Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:55, реферат
Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется и строительстве, и искусстве. Основными видами керамики считаются: терракота, майолика, фаянс и фарфор.
1. Введение. Понятие «керамика» и основные ее виды.
2. Развитие глиняной игрушки в средней Азии. Дивные сны усто Гафура. История керамики в Ура-Тюбе.
3. Керамика Средней Азии.
План.
1. Введение. Понятие «керамика» и основные ее виды.
2. Развитие глиняной игрушки в средней Азии. Дивные сны усто Гафура. История керамики в Ура-Тюбе.
3.
Керамика Средней
Азии.
Введение. Понятие «керамика» и основные ее виды.
Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется и строительстве, и искусстве. Основными видами керамики считаются: терракота, майолика, фаянс и фарфор.
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.
С древнейших
времен и вплоть до наших дней керамические
изделия занимают одно из ведущих
мест в декоративно-прикладном искусстве
всех народов мира. В музеях разных
стран хранится немало шедевров керамического
мастерства.От примитивных сосудов,
вылепленных вручную и
Керамика
принадлежит к древнейшим созданиям
человека, рожденным из его жизненно
необходимых потребностей. В первобытные
времена ее производство определялось
исключительно утилитарными факторами
и поэтому, различных эстетических изображений
на изделиях, не наблюдалось. Однако высокоразвитые
культуры древности ценили не только технологическую,
но и художественную ценность изделия.
Со временем уделяя особое внимание качеству
черепка, они одновременно разробатывали
различные наружные изображения на них,
которые делались все богаче.Так, в конце
концов, керамика становится объектом
художественного творчества, и начинается
ее яркая история, неуклонно направленная
все к более высоким целям...
Развитие глиняной игрушки в средней Азии. Дивные сны усто Гафура. История керамики в Ура-Тюбе.
В зубастой
пасти чудовища сидит лягушка, на
голове с бараньими рогами пристроилась
обезьяна, а со спины смотрит верблюжья
голова. Это невообразимое существо
высотой 20 сантиметров,слепленноеиз глины,мирно
стояло среди не меннефантастических
чудовищ размером еще меньше на высокой
печи, сложенной в углу дома Гафура
Халилова-лучшего мастера
Сам усто, мастер, маленький, добрый, улыбающийся старичок, любовно поглаживает своих чудовищ. Взяв глину, мастер начал замешивать по старинному рецепту, добавляя для прочности, козью шерсть. Глина требуется двух видов: обычная, лесовая, ее надо брать две части и к ним добавлять одну часть специальной вязкой глины гулибуты.
Профессия гончара такая же древняя в Ура-Тюбе, как и сам город. Глубоки тут культурные корни. Несмотря ни на какие невзгоды и лишения эти корни не прерывались на протяжении четырех тысяч лет. Философы, поэты, зодчие, скульпторы, ганчкоры, кандакоры, наккоши, кулоли своим искусством множили и укрепляли эти корни. И сегодняшнее исконное народное искусство не дало бы столь сильных побегов, если бы они не были привиты к тем корням.
Историю
керамики в Средней Азии можно
узнать и по глиняным черепкам.
В Ура-Тюбе крестьяне, копнув
мотыгой в своем огороде,
Глиняная
игушка, как и посуда, имеет в
Средней Азии очень древнюю
историю. Фигурки-свистульки
Именно
от этих глиняных свистулек
и ведут свою родословную
А
сегодняшние сказочные
До
революции в Ура –Тюбе было
двадцать пять гончарных
Сейчас простые фигурки – обезьян, барашков, лошадок – Халимов уже не лепит, их делают его сын Гадайбой, сноха Муаззам, племянник, внук. А сам он делает невиданных зверей. Среди тысяч вылепленных им фигурок нет одинаковых. Многих зверей он взял из старинных книг,таджикских народных сказок. А еще лепит утром то, что приснилось ночью. Это драконы, самых разных форм.
Украшает
он свои скульптурки предельно
простым, архаичным,
Чтобы показать, как рождаются обитатели зверинца. Халимов снял с подготовленной к работе глины мокрую тряпку, отщепнул кусочек «теста» и очень быстро вылепил существо, похожее и на лошадь и на барана. Тем временем его внук уже слепил свистульку. Старый мастер пришлепнул ее к туловищу, дунул в дырочку, и раздался тонкий свист. В тот миг усто Гафур казался пастухом, пасущим во дворе фантастическое стадо из своих сказочных снов…
Керамика Средней Азии
Одним
из наиболее древних, интересных видов
прикладного искусства является
художественная керамика.
