Художественные способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования –
 изу­чение проблемы развития художественных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей.
 определение условий, благоприятных для развития художественных способностей детей.
 Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития художественных способностей детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Актуальность, значимость развития художественных способностей
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
3. Особенности проявления творчества до школьников
4. Помощь взрослых в развитии ребенка
5. Анализ содержания программных материалов.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методические рекомендации проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой
2. Психолого-педагогические выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Художественные СПОСОБНОСТИ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

-         «Лепка и роспись филимоновской красавицы»,

-         «Лепка и роспись курицы-свистульки».

     Программное содержание. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассказать детям о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области).  Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции.

     Художественно-творческая деятельность детей 5-6 лет.

     Тема «Русская матрешка» состоит из занятий:

-         «Путешествие с матрешкой»,

-         «Копирование матрешек сделанных в Сергиевом Посаде (Загорске)»,

-         «Копирование матрешек сделанных в городе Семенове»,

-         «Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек».

     Программное содержание. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

     Помимо основных занятий по ознакомлению детей с народной игрушкой, рекомендуется проводить тематические праздники и развлечения. После проведения всех практических занятий нами было подготовлено и проведено интегрированное развлечение «Веселая ярмарка».

   Целью ставилось не только закрепление знаний, умений и навыков, а так же расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

    Студия оформлена для проведения интегрированного развлечения «Веселая ярмарка». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских»:

          1-я группа – филимоновские мастера;

          2-я группа – дымковские мастера;

          3-я группа – хохломские мастера;

          4-я группа – мастера по изготовлению матрешек.

     В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.

     П е д а г о г .  Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

     Х о з я ю ш к а. Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

     В е д у щ а я .  Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.

     Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в «мастерские», садятся за столы и начинают работать; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде, загадывают загадки.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь  на смех.

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говориться, что дело мастера боится.

Упорство и труд – все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынуть рыбку из пруда.

     Дети приступают к росписи изделий.

     В е д у щ а я .  Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера (подходит к филимоновским мастерам).

     П е д а г о г .

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

     В е д у щ а я .  А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

     П е д а г о г .

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

     В е д у щ а я .  А вот и хохломские мастера.

     П е д а г о г .

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши –

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

     В е д у щ а я .  Послушаем, что скажут нам мастера, которые делают матрешек.

     П е д а г о г .

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд.

Сестры-куколки стоят.

–        Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: – «Восемь!»

     В е д у щ а я .  Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело – гуляй смело! Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем!

2. Психолого-педагогические выводы.

Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

В работе мы большое внимание уделяли формированию критериев эстетической значимости объекта. Это дало в итоге сформировать  у детей умение следовать канонам, традициям в изображении и умение привносить элементы нового в художественную деятельность. Предложенный художественный материал понятен и доступен детям.

За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.

Дети вообще с большим интересом откликаются на предложение выполнить рисунок, вылепить игрушку и подходят к выполнению задания с интересом и всей детской ответственностью. Вкладывают в свой труд все свои знания, умение, все старание, проявляют фантазию.

Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.

От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Еще одна потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства, – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремились так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, к месту работы, к столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, не можем не отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную  обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при проведении интегрированного развлечения, включавшего в себя разные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую и театрализованную. Развлечение было основано на такой традиции, как ярмарка.

Безусловно, такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.

Кроме интегрированности, комплексности использования художественного материала наша работа была основана на тесной взаимной связи между развитием художественно-творческих способностей детей и формированием основ художественной культуры и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Это уровень внутриличностного интегрирования в способах освоения и присвоения окружающего мира.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей дошкольного возраста.

Информация о работе Художественные способности