Художественно-ручной труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является: определить роль художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом в исследовании решались следующие задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР в специальной литературе;
3) рассмотрение художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 969.50 Кб (Скачать)

 

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап  – диагностика, включающая в  себя констатирующий эксперимент.

              Цель - выявить первоначальный уровень развития произвольной       

              ручной моторики  детей с ЗПР.

2 этап - разработка и апробация занятий  по художественно-ручному труду,     

             направленных на развитие произвольной  ручной моторики.

             Цель – качественно повысить уровень развития произвольной ручной 

            моторики через использования  занятий по художественно - ручному  

            труду.

3 этап  – контрольный эксперимент.

              Цель – определить эффективность  занятий по художественно-

              ручному труду в процессе формировании произвольной ручной моторики.

     Для выявления уровня сформированности произвольной ручной моторики были отобраны следующие методики  [6, 34- 44; 19, 133-135]:

Методика  № 1. «Птенчики»

Цель: определить особенности развития произвольной ручной моторики.

Методика  № 2: «Дорисуй фигуры».

Цель: выявить уровень развития моторной координации, моторного анализа и обобщения.

Методика  № 3 «Зигзаги»

Цель: выявить уровень развития наглядного и внутреннего моторного контроля движений обеих рук.

Методика  № 4 «Рамки Монтессори».

Цель: выявить уровень развития координации, ловкости движений рук, сформированности «пинцетного захвата».

Методика  № 5. Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Цель: определить качество и степень дифференцированности движений тонкой моторики пальцев (приложение 1).

Согласно  взятым методикам, мы выделили три уровня  развития произвольной ручной моторики:

      Высокий уровень развития: (5 – 8 баллов). Ребенок работает сосредоточенно, придерживается собственной стратегии контроля за движениями руки. Действия уверенные, четкие, ровные. Понимают принцип работы.

      К этому уровню относятся дети, освоившие сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, структуру поверхности.

      При копировании с образца работает четко, уверенно. Работа идентична эталону. Допускается незначительное отклонение.

      Ребёнок легко преодолевать трудности; высоко развиты воля и познавательные интересы.

      Ребенок готов к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с  водой, бумагой, природными материалами и т.д. Им освоены сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, щётки и др.

      Быстрый темп работы пальцев рук, одновременные  движениями нескольких пальцев. Сформированы  все виды захватов - захват щепотью (тремя пальцами), ладонный захват и «пинцетный захват». Сформированы навыки перекладывания из руки в руку. Моторные навыки разнообразные и сложные. Действия обеих рук согласованны.

     Средний уровень развития: (9 – 12 баллов). Ребенок работает сосредоточенно, но может отвлекаться на сильные внешние раздражители. В сложных элементах работы ему может потребоваться подсказка, помощь. Действия немного неуверенные. Но основной принцип работы понимают.

Основные  сенсорные эталоны ребенком усвоены: величина, длина, форма, цвет и структура поверхности.

      Освоены часть способов резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, с использованием ткани, бумаги, проволоки, фольги, подсобные и природные материалы; ребенок применяет основные орудия труда и инструменты, но не все возможности их использования: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки.

      При копировании с образца работает неуверенно, прибегает к помощи и  подсказкам взрослого. Работа отличается от образца.

Отмечаются  трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки, «путается» в пальцах.

     Наблюдаются недочеты, неловкость; общая моторная неловкость наряду с большим старанием.

     Отмечается  медленный темп, одновременные движениями нескольких пальцев.  Могут быть не сформированы отдельные виды захватов

     Низкий  уровень развития: (13 – 15 баллов). Дети с плохо развитой ручной моторикой работает с частыми отвлечениями, не придерживается стратегии работы и плохо контролирует движения рук. Действия неуверенные, грубые. Не понимает принципа работы.

      При копировании с образца наблюдаются  резкие отличия от величины, формы, симметрии. Работает неуверенно. Не умеет  работать без контроля зрения. Не преодолевает трудности без помощи взрослого.

Ребенок не способен экспериментировать в работе с водой, бумагой, природными материалами и т.д. Им освоены малая часть способов резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания. При работе с тканью, бумагой, проволокой, фольгой, подсобными и природными материалами испытывает значительные трудности. При использовании различных орудия труда и инструментов: ручки, карандаша, кисточки, фломастера, ножниц и др. испытывает трудности в способах работы с ними.

Темп  работы пальцев рук медленный, расторможенный. Не сформированы или плохо сформированы  виды захватов - захват щепотью, ладонный захват и «пинцетный захват». Моторные навыки бедны. Действия обеих рук не согласованны.

     Плохая  координация сложных движений, их недостаточность точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

     Характерными  являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений.

      Не  успевают за ребятами в группе на занятиях.

      Ребенок чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных сверстникам.

