) характеризовался тем, что дети знали о необратимости пола; показывали эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье. Их представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения отличались сформированностью. Они имеют представление о своих полоролевых функциях в будущем и позитивно их принимают.
Низкий уровень (17%) характеризовался наличием эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя была как не очень хорошая, а также же присутствовала ссылка на негативные оценки своих качеств взрослыми. Мы отметили, что у детей с низким уровнем сформированности представлений о половых ролях отсутствовали представления о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; представления об особенностях поведения девочек в среде сверстников и семье отличались неопределенностью.
Таким образом, результаты показывают нам, что полоролевое развитие старших дошкольников находится еще в процессе формирования и их полоролевые представления носят неустойчивый характер.
Особенности полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста мы смогли выявить с помощью наблюдения за старшими дошкольниками в различных видах детской деятельности. С помощью наблюдения действий детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и растениями в группе мы выявили женские и мужские признаки и качества личности девочек и мальчиков.
Нами было отмечено, что в большинстве случаев мальчики предпочитают играть с мальчиками (85%), а девочки с девочками (81%), при этом, мальчики чаще выбирают машины, строительные игры, конструкторы, подвижные игры, реже – дидактические, настольно-печатные, театрализованные игры. Девочки предпочитают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные, куклы, мягкие игрушки, реже - строительные игры, конструктор, машинки, подвижные игры. Мальчики в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях предпочитают брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир. Девочки предпочитают брать на себя роли, отражающие женский образ: мама, сестра, медсестра, повар.
Большинство дошкольников
Обобщая полученные результаты, мы смогли соотнести их с общим уровнем сформированности полоролевого развития. Полученные результаты мы представили в таблице 5.
Таблица 5
Уровень полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста (%)
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Количество детей |
27% |
67% |
6% |
В таблице 5 мы видим, что у старших
дошкольников преобладает
Высокий уровень (27%) имеет следующие характеристики: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеет представления о социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, выстраивает половозрастную хронологию (от младенца до старика), осознает необратимость своего пола, выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевых функций), проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляет постоянство «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.
Низкий уровень (6%) отличается тем, что ребенок знает свой пол, некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки, но обнаруживает неустойчивые представления о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие их знаний в будущем, допускает ошибки в построении половозрастной хронологии, не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения, допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки, проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола, ярко выражена нестабильность в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.
На основании полученных
Результаты констатирующего
У мальчиков и девочек
2.2. Формирование полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации
Проанализировав проблему полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте и результаты констатирующего этапа исследования, мы пришли к выводу о том, что одним из эффективных средств, способствующих формированию полоролевых представлений, навыков полоролевого поведения у детей данной возрастной группы является игра-драматизация.
Игра-драматизация – это одна из разновидностей игры, которая основана на собственных действиях ребёнка по исполнению роли. Кроме того, вместо ребёнка отображать роль могут куклу, бибабо, шапочки. Ребёнок в этом случае играет сам, используя разные средства выразительности – интонацию, пантомимику.
Участвуя в игре драматизации, ребёнок как будто входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Необходимо отметить, что использование игры-драматизации активно начинается, как правило, в дошкольном возрасте, когда дети имеют достаточно сформированный уровень развития связной речи, чтобы они имели возможность достаточно свободно и связно выражать мысли от лица героя.
Используя
игру-драматизацию как
Первое, что игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте и в ней происходит формирование основных психических новообразований возраста, в том числе и полоролевой идентичности.
Второе положение заключается в том, что формирование полоролевой идентичности, навыков полоролевого поведения, представлений о полоролевом поведении формируется в дошкольном возрасте на практической основе в деятельности.
Третье – формирование навыков полоролевого поведения, представляения о собственном поле наиболее эффективно может осуществляться с помощью игр, в которых ребёнок отображает определённую модель полоролевого поведения, характерную для какого-либо героя. Это может осуществляться на основе игр драматизации.
Целью формирующего этапа исследования выступало способствование полоролевому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.
Задачами формирующего этапа эксперимента выступали:
При организации исследования мы учитывали результаты констатирующего этапа, который показал, на котором уровне сформированности находится полоролевое развитие и каковы его особенности.
Экспериментальная работа осуществлялась с детьми, у которых выявлен средний и низкий уровень полоролевого развития. Также участвовали дети с высоким уровнем развития и их участие было направлено на формирование образца полоролевого поведения в образе сверстника.
Организация работы над игрой-драматизацией опиралась на методику проведения данного вида игры. Игра-драматизация выполнялась нами по сказкам, материал сказок, их тематика предварительно отбирались таким образом, чтобы в них присутствовали человеческие герои, а не животные, что позволило бы рассматривать модели мужского и женского поведения.
В результате проведённого отбора сказок нами было составлено тематическое планирование, которое включало в себя пять сказок:
1. «Две сестры» (русская народная сказка);
2. «Морозко» (русская народная сказка);
3. «Гуси-лебеди»
4. «Снегурочка»
5. «Никита Кожемяка»
Работа по данным сказкам осуществлялась с учётом этапов проведения работы по игре-драматизации. Эти этапы включают в себя: первый этап – знакомство со сказкой; второй этап – освоение материала сказки по эпизодам; третий этап – проигрывание всей сказки целиком; четвёртый этап – показ сказки зрителям; пятый этап – сочинение песен в сказку. В играх-драматизациях создаются условия для формирования полоролевых представлений, предпочтений детей на основе работы с образами конкретных героев. В рамках нашего исследования нами были определены следующие условия, реализация которых способствует эффективному процессу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации. К этим условиям относились:
Выделенные нами условия соотносились с этапами работы по сказке и далее мы рассмотрим более подробно организацию данной работы. На первом этапе мы проводили знакомство со сказкой. В ходе чтения сказки детям это чтение характеризовалось эмоциональностью, динамичностью для того чтобы сформировать у детей интерес к новому произведению, желание узнать о том, как развивались события, происходящие с данными персонажами. Некоторые из сказок были выбраны на основании любимых детьми сказок, которые читались в группе ранее. Осуществляя знакомство со сказкой, мы в ходе беседы обращали внимание детей в ходе анализа на различные стороны образов и поведения героев.