Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Цель данного исследования –
изучение проблемы развития художественных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.
определение условий, благоприятных для развития художественных способностей детей.
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития художественных способностей детей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Актуальность, значимость развития художественных способностей
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
3. Особенности проявления творчества до школьников
4. Помощь взрослых в развитии ребенка
5. Анализ содержания программных материалов.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методические рекомендации проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой
2. Психолого-педагогические выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Лепка и роспись филимоновской красавицы»,
- «Лепка и роспись курицы-свистульки».
Программное содержание. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассказать детям о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области). Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции.
Художественно-творческая деятельность детей 5-6 лет.
Тема «Русская матрешка» состоит из занятий:
- «Путешествие с матрешкой»,
- «Копирование матрешек сделанных в Сергиевом Посаде (Загорске)»,
- «Копирование матрешек сделанных в городе Семенове»,
- «Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек».
Программное содержание. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Помимо основных занятий по ознакомлению детей с народной игрушкой, рекомендуется проводить тематические праздники и развлечения. После проведения всех практических занятий нами было подготовлено и проведено интегрированное развлечение «Веселая ярмарка».
Целью ставилось не только закрепление знаний, умений и навыков, а так же расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Студия оформлена для проведения интегрированного развлечения «Веселая ярмарка». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских»:
1-я группа – филимоновские мастера;
2-я группа – дымковские мастера;
3-я группа – хохломские мастера;
4-я группа – мастера по изготовлению матрешек.
В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.
П е д а г о г . Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Х о з я ю ш к а. Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
В е д у щ а я . Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.
Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в «мастерские», садятся за столы и начинают работать; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде, загадывают загадки.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не будет скуки, когда заняты руки.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Птицу узнают в полете, а человека в работе!
Недаром говориться, что дело мастера боится.
Упорство и труд – все перетрут.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынуть рыбку из пруда.
Дети приступают к росписи изделий.
В е д у щ а я . Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера (подходит к филимоновским мастерам).
П е д а г о г .
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
В е д у щ а я . А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?
П е д а г о г .
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
В е д у щ а я . А вот и хохломские мастера.
П е д а г о г .
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши –
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала словно память:
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
В е д у щ а я . Послушаем, что скажут нам мастера, которые делают матрешек.
П е д а г о г .
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: – «Восемь!»
В е д у щ а я . Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело – гуляй смело! Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем!
Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
В работе мы большое внимание уделяли формированию критериев эстетической значимости объекта. Это дало в итоге сформировать у детей умение следовать канонам, традициям в изображении и умение привносить элементы нового в художественную деятельность. Предложенный художественный материал понятен и доступен детям.
За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.
Дети вообще с большим интересом откликаются на предложение выполнить рисунок, вылепить игрушку и подходят к выполнению задания с интересом и всей детской ответственностью. Вкладывают в свой труд все свои знания, умение, все старание, проявляют фантазию.
Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.
От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.
Еще одна потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства, – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремились так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, к месту работы, к столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, не можем не отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при проведении интегрированного развлечения, включавшего в себя разные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую и театрализованную. Развлечение было основано на такой традиции, как ярмарка.
Безусловно, такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.
Кроме интегрированности, комплексности использования художественного материала наша работа была основана на тесной взаимной связи между развитием художественно-творческих способностей детей и формированием основ художественной культуры и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Это уровень внутриличностного интегрирования в способах освоения и присвоения окружающего мира.
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей дошкольного возраста.