Художественные способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования –
 изу­чение проблемы развития художественных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей.
 определение условий, благоприятных для развития художественных способностей детей.
 Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития художественных способностей детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Актуальность, значимость развития художественных способностей
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
3. Особенности проявления творчества до школьников
4. Помощь взрослых в развитии ребенка
5. Анализ содержания программных материалов.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методические рекомендации проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой
2. Психолого-педагогические выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Художественные СПОСОБНОСТИ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.

У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть снова творчества. Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька – учительница.

Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: «Его (ее) ничем не удивишь». Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно.

Ах как мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Мы не раз с вами будем говорить о том, что взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное «выращивание» и «ускорение развития» часто приводят к плачевным результатам.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям! Иначе откуда берутся такие слова: «Не трогай!»,  «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!», «Вот я до тебя доберусь!».

Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения 6,121. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

                  Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

                  Остановить развитие его уникальных способностей;

                  Заглушить проявление индивидуальности;

                  Привести к неправильному выбору в жизни;

В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

                  Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.

                  Второй путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.

Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.

5. Анализ содержания программных материалов.

              В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к развитию художественных способностей осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства. Базисный учебный план позволяет преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений.8,5

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.8,16 Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и литературой».8,25  Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты).

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием8,26. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

 

 


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Методические рекомендации проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой

     В настоящее время существует множество вариативных программ, пособий, методик по ознакомлению детей с народным и декоративно-прикладным искусством.

     В своей педагогической практике по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, мы использовали программу дополнительного образования О.А. Соломенниковой «Радость творчества», изданную в 2006 году под общей редакцией: Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой 8,94.

     Данная программа может использоваться как специализированная для дополнительного образования  детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) по разделу «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством 8,95.

     «Программа воспитания и обучения в детском саду» строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

     Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития художественной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

     Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.

     Значение художественной деятельности детей весьма велико: она тесно связана с процессами умственной и душевной жизни, выполняет свою роль в формировании, развитии юного человека.

     Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

     Цель программы «Радость творчества» – развитие художественно-творческих способностей детей 4-6 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

     Основные задачи программы:

      Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

      Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

      Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

      Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.

      Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

      Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

     Представленная в пособии система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

            Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства;

            Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

            Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;

            Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;

            Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

            Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

            Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.

     Программа «Радость творчества» рассчитана на два года обучения. Программа для детей 4-5 лет включает 5 тем: «Знакомство с работой студии», «Волшебная Дымка»,  «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Русские национальные сказки».

     Программа для детей 5-6 лет включает 7 тем: «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Русская матрешка», «Сказки».

     Для проведения практических занятий нами были выбраны темы по проблеме исследования.

    Содержание работы с детьми 4-5 лет.

     Тема «Волшебная Дымка» состоит из занятий:

-         «Дымковские игрушки»,

-         «Рисование дымковских узоров»,

-         «Лепка и роспись дымковской уточки»,

-         «Лепка и роспись дымковского коня»,

-         «Лепка и роспись дымковской барышни».

     Программное содержание. Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать детям о происхождении данного промысла. Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской росписи: точки, круги, полосочки, прямые и волнистые линии. Учить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Формировать умение лепить дымковские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина. Развивать умение выполнять сюжетные композиции.

     Тема «Филимоновские свистульки» состоит из занятий:

-         «Знакомство с творчеством филимоновских мастеров»,

-         «Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов»,

-         «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»,

Информация о работе Художественные способности