Производство различных видов керамики
было, пожалуй, самым высокоразвитым из
всех ремёсел в Центральной Азии. Гончары
делали различную посуду (блюда, чаши,
сосуды для хранения воды, кувшинчики
для умывания и т.д.), которая была нужна
всем и всегда, игрушки для детей и т.д.
На рынках этот товар пользовался неизменным
спросом и мастера старались "держать
марку". Они стремились улучшать качество
своих изделий, создавали новые формы
и украшали их новыми рисунками. Главными
центрами керамики были Бухара, Риштан
и Самарканд с окрестными районами, но
качественные изделия производились также
в Коканде, Андижане, Ташкенте и др. городах.
Постепенно выделилось несколько локальных
школ керамики, каждая из которых отличалась
оригинальной техникой исполнения, своеобразием
дизайна и колорита.
Керамика
разделялась на неполивную и поливную
глазурованную. Мастера Ферганской
долины (прежде всего из Риштана) и
Хорезма употребляли земельно-
Узбекская
народная игрушка, выполненная из неполивной
керамики, популярна уже в течение
многих веков. Народные умельцы делали
на радость детям причудливые
фигурки лошадок, дракончиков, птичек
и после обжига расписывали их
растительными красками - жёлтой, красной,
зелёной, тёмно-коричневой. В основном
мастера изготовляли столовую и
хозяйственную посуду. Посуда узбекских
мастеров делится на чашеобразную форму
(коса) и кувшинообразную форму (куза),
такое разделение объясняется специализацией
мастеров. Гончар-косагарлик производил
коса, шокоса,пиалы,ляганы, тавок, тогора,
бадии и т.д.; кузагарлик выделывал
кувшины и корчаги разной формы,
емкости, назначения. По своим высоким
технологическим и
Художественным своеобразием отличались
изделия и других керамических центров:
Варданзи, Гиждувана, Каттакургана, Мадыра,
Шахрисябза, Ташкента. Оно сказывалось
в формообразующих элементах, в композиции
узора, колорите, в излюбленных мотивах
орнамента - и в общем эмоциональном настрое.
Довольно многочисленная продукция ташкентских
кулолов, производившаяся в ХIХ в. и поступавшая,
главным образом, на городской рынок и
вывозившаяся в окрестные сельские районы,
в не отличали высокие художественные
качества. Правда, отдельные мастера в
середине XIX в. производили красивые и
качественные изделия, например, чинни.
К концу XIX в. керамическое производство
в Ташкенте сильно сократилось в объеме
и ухудшилось по качеству в результате
конкуренции фабричных изделий, поступавших
из центральных районов России.
Хорезмские
гончары в XIX-начале ХХ века занимались
посудной керамикой и созданием
элементов архитектурного декора. Эта
традиция жива до сих пор. Декор хорезмской
керамики, сдержан и благороден, в чем
проявилась относительная замкнутость
культурного развития этого региона. В
1960-е годы наметился расцвет локальных
керамических школ, представленных мастерами
яркой творческой индивидуальности. Начиная
с 1970-х годов мастера Риштана восстановили
основные традиционные формы изделий,
и в настоящее время здесь изготовляют
два типа керамической посуды : плоские
(чаши, блюда и др.) и вытянутые вверх (кувшины;
хумы и др). Керамическое искусство Риштана
зародилось в глубокой древности. Историю
его воникновения, овеянную множеством
легенд, еще предстоит открыть археологам.
Небольшой в прошлом поселок на юге Ферганской
долины на половине пути от Ферганы до
Коканда, у границы современного Узбекистана
и Киргизстана, Риштан известен сегодня
как город мастеров, один из крупнейших
в Средней Азии центров производства уникальной
глазурованной керамики.
В существующее издревле искусство обожженой
глины риштанцы внесли свои яркие и самобытные
черты, отличающие их произведения от
всего, что было создано в этой области
не только другими народами, но и соседними
узбекистанскими керамическими центрами.
