Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью данного исследования является: определить роль художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом в исследовании решались следующие задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР в специальной литературе;
3) рассмотрение художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики;
Введение
Изучение проблемы развития мелкой моторики рассматривался педагогами, психологами и физиологами Павловым И.П., Бехтеревым В.М., Лурией А.Р., Леонтьевым А.Н. и др.
В
своих исследованиях они
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений.
На сегодняшний день развитие произвольной ручной моторики детей дошкольного возраста с ЗПР является одной из актуальных проблем специальной педагогики, так как у большинства детей все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Это отрицательно сказывается на формировании предметной, игровой и других видах деятельности детей, что нередко может привести к нарушению развития их познавательных процессов.
Для развития произвольной ручной моторики используются различные виды деятельности, такие как рисование, лепка, конструирование из бумаги и, в частности, художественно-ручной труд. Так как в процессе работы с различными материалами (пластилин, бумага, бросовый материал и др.) не только развивается произвольная ручная моторика, но и обогащаются представления детей об окружающих предметах, и он способствует проявлению умственной и речевой активности.
Таким образом, целью данного исследования является: определить роль художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – особенности развития произвольной ручной моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование произвольной ручной моторики у детей с ЗПР посредством художественно-ручного труда.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом в исследовании решались следующие задачи:
1) изучение
и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей развития произвольной
ручной моторики детей с ЗПР в специальной
литературе;
3) рассмотрение художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики;
4)проведение
экспериментального
Гипотеза: процесс развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР будет успешно осуществляться в различных видах деятельности, в частности в рисовании, лепке, конструировании из бумаги, так как они способствуют развитию произвольной ручной моторики, дифференцируют движения пальцев, позволяют совершенствовать ловкость пальцев. Эффективность процесса формирования произвольной ручной моторики у детей с ЗПР обеспечит успешное использование этих элементов художественно-ручного труда.
Методы
исследования: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, формирующий и констатирующий
эксперимент, анализ продуктов деятельности.
I глава. Теоретические аспекты изучения особенностей развития произвольной ручной моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1. 1 Динамика и показатели развития произвольной ручной моторики дошкольников в онтогенезе
Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам (Е.П. Ильин). Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями» [3,139].
Первые элементарные манипуляции с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями. На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.
В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной - ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.
В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым - «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу.
В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
Между
7 и 10 годами, в связи с окончательным
анатомическим созреванием
М.М. Кольцова [9,65] пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Еще одним автором Г. С. Люблиной, были описаны ступени развития психомоторики детей дошкольного возраста:
Первый год жизни:
Первый месяц: руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.
Второй месяц: руки ещё сжаты в кулачки, но взгляд малыша более определён и направлен. Ребёнок часто разглядывает свои руки, «зафиксированные» на расстоянии.
Третий месяц: руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить в них что-либо, пальцы ухватятся и будут держать решительно и осознанно. Появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например игрушку, подвешенную над кроваткой.
Четвёртый месяц: пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз.
Пятый месяц: ребёнок высоко поднимает голову, разглядывает всё вокруг. Если дать ему два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнёт подтягиваться, пытаясь сесть. Если рядом находятся игрушки, то хватает их, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает.
Шестой месяц: ребёнок умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать) или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать». Целенаправленные манипуляции с предметом помогают материально понять причину и следствие: надавишь на игрушку – запищит.
Седьмой месяц: малыш настойчиво упражняет пальцы - продолжается совершенствование в хватании предметов.
Восьмой месяц: у ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев.
Девятый месяц: скачок в развитии тонкой моторики. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку).
Десятый месяц: классическая пора ползания. Ребёнок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета, и т.д.
Одиннадцатый месяц: если раньше малыш производил с предметами манипулятивные действия, то сейчас он пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки - пить, куклу укладывает спать, укачивая. Ребёнок готовится овладеть вершиной ручных и сенсорных способностей - умением нанизывать кольца на стержень пирамидки.
Двенадцатый месяц и год: малыш начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи. С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведёрком носит песок.
Далее рассмотрим особенности развития психомоторики у детей второго года жизни.
В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга - ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними.
В этом возрасте очень важны книжки - раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами. Учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия.