Художественно-ручной труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является: определить роль художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом в исследовании решались следующие задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР в специальной литературе;
3) рассмотрение художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 969.50 Кб (Скачать)

    Коррекционно – развивающая работа осуществлялась как в первой половине дня, так и во – второй в соответствии с сеткой работы учителя - дефектолога и воспитателя (Приложение 3). Продолжительность занятия составила 20-25 минут. (Конспекты - Приложение 4).

     Таблица 5 Тематический план

тема задачи Количество  минут
 
игольница "Рыбка"
  •     Закреплять умения детей вырезать детали из геометрических фигур (прямоугольника, квадрата) разной величины.
  • Учить, правильно располагать мелкие детали на поделке.
    Закреплять  умение отбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей.
  • Продолжать учить детей выполнять пятиступенчатую инструкцию, проговаривая её последовательность.
  • Расширять словарь детей существительными: игольница, поролон, плавник, хвост; прилагательными: настенная; наречиями: вверх, вниз.
  • Воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками.

    Прививать навыки культуры поведения и культуры общения  между людьми.

20-25
Время и мы. •Закрепить  знания детей о часах и их назначении.

•Упражнять  в умении узнавать время по часам.

•Уточнить знание детей о геометрических формах.

•Развивать  произвольную мелкую моторику, силу рук;

• Развивать  навык хватания – учить детей  захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и величину предмета;

•Развивать  умение отгадывать и загадывать загадки.

•Учить аккуратно  работать с крупой.

•Закрепить  умение принимать участие в коллективной работе, находить место в общей  композиции.

•Обогащать  речь антонимами и родственными словами.

20-25
"Гороховые  фантазии". •Учить детей  украшать лепку горошинами.

•Продолжать учить  детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и  круговое), придавливание, загибание, соединение.

•Закрепить  знания о цвете, упражнять в назывании цвета.

•Развивать  память, фантазию, мелкую моторику кистей рук, силу рук;

•Развивать  точные и дифференцированные движения кистей и     пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и  кистей рук. Развивать навыки хватания.

•Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

20-25
«Игрушки - шумелки». • Учить детей  делать игрушки - шумелки из бросового  материала; при изготовлении пользоваться ранее полученными умениями и  навыками; • Закреплять умение самостоятельно находить новые конструктивные решения, выбирать материал;

•Развивать  точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять  мышцы пальцев и кистей рук;

•Способствовать формированию представлений о сенсорных  эталонах;

•Развивать  у детей навыки элементарной техники  изобразительной деятельности, способствовать освоению способов работы с художественными материалами;

•Воспитывать  умение работать дружно, слаженно, радоваться полученному результату;

•Использовать игрушку - шумелку в игре.

20-25
"Подарки  для друзей" •учить детей изготавливать объемную игрушку на основе конуса;

•учить  пользоваться рисунками в качестве образцов;

•самостоятельно анализировать образец, придавая поделкам выразительность путем использования  характерных деталей;

•закреплять навыки вырезывания круга и овала, срезая уголки у квадрата или прямоугольника, разрезать квадрат на треугольники;

•закреплять умения вырезать из бумаги, сложенной  вдвое;

•совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой;

•закрепить  знания детей о диких животных.

•Развивать  силу рук;

•Развивать  точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять  мышцы пальцев и кистей рук;

•Способствовать формированию представлений о сенсорных  эталонах;

•Развивать  согласованные движения пальцев  обеих рук.

20-25
"Весенние  цветы" •Учить детей  делать цветы из гофрированной бумаги.

•Формировать  умение учитывать свойства бумаги при  выполнении поделки.

•Развивать  мелкую и общую моторику, согласовывать  движения обеих рук, осуществлять зрительный контроль.

•Закрепить  приметы весны.

•Воспитывать  интерес к изготовлению поделок  из бумаги.

20-25
«Рыбки  в аквариуме» ● Продолжать учить  делать игрушки способом оригами;

● Учить предварительно обдумывать последовательность действий;

● Закрепить  умение делить квадрат пополам по диагонали, чётко совмещая стороны и углы;

● Учить детей  подражать движениям рук взрослого;

● Развивать  точные и дифференцированные движения кистей и     пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и  кистей рук;

● Воспитывать  стремление доводить начатое дело до конца.

20-25

 

      3.3 Контрольный эксперимент

      Для получения данных о динамике развития познавательной деятельности в экспериментальной  группе, мы  повторно провели диагностику, с использованием тех же методик, которые применяли в констатирующем эксперименте.

      (Приложение 5)

      Таблица 6 Результаты контрольной группы

И. Ф. ребёнка методики
1 2 3 4 5 итог
Слава А. ср в ср в ср в
Ахмед Н. ср 3 н ср в ср
Юлия  К. ср ср н ср ср ср
Даша  И. в ср ср в ср в
Максим  С. в ср ср в в в

 

Таблица 7 Результаты экспериментальной группы 

И. Ф. ребёнка методики
1 2 3 4 5 итог
Игорь З. в в н в н ср
Саша  М. в ср ср ср ср в
Марина  С. в в ср в в в
Коля  П. ср ср ср в в в
Света К. ср в ср в ср в

 
 

Диаграмма 2

 
 

(приложение 7) 

     Сравнительные исследования детей контрольной  и экспериментальной групп показали, что у  60% детей контрольной  группы и 80% детей экспериментальной  группы был выявлен высокий уровень  развития произвольной ручной моторики.

        Дети работали сосредоточенно, придерживаясь собственной стратегии контроля за движениями руки. Действия уверенные, четкие, ровные. Понимали принцип работы. Отмечался быстрый темп работы пальцев рук, одновременные движениями нескольких пальцев. Сформированы  все виды захватов - захват щепотью, ладонный захват и «пинцетный захват» (Даша, Максим, Марина, Саша, Игорь).