3.1  Констатирующий эксперимент

     Цель  данного этапа – выявить  уровень  сформированности произвольной ручной моторики  детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

     Задачи: 1) определить уровень развития произвольной ручной         

                   моторики;

                   2) проанализировать полученные данные.

(приложение 2)

Таблица 2. Результаты  констатирующего эксперимента

И. Ф. ребёнка методики
1 2 3 4 5 итого
Дарья И. ср ср ср в ср ср
Максим  С. в ср ср ср в в
Марина  С. ср ср н в в ср
Александр М. ср ср ср в ср ср
Вячеслав  А. н ср ср в ср ср
Игорь З. в в ср ср н ср
Ахмед Н. ср ср н ср в ср
Николай П. ср ср ср в в в
Светлана  К. ср в н в ср ср
Юлия  К. ср н н ср ср ср

 
 
 

Диаграмма 1

     

     (приложение 6)

      20% детей были отнесены к высокому  уровню развития произвольной  ручной моторики. У этих детей  наблюдались уверенные, четкие действия, работали они сосредоточенно, придерживаясь собственной стратегии контроля за движениями руки. Понимали принцип работы, безошибочно дорисовывали фигуры (Света, Игорь).

      Сенсорные эталоны усвоены: величина, длина, форма, цвет. Дети адекватно воспринимали и безошибочно соотносили объекты с учётом  цвета и формы (Даша, Марина, Саша, Слава, Коля, Света).

     Сформированы  все виды захватов - захват щепотью , ладонный захват и «пинцетный захват». Моторные навыки разнообразные и  сложные (Максим, Игорь). Отмечен быстрый темп работы пальцев рук, одновременные движения нескольких пальцев, действия обеих рук согласованные, четкие, уверенные (Максим, Марина, Коля).

     У 80% детей был выявлен средний  уровень развития произвольной ручной моторики. При проведении методики на исследование произвольной моторики пальцев рук дети смогли повторить большую часть заданий.  Действия были неуверенными, наблюдались недочеты, общая моторная неловкость наряду с большим старанием, отмечался медленный темп одновременного движениями нескольких пальцев (Даша, Саша,  Ахмед, Юля). Проявляли интерес во время занятия.

     Трудности вызвала методика «Зигзаги». Дети с  трудом могли одновременно действовать  обеими руками (Юля, Света, Марина, Ахмед).

     Наблюдались небольшие трудности при захвате  фигур в методике «Рамки Монтессори», движения были неуверенными, не с первого  раза соотносили предметы по форме, но «пинцетный» захват сформирован  хорошо.  Дети адекватно воспринимали и соотносили объекты с учётом  цвета и формы. Основные сенсорные эталоны усвоены: величина, длина, форма, цвет и структура поверхности (Максим, Игорь, Ахмед, Юля).

     Методика  «Дорисуй фигуры» не вызвала трудностей, но при этом дети не всегда могли  дифференцировать недорисованные фигуры, наблюдалась небольшая асимметрию в рисунках (Даша, Марина, Коля, Саша, Слава, Ахмед, Максим).

     После проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы.  

     Таблица 3 Список детей контрольной группы

И.Ф. ребёнка возраст
1 Слава А. 6 лет 1мес
2 Ахмед Н. 6лет 9мес
3 Юлия К. 7лет 2мес
4 Даша И. 7лет 7мес
5 Максим С. 7лет 4мес

 
 
 
 

     Таблица 4 Список детей экспериментальной группы

И. Ф. ребёнка возраст
1. Игорь З. 6лет 4мес
2. Саша М. 6лет 4мес
3. Марина С. 6лет 11мес
4. Коля П. 7лет 1мес
5. Света К. 7лет 3мес

 

Таким образом, результаты констатирующего  этапа эксперимента показали, что на момент обследования 20% детей имеют высокий уровень развития произвольной ручной моторики, у 80% детей был выявлен средний уровень развития произвольной ручной моторики. Детей с низким уровнем развития выявлено не было. 

3.2 Формирующий эксперимент

      Получив объективные данные об уровне сформированности произвольной ручной моторики  детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, путем проведения ряда диагностических методик, мы решили подтвердить выдвинутую нами гипотезу с помощью проведения с экспериментальной группой занятий по художественно-ручному труду. Контрольная группа продолжала заниматься по программе какой дошкольного учреждения.

      Целью проводимой нами работы являлась разработка занятий по художественно – ручному  труду, направленных на развитие произвольной ручной моторики. Исходя из этого, в задачи работы входило:

    1. создание оптимальных условий  для успешного формирования произвольной  ручной моторики;

    2. формирование произвольной ручной  моторики на занятиях по художественно-ручному  труду;

    С экспериментальной группой  детей проводились дополнительные занятия на протяжении 2 месяцев (март, апрель) 1 раз в неделю - 7 занятий.

    Каждое  занятие включало в себя:

    • организационный момент (приветствие);
    • пальчиковая гимнастика;
    • основная часть;
    • итог занятия, прощание.

Информация о работе Художественно-ручной труд