Традиции многих из них, бытовавших еще
в начале XX века, к концу столетия оказались
утраченными. В этом плане современный
риштанский промысел являет собой определенный
феномен стабильности развития традиционного
ремесла, на протяжении многих столетий
практически без изменений сохранившего
свою стилистическую целостность. Тонко
выточенные на гончарном круге посудные
формы Риштана характерны в целом для
всего региона и отражают устойчивость
традиции. Отличает их изящество свободной
росписи, богатство растительного орнамента
и особый колорит, звучайщий всеми оттенками
лазурита и бирюзы под тонким слоем прозрачной
глазури. Эта изысканность сдержанной
цветовой палитры - бело-голубой бихромной
гаммы с деликатным вкраплением коричневого
и лилового цветов - определяет сегодня
стиль риштанского керамического декора,
лишь изредка удивляя полихромией теплых
солнечно-желтых тонов - рецидивом далекого
прошлого.
Риштанскую керамику нельзя рассматривать
в отрыве от ферганской и общеузбекистанской.
Многое говорит о ее связях с традициями
других центров гончарного ремесла Ферганской
долины - Коканда, Намангана, Гурумсарая,
Андижана, о близком родстве с гончарными
промыслами таджикской части Ферганы
- Ходжентом, Канибадамом, Ура-Тюбе, Чорку,
а также некотором сходстве с керамикой
старого Ташкента, Бухары, с технологическими
приемами гончаров Хорезма. Производство
расписной керамики на территории Ферганского
оазиса известно с эпохи бронзы. Обращаясь
к его истокам, мы должны вспомнить культуры
древнейших племен, населявших долину
Паркана во II-I тысячелетии до н.э. - далеких
предков ныне живущих здесь узбеков и
таджиков.
История риштанского керамического промысла
от начала его возникновения вплоть до
серед. XIX в. осталась малоизученной, что
обусловлено отсутствием археологических
исследований на месте его возникновения.
Согласно легендам, до сих пор бытующим
среди мастеров, древний город гончаров
находился в одном из старых кварталов
современного Риштана (Рошидона) - махалле
Чиннигарон, недалеко от мазара Сохиби
Хидоя. (В скором времени здесь начнутся
археологические изыскания). Одни предания
относят его появление к нач. XII в. (иногда
даже к концу Х в.) и развитие промысла
связывают с мастерами, приехавшими из
Бухары и Самарканда. По другим, в нач.
XIV-XV вв. риштанские мастера из махалли
Дахбед переселились в Самарканд, стали
производить там расписную посуду и участвовать
в оформлении архитектурных комплексов.
Улица, на которой жили риштанские мастера,
до сих пор называется Дахбедской. Сохранились
родственные связи между жителями Риштана
и Самарканда, Канибадама и Ура-Тюбе. Возможно,
предстоящая археологическая экспедиция
в Риштане даст не менее интересный вещевой
материал по истории города гончаров,
чем раскопки других древних городищ Ферганской
долины, и позволит заполнить белые страницы
в его истории. Предположение о том, что
риштанский промысел мог возникнуть или
получить развитие на базе уже существовавшего
в период развитого средневековья производства,
обосновывается причинами экономического
и политического характера. К ним можно
отнести непосредственную близость к
трассам Великого шелкового пути, сместившимся
к VI в. на север, к границам кочевых племен.
Через древние города Ферганской долины
- Куву, Ахсикет и др. проходили основные
торговые пути, связывающие Фергану с
Кашгаром и Чачем (Шашем), Передней Азией
и восточными границами халифата. Фергана
была включена в сферу широких международных
торгово-экономических и культурных контактов.
Начиная с IX в. - периода стабилизации,
наступившего после арабского нашествия,
процесс культурной интеграции народов,
населявших Среднюю Азию, Ближний и Средний
Восток, стал особенно интенсивным. Обеспеченный
общепринятой религией - исламом, языком
- арабским, а затем персидским, он сопровождался
ростом городов, развитием науки и культуры,
торговли и ремесел, а также миграцией
мастеров-ремесленников по всей территории
Мавераннахра. Этот процесс, прерванный
в нач. XIII в. монгольским нашествием, возобновился
с новой силой спустя столетие, в эпоху
Темура и его преемников. Несмотря на бесконечные
войны, эта эпоха отмечена бурным ростом
городов и высокими достижениями в области
архитектуры. Она обогатилась включением
в ее декор цветной глазури и появлением
первых изразцов. Богато орнаментировались
предметы быта, возрос спрос на керамическую
посуду, что привело к поиску более дешевых
способов ее производства и возникновению
новых гончарных центров.
