Художественная обработка древесины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:11, методичка

Краткое описание

Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Файлы: 1 файл

Художественная обработка древесины - моя.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная

  образовательная программа

 

« Художественная обработка древесины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно - прикладного искусства 5-11 классы;
  2. Технология для 5-8 классов.
    1. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

Программа предназначена для учащихся 5 -8 классов.

 

Основные  учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины».

Обучающие:

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить технологию работы выжигателем;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
  • Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для  резьбы, способы хранения древесины;
  • Изучить технологию геометрической резьбы;
  • Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным  направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

 

Форма занятий:

  • Урок.
  • Самостоятельная работа.
  • Проект.
  • Практические работы
  • Выставки
  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате прохождения данной программы  дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; 
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;
  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания;
  • выполнение декорирования изделий выжиганием;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
  3. Итоговая аттестация.

 

Количество часов в программе: 102 ч.

В неделю: 3 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

№п/п

Тема занятия.

Дата по плану/фактич

Теоретические сведения

Практическое занятие

Методы обучения

Форма подведения итогов

Художественное  выжигание

1

Охрана труда,  пожарная безопасность при производстве художественных изделий (2часа).

 

Введение (1 час). ТБ, пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

 

Словесно -наглядный. Приучение к выполнению требований.

Вводная диагностика

2

Инструменты и приспособления для  выполнения работ по выжиганию

(1 час).

 

Инструменты и приспособления для  выполнения работ по выжиганию. ТБ при  работе с электровыжигателем.

 

Словесно наглядный. Демонстрация.

Анализ работ

3

Декорирование изделий выжиганием  (3 часа).

 

Технология декорирования изделий  выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Ознакомление с техникой выжигания.

Словесно наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

4

Основы композиции (3 часа).

 

Технология создания композиции с  использованием отдельных элементов  выполненных электро -выжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Создание композиции для выжигания.

Словесно наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

5

Подготовка заготовок к работе (3 часа).

 

Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.

Основные требования к инструменту;

 уход за инструментом

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка  на древесине

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

6

Технология декорирования художественных изделий выжиганием (3 часа).

 

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Выполнение контурного  выжигания

Словесно наглядный.

Анализ работ, выставка

7

Основные приёмы выжигания (3 часа).

 

Технология  основных приёмов выжигания.

Совершенствование приёмов выжигания

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

8

Технология  выполнения приёмов  выжигания (3 часа).

   

Выполнение  настенного панно

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

9

Отделка изделия (3 часа).

 

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Выполнение настенного панно

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

10

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием (6 часов).

 

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Выполнение настенного панно

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

 

(30 часов)

         

Выпиливание  лобзиком

1

Охрана труда, пожарная безопасность при производстве художественных изделий (1 час).

 

Введение (1 час). ТБ, пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

 

Словесно -наглядный. Беседа.

Вводная диагностика

2

Основы материаловедения (2 часа).

 

Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место  и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и  отделочные материалы и клеи.

 

Словесно –наглядный. Демонстрация.

Обобщающая беседа

3

Материалы, инструменты и приспособления (3 часа).

 

Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Изучение устройства лобзика, струбцины.

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

4

Виды  резьбы  по  дереву (3 часа).

 

Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Выпиливание лобзиком частей к подвижной  игрушке (крестьянин и медведь)

Словесно –наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия (3 часа).

 

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Изготовление подвижной игрушки.

Словесно –наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

6

Технические приёмы выпиливания орнамента (3 часа).

 

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

7

Сборочные и отделочные работы (3 часа)

 

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Словесно –наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком (3 часа).

 

Художественно-эстетические основы выпиливания  лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты  и полосы;

- сетчатый орнамент.

 

Словесно –наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

9

Работа над конструкцией изделия (3 часа)

 

Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным  орнаментом.

Сборка корзиночки для конфет

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

10

Построение орнамента (3 часа).

 

-  Плоские, объёмные изделия;

-  изделия округлой  формы;

-  изделия со сложным  орнаментом.

Перевод рисунка  и выполнение орнамента  простейшей рамки для фотографии.

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

11

Отделка изделия (3 часа)

 

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Отделка изделия

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

12

Изготовление изделия (3 часа).

   

Выполнение настенного панно

Словесно -наглядный

Анализ работ, выставка

 

(33 часа)

         

Резьба по дереву

1

Охрана труда, производственная санитария, пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева (1 час).

 

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий  из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год.

 

Словесно-наглядный. Беседа.

Вводная диагностика

2

Виды резьбы (2часа)

 

Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности  и разновидности;

- правила безопасности труда  при работе режущими инструментами.

 

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Обобщающая беседа

3

Материал (1 час).

 

Выбор материала Технико-технологические  сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание  художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения  дефектов.

 

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву (1 час).

 

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

 

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

5

Изготовление инструмента для  резьбы по дереву и подготовка его к работе (1 час).

 

Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Изготовление инструмента для  резьбы по дереву и подготовка его  к работе.

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

6

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы (3 часа).

 

Технология выполнения  геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

-  способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных  выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок)

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

7

Контурная резьба (3 часа).

 

Технология выполнения контурной  резьбы:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Выполнение орнамента

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

8

Рельефная и скульптурная резьба (3 часа)

 

Технология выполнения рельефной  и скульптурной резьбы Технико-технологические  сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности  резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее  выполнении

 

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

9

Отделка и реставрация резных изделий (3 часа)

 

Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Отделка и реставрация резных изделий.

Словесно-наглядный. Демонстрация.

Анализ работ, выставка

10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом (6 часов).

 

Изготовление простого художественного  изделия столярным способом. Составление  композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические  сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Изготовление простого художественного  изделия столярным способом. Составление  композиции на шаблоне.

Словесно-наглядный. Практическое заняти.

Анализ работ, выставка

11

Изготовление разделочной доски  и декорирование ее геометрической резьбой (6 часов).

 

Изготовление разделочной доски  и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические  сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на  заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование  ее геометрической резьбой.

Практическое занятие

Анализ работ, выставка

12

Изготовление набора из двух разделочных досок  (8 часов)

   

Изготовление набора из двух разделочных досок и декорирование ее геометрической резьбой.

Практическое заняти

Анализ работ, выставка

13

Выставка детского творчества (1час).

       

Выставка работ, их обсуждение.

 

(39 часов)

         
 

Всего: 102 часа.

         

 

 

 

 

 

 

Литература:

для преподавателя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

4. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

5. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

для учеников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

5. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Винтана – Граф, 2009.

6. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2009.

7. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2009.


Информация о работе Художественная обработка древесины