     Моторные  навыки разнообразные и сложные. Действия обеих рук согласованны. Сенсорные эталоны детьми усвоены: величина, длина, форма, цвет, структура поверхности. Координация точная, движения уверенные и ловкие, «пинцетный» захват сформирован, без ошибок  соотносят предметы по форме, умеют выбирать формы по названию и называть их (Даша, Максим, Марина, Саша, Слава, Игорь, Коля, Света).

      Легко преодолевают трудности; высоко развиты воля и познавательные интересы.

     60% детей  контрольной группы  и 20% детей экспериментальной  группы были отнесены к среднему  уровню развития произвольной  ручной моторики. Дети работали сосредоточенно,  но иногда отвлекались на сильные внешние раздражители. В сложных элементах работы иногда требовалась подсказка, помощь. Действия немного неуверенные. Но основной принцип работы понимали.

     Основные  сенсорные эталоны усвоены: величина, длина, форма, цвет и структура поверхности. Трудности в соотнесении предметов по форме, «пинцетный» захват достаточно хорошо сформирован (Юля, Ахмед).

     Отмечаются  трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки (Даша, Максим, Марина, Саша, Слава, Коля, Света).

       Наблюдались недочеты, неловкость; общая моторная неловкость наряду  с большим старанием. Отмечался  медленный темп при одновременных  движениям их нескольких пальцев  (Саша, Слава, Игорь, Света, Юля). 
 

Диаграмма 3

Диаграммы, отражающие динамику уровня формирования произвольной ручной моторики при занятиях по художественно-ручному  труду с  детьми экспериментальной  группы

    Сравнив данные контрольной и экспериментальной групп, мы можем проследить динамику развития произвольной ручной моторики у детей обеих групп и сделать вывод о значении художественно-ручного труда в формировании произвольной ручной моторики .  Дети экспериментальной группы качественно повысили уровень произвольной ручной моторики: 60% детей – со среднего уровня на высокий, а дети, ранее имеющие высокий уровень развития произвольной ручной моторики, улучшили свои показатели по многим направлениям.  
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, произвольная ручная моторика – это совокупность скоординированных непроизвольных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

     У большинства детей с ЗПР специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Это отрицательно сказывается на формировании предметной, игровой и других видах деятельности детей, что нередко может привести к нарушению развития их познавательных процессов.

     Исследования в области специальной педагогики и психологии показали, что включение ребёнка с задержкой психического развития в процесс коррекционно – развивающей работы позволяет в наибольшей мере реализовать и развить его потенциальные возможности в дошкольном возрасте (Г. Л. Выгодская, О. П. Гаврилушкина, Ж. И. Шиф и др.).

       Одним из важнейших средств коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития принадлежит художественно-ручному труду – это вид художественной деятельности, в процессе которого ребенок создает красивые, выразительные предметы и украшает, благоустраивает окружающую среду.

Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития произвольной ручной моторики этой категории детей преимущественно средний: действия детей неуверенные, отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки, «путается» в пальцах; наблюдаются недочеты, неловкость; общая моторная неловкость наряду с большим старанием; медленный темп, одновременные движениями нескольких пальцев. Могут быть не сформированы отдельные виды захватов. Основные сенсорные эталоны ребенком усвоены: величина, длина, форма, цвет и структура поверхности.

      На  основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была разработана и апробирована система занятий по развитию произвольной ручной моторики детей путем проведения с детьми ряда занятий по художественно-ручному труду.

       Динамика  обучения показала, что разработанная серия занятий по формированию произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития дошкольников является эффективной. У всех испытуемых экспериментальной группы наблюдалось повышение результатов. Было отмечено повышение качественного уровня  произвольной ручной моторики.

      Таким образом, результаты исследования показали эффективность использованной нами серии занятий и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких» / М., 2001-16 стр.
  2. Безубцева, Г.В. Т.Н. Андриевская.  Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет /– М.: Изд. ГНОМиД, 2003 –120 стр.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности./ – М., 1966. - 349 стр.
  4. Борякова  Н.Ю.   Ступеньки  развития. Ранняя  диагностика  и коррекция задержки психического развития./ М.,1999 г.-64 стр.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций./ - М.: Изд. АПН СССР/ 1960. – 500 стр.
  6. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждения (методики, тесты, опросники). /Волгоград: Изд. «Учитель», 2010 г.-297 стр.
  7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов/- СПб.: Питер, 2003. - 384стр.
  8. Козлина Александра. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. /Изд.: Мозаика-Синтез, 2008 г- 64 стр.
  9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка./ М.: Педагогика, 1973. – 143 стр.
  10. Лебединской К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ М.: Педагогика, 1982.-128 стр.
  11. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы./ - М.: Педагогика, 1970. – 495 стр.
  12. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/- М. : Academia, 2001. - 246 c.
  13. Пузанов Б.П., Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / - М.: Изд. «Академия», 2001. - 272 стр.
  14. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр./ С.-Пб., 1997-332 стр.
  15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. / - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 стр.
  16. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика.-М.: Знание, 1978-96 стр.
  17. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. /Нижний Новгород. 1994, 164 стр.
  18. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. Проблемы речи и психолингвистики. /- М.: МГПИИЯ, 1971 – 198стр.
  19. Чередникова Т.В. Проверьте психическое развитие ребенка: 105 психологических тестов/ С-П.: Издательство «РЕЧЬ», 2004 г- 320 стр.
  20. Шахрай Е. А./ эл.журнал «Школьное образование»/ http://www.beeducated.ru

Информация о работе Художественно-ручной труд