Начиная с IX в в Средней Азии вошли в употребление
разнообразные приемы глазурования. Были
освоены технологии блестящих оловянных
глазурей, прозрачных глазурей на свинцовой
основе, а также земельно щелочной ишкоровой
глазури с матовой поверхностью. Керамика
с ишкоровой глазурью получила распространение
в Шаше - главном экспортере гончарной
продукции и в Согде, в качестве привозной
или местной продукции. "В Самарканде
было видимо налажено свое производство
такой посуды". Эти сведения историков
перекликаются с легендами риштанских
мастеров о рецептах технологии ишкора,
завезенных в Риштан из Ирана или Самарканда,
а, возможно, и из Шаша, под культурным
влиянием которого в то время находилась
Фергана.
Исследователи отмечают, что в период
второй пол. VIII - нач XIII вв. Ахсикет - древняя
столица Ферганы - был одним из крупнейших
в Средней Азии центров производства глазурованной
керамики. К XII в широкое распространение
во всех керамических центрах Средней
Азии получило производство посуды под
зеленой и бирюзовой поливой в подражание
китайским селадонам. С этим же периодом
связывают широкое применение кобальта
для росписи посуды и окраски глазури.
Многие исследователи поддерживают легенду
о взаимосвязи образования риштанского
промысла с ввозом на территорию Мавераннахра
китайского фарфора эпохи Минг, расписанного
кобальтом - "мусульманской синькой"
и служившего ценным обменным товаром.
Скорее всего к этому периоду можно адресовать
не появление самого керамического промысла,
а факт сложения определенного стилевого
направления в нем, изобретения силикатного
черепка кашина - среднеазиaтcкого фаянса,
имеющего некоторые аналоги с китайским
"кобатьтом".
Интерес к китайской культуре проявлялся
у народов, живших на территории Средней
Азии, с глубокой древности. О наличии
некоторых общих черт в культуре древней
Ферганы - Давани - и Китая свидетельствуют
донесения китайского посла Чжан Цяня,
дважды посетившего Западный край в 136
- 128 гг. и в 115 г. до н.э. Отмечается что "Давань...
в художествах довольно сходствует со
Срединным царством". Интерес этот не
носил характера прямого подражания. Повсеместное
распространение керамических и кашинных
изделий, расписанных кобальтом под бирюзово
голубой глазурью было связано скорее
с тем, что бирюза - один из самых любимых
и почитаемых на Востоке самоцветов. Тонкостенные
чаши и блюда из кашина напоминали китайские
фарфоровые изделия, но безотносительно
к своему прототипу. Следует отметить
что среднеазиатские мастера познакомились
с кобальтом еще в IX в. Декор и техника
глазурования среднеазиатских изделий
были разработаны на собственных традициях.
"Все дальневосточные элементы керамики
Мавераннахра обнаруживаются в своем
опосредованном виде, переработанном
через иную ближневосточную систему декорировки,
которая была создана на основе синтеза
художественных традиций Византии, Ирана
и Китая". Фергана была одним из крупных
центров производства бирюзовой поливной
керамики. Ее изготовлением занимались
корпорации ремесленников гончаров, из
мастерских которых формировались целые
производственные кварталы в городах,
возникали новые ремесленные поселения.
Одним из таких, возможно, и был Риштан.
Развитию гончарного производства в Риштане
способствовало наличие местного сырья.
Практически все пригодные для изготовления
керамической посуды глины и красители,
кроме ляпис-лазури и кобальта риштанские
мастера добывали на месте и в ближайших
районах. В самом Риштане есть красноватая
глина - хоки cуpx. "Риштанские гончары
считают, что их глина настолько хороша,
что в предварительной обработке и выдерживании
совершенно не нуждается". Для изготовления
посуды чинни использовали учкурганскую
желтую огнеупорную или белые, рыхлые
пины из Ташкента (ангренскую) или Оша.
Необходимые для составления глазурей
компоненты привозят из окрестных мест:
кварц - ок гош из Соха или Гурумсарая,
белый кварцевый песок - ок кум - из Шиброна
или долины реки Лайлак. Для изготовления
ангоба используют жирные глины из Исфары,
Ангрена или Кызыл Кии. В прошлом кварц
и поташ для поливы изделий покупали в
готовом виде киргизов, а минеральные
красители - у торговцев в Коканде.
