Художественные способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования –
 изу­чение проблемы развития художественных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей.
 определение условий, благоприятных для развития художественных способностей детей.
 Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития художественных способностей детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Актуальность, значимость развития художественных способностей
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
3. Особенности проявления творчества до школьников
4. Помощь взрослых в развитии ребенка
5. Анализ содержания программных материалов.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методические рекомендации проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой
2. Психолого-педагогические выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Художественные СПОСОБНОСТИ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по­знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это де­лать, они решают их за него).

Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться. 

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

Воспитание художественных способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изуче­ния лите­ратуры  по данной теме, попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию художественных способностей.

Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы под­черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать художественные способности с детства, какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития художественных способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

 


3. Особенности проявления творчества до школьников

Анализ про­цесса творчества у детей позволил вы­делить следующее противоречие: разви­ваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и рече­вых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стан­дартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений прак­тически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения пре­ломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропуска­ет его через свой личный опыт, кото­рый неповторим и уникален. Новое зна­ние творчески трансформируется каж­дым ребенком и приобретает свой ко­лорит и свои особенности. В этом про­цессе наблюдаются существенные ин­дивидуальные различия детей. Некото­рые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творче­ство: они задают взрослому массу воп­росов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позво­ляющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроник­новение новых и уже имеющихся зна­ний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порож­дению оригинальных интересных дога­док, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обу­чения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами иссле­довании изучаются механизмы такой трансформации (творческой перера­ботки) ребенком вновь приобретаемо­го опыта, а также количественные и качественные особенности преобразую­щей, комбинирующей деятельности де­тей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошколь­ников.

Творческий про­цесс — это особая форма качественно­го перехода от уже известного к но­вому, неизвестному. У детей этот пере­ход осуществляется в процессе много­образных форм поисковой деятельно­сти, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем раз­нообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригиналь­нее поисковая деятельность, тем боль­ше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе кото­рого будут затем строиться оригиналь­ные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий раз­работки проблемы творчества заключа­ется в изучении поисковой деятель­ности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это ис­тинно детская самостоятельная дея­тельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно раз­вивающаяся на протяжении всего до­школьного детства 4,39. Данный период раз­вития ребенка характеризуется высо­кой сенситивностью к этой деятель­ности, в процессе которой дети прояв­ляют удивительную выдумку и изо­бретательность.

Детское экспериментирование харак­теризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание ново­го продукта (постройки, рисунка, сказ­ки и т. д.). Получение новых ориги­нальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольни­ком по мере получения всех новых све­дений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представ­лен момент самодвижения, самораз­вития: преобразования объекта, произ­водимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преоб­разования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок по­лучает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким об­разом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой мо­гут быть изучены механизмы самодви­жения, саморазвития детской деятель­ности.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко под­дается формированию и развитию в самых различных направлениях. На­ряду с реальным экспериментирова­нием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различ­ными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоя­тельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов дея­тельности.

В поисковой деятельности нахо­дит проявление и развивается природ­ная любознательность детей, их актив­ное отношение к окружающей дей­ствительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

Творчество де­тей всегда насыщено яркими положи­тельными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость пер­вых, пусть пока маленьких, но откры­тий, удовольствие от своих новых ри­сунков. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творче­ского процесса с эмоциональным раз­витием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования ост­рой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, глав­ное, в осуществлении самого этого про­цесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению раз­личных детских деятельностей, имею­щих творческий характер, благоприят­ствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенси­фикации развития новых мотивов дея­тельности дошкольников, что суще­ственно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в ко­нечном счете, способствует формирова­нию эвристической структуры личности.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.

     По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.     Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

     Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

     Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

 

4. Помощь взрослых в развитии ребенка

Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая              растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

Так, француженка Сисиль Лупан с восторгом описывает, как трехлетняя дочка, «чувствуя себя вполне свободно», беседует с дядей репортером, приехавшим проверить способности детей. Сначала она рассказала ему «какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала басню Жана Ладоонтена – «Лиса и журавль», потом спела, куплеты о Бурбонах и объявила, между прочим, почему Генриха 4 называли дамским угодником». Действительно, запомнить все это трехлетнему ребенку с его огромным объемом памяти не составит труда, но лично у меня возникает вопрос: «А для чего это нужно самой девочке?» По-моему, это зачем-то нужно маме, а ребенок в 3 года вполне может обойтись и без рассуждений о «дамских угодниках». Автор утверждает, что ее маленькие девочки (второй девочке 2 года) счастливы, получая знание. Конечно, все дети счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних, есть знания несвоевременные, а есть просто вредные. А знаете, что произойдет с ребенком, если попытаться «ускорить» его рост, постоянно подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки повиснут в воздухе. В возрасте 2 – 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 – это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так 6.115.

Информация о работе Художественные способности