Поблизости от Риштана, на склонах Алайского
хребта добывали марганец - магл, необходимый
для получения красок темно лилового и
темно-коричневого цветов, железистую
глину - жуша, малгаш горную породу, богатую
окисями железа и хрома, которая шла на
составление желтой краски. Основные же
цвета палитры - бирюзовый и ультрамариновый
- достигались применением привозного
ложуварда - породы ляпис глазури, добываемой
в горах Бадахшана. В прежние времена он
в большом количестве завозился в Среднюю
Азию из Ирана и экспортировался затем
на российские и европейские рынки. Затем
его сменил фабричный кобальт. Для изготовления
красок из меди - мис - пользовались отходами
производства кокандских медников. Здесь
же в окрестностях собирали травы для
изготовления поташной ишкоровои глазури.
Именно она выявляла изумительно глубокий
и сочный изумрудно-бирюзовый цвет, свойственный
риштанской керамике. Технология изготовления
ишкоровои глазури трудоемка и капризна.
Следует строго соблюдать определенное
время сбора уже набравших сочность трав
- кирк бугина, чоройнака или гулобы, зола
которых богата окисями натрия калия,
магния. Собрать их необходимо до заморозков,
не повредив корни растений. Нужно соблюсти
режим тления травы, очистить золу от примесей,
доюавить в необходимых пропорциях кварцит
или белый песок и прочие компоненты. Фриттование
глазури производится дважды в специально
отведенном месте в топке печи. После вторичного
фриттования хороший ишкор принимает
зеленоватый цвет расплавленного стекла.
Полученную фритту тщательно измельчают
и добавляют для связки клейкие вещества.
Столь же тщательно обрабатывают поверхность
глиняных заготовок. Для покрытия готовят
особый состав белого ангоба - лоя, на котором
при обжиге выявлется яркий бирюзовый
цвет росписи. Изделия под ишкоровои глазурью
не требуют двойного обжига, но крайне
важен вид топлива и соблюдение температурного
режима - 980-1000 градусов по Цельсию. В прежние
времена риштанские мастера использовали
для растопки печей особые сорта древесины,
не дающие копоти, в основном саксаул иди
тал (ива). Топливом при обжиге изделии
чинни, требующем также высокой температуры,
служили дрова из зирка (барбариса) и арчи
(можжевельника).
В 1950-1960-е гг. растопка печей производилась
соляркой, с 1970-х гг. все риштанские мастера
перешли на газовое топливо. Гончарное
производство в Риштане прошло все фазы
развития - от домашнего гончарства до
современного производства. К концу XIX
в. Риштан оформился в один из крупнейших
в Средней Азии центров по выпуску глазурованной
посуды. Как свидетельствуют этнографы,
"в конце XIX-нач. ХХвв. в Риштане насчитывалось
80 гончарных мастерских, в которых работало
300 человек... В мастерской работали мастер,
члены его семьи, в некоторых - один-два
подмастерья. За сезон, который продолжался
6-7 месяцев, выпускалось 1500-1700 изделий..."
Это был период формирования цехового
производства, в котором каждый мастер
специализировался на одном из видов продукции
или на одном из процессов производства.
Существовало строгое деление между двумя
основными группами риштанских мастеров,
изготовлявших неполивную и глазурованную
посуду. Одну представляли кузагары и
танурчи - искусные формовщики, выделывавшие
крупные сосуды хозяйственного назначения
- кузы, хумы и прочую кухонную утварь,
а также тануры - печи для выпечки хлеба.
Иногда они использовали поливу в своих
изделиях, но считали ее излишеством. В
другую группу входили тавокчи - мастера
по выделке разнообразной расписной глазурованной
посуды: сафедпазы, чиннисозы, зардпазы.
В каждом цеховом объединении были свой
устав - рисоля, святой покровитель пир,
и свой избираемый старейшина - аксакал.
Существовало некоторое соперничество
между кузагарами и тавокчи. Кузагары
считали себя настоящими гончарами-кулолами
- "основными хранителями старых традиций
и основоположниками гончарства", но
оставались в тени более преуспевающих
и высокомерных тавокчи, расписная посуда
которых пользовалась большим спросом
и известностью. Обе группы мастеров проживали
компактно, каждая в своем квартале: кузагары
- в махалле Кузагарон (прежде Мир Хасан),
тавокчи - в махалле Чиннигарон. До середины
XIX в. эта махалля называлась Кулибегон
(Рабы бека), а в более ранние времена -
Калайи Поин (Нижняя крепость). В этих старинных
названиях запечатлены вехи истории Риштана
и его жителей. В начале XX в. в квартале
Чиннигарон насчитывалось 100 домов мастеров,
занимавшихся, в основном, производством
поливной посуды из фаянса - чинни.
Расселялись гончары и в других кварталах
города -махалле Кулолони Боло (Верхний
гончарный квартал), Дукчион (квартал веретенщиков)
и Казион (квартал судей). Ремесло мастеров
постигалось в процессе продолжительного
ученичества. Обучение мастерству у кузагаров
проходило в более короткие сроки, чем
у мастеров тавокчи. Но они редко допускали
к своему ремеслу посторонних. Торжественный
обряд посвящения в мастера - анжуман требовал
присутствия многочисленных членов цехового
объединения. У тавокчи собиралось на
анжуман до 600 человек. На плов уходило
до ста килограммов риса, кроме того, требовалось
сделать хорошие подарки аксакалам. Не
все молодые мастера могли себе это позволить.
Они долгое время пребывали в учениках
или уезжали на заработки в другие города
и селения. Старейшины цеха строго следили,
чтобы мастера, непрошедшие обряда посвящения,
не открывали своих мастерских в Риштане.
Было в обычае уезжать на работу в города
Ферганской долины - Сох, Хатырчи, Ура-Тюбе,
иногда в Самарканд и Бухару. Слава о риштанских
мастерах шла по всей Фергане. В Риштан
также приезжали обменяться опытом мастера
из Андижана, Асаке, Канибадама, иногда
из Гиждувана, Карши, Шахрисабза. К середине
XIX в. сложились основные стилистические
особенности риштанской школы гончарства,
сохранившиеся до настоящего времени.
Наиболее ранним видом гончарной посуды
риштанские мастера считают бирюзово-медную
- кабуди мисин, покрытую глухой поливой,
подкрашенной окисью меди зеленовато-голубых
тонов. Затем стали популярными изысканные
изделия из фаянсового черепка - чинни,
с тонким кружевом росписи под глухой
бирюзовой поливой.
Особенно
широко распространились изделия чинни
в конце XIX в. Помимо чинни, в широком
обиходе была белофонная, расписанная
ультрамарином посуда - ложувари, покрытая
мягкой прозрачной ишкоровой глазурью.
Голубая керамика Риштана вывозилась
на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента
и Бухары. Быстрому и повсеместному
ее распространению способствовали
не только отменное качество, но относительная
дешевизна по сравнению с китайской
посудой, ввоз которой из Кашгара
к этому времени прекратился.
Способствовали спросу особо почитаемый
на Востоке цвет бирюзы и, конечно, использование
риштанскими мастерами наиболее
предпочитаемых местным населением
форм и декора.
Некоторые элементы подражания китайскому
фарфору не вводили покупателей в заблуждение,
даже при том, что наиболее предприимчивые
мастера в целях лучшего сбыта ставили
на поддонах изделий свои клейма в "китайском
стиле". Посуду эту так и называли: елгон
чинни, сопол чинни, тошкан чинни, чинни
мусульмони, т.е. ложный, глиняные ташкентский,
мусульманский фарфор. Следует отметить,
что в самом Китае глухая полива не применялась.
Чрезвычайно красочные "парадные"
изделия крупных открытых форм - блюда,
чаши, богато орнаментированные сине-бирюзовыми
растительными узорами по снежно-белому
фону под прозрачной глазурью, часто украшенные
подписями благопожеланий, - особенно
ценились покупателями, служили предметом
украшения мехмонхоны и подарком по случаю
торжества. Им подражали повсеместно.
Меньшее распространение получила в Риштане
посуда, расписанная цветными ангобами
под свинцовой глазурью золотисто-желтого
или зеленовато-желтого цвета, за счет
добавки окиси сурьмы - малгаша. В начале
XX в. ее производством занимались зардпазы
Усто Тохта, Усто Ташкулол, Усто Исамиддин.
В настоящее время в Риштане восстановлена
технология изготовления ишкоровой глазури
и все риштанские мастера используют её
для оформления своих изделий.
Орнаментика включает небольшой круг
мотивов - кувшин, четырехлистник, крестообразный
крупный узор, звездчатые фигуры. Не очень
разнообразна, но самобытна пластика форм
изделий, представленных огромными ляганами
(диаметр 0,5 м.), средними и плоскими блюдами
хозяйственно-бытового назначения, блюдами
с парными ушками. Главная особенность
керамики бухаро-самаркандской школы
связана с технологическим фактором -
использованием свинцовой глазури и зелено-желтых
и коричневых красителей, во многом определявших
характер образного звучания изделий.
По своим формам изделия этой школы в 1990-х
годах в основном развивают традиции предшествующих
десятилетий.